Соединенных Штатов Америки музыка

87

Особенности формирования муз. Культуры США, начавшегося в кон. 17 в., во многом определялись колониальным типом развития страны. Перенесённые на амер. Почву муз. Традиции Европы, Африки, позднее Азии усваивались и, взаимодействуя, трансформировались применительно к новым условиям. Одновременно происходило зарождение новых, типично амер. Муз. Традиций, отражавших образ жизни и духовные запросы "молодой нации" (к сер. 19 в. В США сложился ряд традиций, отмеченных нац. Характерностью. Хор. Пение, игра бэндов, представления т. Н. Минстрел-шоу, спиричуэлы и др.). Сформировавшаяся в целом к нач. 20 в. Муз. Культура США включает развитые формы муз. Жизни, широко разветвлённую и разработанную систему спец. Учреждений и орг-ций, также отличающихся своеобразием (новые формы управления культурными процессами и их финансирования, типы коммерч.

И некоммерч. Проф. Организаций и характер их деятельности. Роль ун-тов, центров исполнит. Иск-в и др.). В первые десятилетия 20 в. Сложились специфич. Нац. Виды музыки, обладавшие совершенно новым типом выражения, - блюз, джаз, мьюзикл, т. Н. Кантри-мьюзик и др. (нек-рые из них явились результатом афро-амер. Культурного синтеза). Возникли нац. Композиторская, несколько позднее исполнительская и музыковедческая школы. Пестрота состава населения США (в этнич., социальном и религ. Отношениях) и специфика развития амер. Общества - неравномерное освоение разл. Частей страны, приведшее к образованию нескольких (при отсутствии тяготения к единому центру) историко-культурных областей (Новая Англия, Юг, Калифорния, Северо-Восток, Аллеганы, Ср.

Запад и др.),- обусловили значит. Многообразие видов, жанров, стилей музыки (не все стали общеамериканскими) и форм муз. Жизни. Развитие амер. Муз. Культуры, к-рое отличается особой интенсивностью, во многом определяется коммерч. Фактором. "индустриализацией" одних видов муз. Иск-ва (джаз, кантри-мьюзик и особенно поп-музыка) и зависимостью других (серьёзная музыка) от частных и гос. Фондов. Критерии оценки всё в большей степени стали зависеть от "рыночного" успеха. Это породило стремление к сенсационности, созданию "кратковременных ценностей", позднее привело к "идоломании".В 20 в. Наряду с продолжающимся усвоением элементов муз. Культур др. Стран начинается обратный процесс - усиливающегося влияния музыки США на иск-во народов др.

Континентов. Экспансия амер. Культуры связана с общей политико-идеологич. Доктриной США и обеспечивается гос. Финансированием и мощной системой средств массовой информации.Наиболее древнее на территории совр. США - иск-во сев.-амер. Индейцев, многочисл. Племена к-рых (ирокезы, чиппева, сиу и др.) имели (а остатки индейского населения в совр. Резервациях сохранили) самобытную муз. Культуру, связанную со сложной системой верований, ритуалов и обычаев. В неё входит песенная и танц. Музыка. В зависимости от назначения она имеет культовый или чисто бытовой характер. Музыка индейцев гл. Обр. Одноголосна, преим. Пентатонич. Склада, с характерным нисходящим мелодич. Движением. В песнях (трудовые, военные, лирич., обрядовые и др.) важная роль принадлежит ритмич.

Началу. Они исполняются соло или в унисон группой участников. Техника пения отличается специфич. Эффектами, часто связанными со звукоподражанием голосам природы. Среди инструментов - гл. Обр. Духовые (флейты, свистки) и ударные (барабаны, трещотки). Иск-во аборигенов долгое время не привлекало внимания переселенцев из Европы. Описание нек-рых особенностей индейских песен содержится в очерках художника Дж. Кэтлина (1832-39), в заметках этнографа X. Р. Скулкрафта (1851). Первое науч. Исследование в этой области - "Музыка североамериканских индейцев" Т. Бейкера (1882). С кон. 19 в. Резервации стали регулярно посещать фольклористы и этнографы (Э. Флетчер, Н. Кёртис, Ф. Денсмор и др.), собиравшие и нотировавшие индейскую музыку, а позднее фиксировавшие её средствами звукозаписи.

В сер. 20 в. Она стала записываться на пластинки. Появились серьёзные исследования А. Мерриама, Б. Нетля и др. Индейский фольклор использовали нек-рые амер. Композиторы. Впервые - Дж. Хьюитт (балладная опера "Таммани", 1794), затем Э. Мак-Доуэлл (2-я, "Индейская сюита", 1895), позднее - А. Фаруэлл, Ч. Кэдмен и др.В процессе колонизации Сев. Америки постепенно складывалась муз. Культура, тесно связанная с европейской (в 17 в. - с культурой Великобритании), однако вскоре приобретшая ряд отличит. Признаков. Колонисты-англичане были пуританами, строгость нравов и религ. Этика к-рых препятствовали развитию светских муз. Жанров (см. Английская музыка). Они ограничивались пением псалмов (псалтыри Эйнсуорта, 1618, "Bay Psalm Book", 1692, и др.

Сб-ки, составленные в Европе). В юж. Колониях, где влияние пуритан было не столь сильным (в отличие от Новой Англии), в среде англ., шотл. И ирл. Переселенцев были распространены песни и танцы их родных мест. В то же время суровый образ жизни переселенцев, формировавшиеся новые уклады, обычаи и вкусы постепенно вызывали потребность в ином, отличном от европейского муз. Иск-ве. В соответствии с духом складывавшейся нации особое значение приобрёл в США религ. Гимн. В противоположность жанрам культовой музыки, утвердившимся в странах Европы, религ. Гимн в США стал по существу универсальной формой муз. Выражения. Отсюда его большая динамичность, более живой, "земной" характер. В связи с повсеместным распространением религ.

Гимна получили особое развитие традиции хор. Пения, приобретшие важнейшее значение для муз. Культуры США (свои хор. Коллективы имеют почти все ун-ты, колледжи и др.). Стали возникать хор. Школы, издававшие спец. Руководства (первое - Дж. Тафтса, 1721), в Бостоне было осн. Об-во по распространению пения на проф. Уровне (1722). Т. Н. Движение певч. Школ, наиболее характерное для Бостона и его окрестностей, было связано с деятельностью мн. Талантливых любителей, сочинявших религ. Гимны. Среди них - С. Белчер, О. Холден, Дж. Ингалс, Дж. Морган, Д. Рид, Т. Суон, Дж. Кимбелл. Ведущим в этой группе представителей т. Н. Первой новоангл. Школы (так назвали её впоследствии муз. Историки) стал У. Биллингс - композитор-любитель (дубильщик по профессии), хор. Сочинения к-рого отмечены мастерством, художеств.

И нац. Самобытностью. Им изданы сб-ки "Новоанглийский псалмопевец" (1770), "Спутник мастера пения" (1778), "Континентальная гармония" (1794) и др., в к-рые включены лучшие его гимны и хоралы, в т. Ч. "И будь счастлива, Америка", "Честер", "Когда Иисус плакал". Многие из них исполняются и ныне амер. Хор. Коллективами. Совр. Композиторы США (в т. Ч. Г. Коуэлл, У. Шумен, Р. Л. Финни) используют их в своих сочинениях. Биллингсу принадлежат также неск. Инструктивных работ о традициях хор. Исполнительства. Отличит. Черты хор. Музыки кон. 18 в. - 3-4-гол. Фактура смешанного хора, мелодич. Угловатость, ритмич. Острота, гармонич. Жёсткость. Излюбленной формой стали т. Н. Фугированные напевы (fuguing tunes) с имитац. Развитием в средней части. В кон. 18 в. У. Смит, У. Литл и Э.

Лоу ввели новую систему нотации невменного типа (shape notes), впервые использованную в сб. "Пособие для начинающих" (изд. В Олбани, 1798). Ставящая целью максимальную доступность, эта система, однако, не получила достаточно широкого распространения и просуществовала сравнительно недолго.Большое значение в развитии проф. Муз. Традиций имела деятельность нем. Т. Н. Протестантов-пиетистов и Моравских братьев (последователей идей Я. Гуса), основавших поселения Эфрата, Литиц, Назарет, Сейлем, а также Бетлехем (близ Филадельфии). В жизни этих поселений культовая музыка (гимны, псалмы и энсземы) играла особую роль. Строились органы, создавались "Collegium musicum" (первый в Бетлехеме - в 1744), куда входили хор. И инстр. Ансамбли (исполнялись также светские соч.

Крупнейших европ. Композиторов), было введено (впервые на территории США) спец. Муз. Образование. Многие из членов религ. Общин сочетали свою деятельность с музыкальным творчеством - К. Байссел (Эфрата), И. Денк, Дж. Петер, Д. М. Михаэль (Бетлехем) и др. В 1769 испан. Монахи-францисканцы основали в Калифорнии неск. Католич. Миссий, в жизни к-рых большую роль играла музыка (сохранились мессы священника Дурана).К 18 в., по мере расселения иммигрантов из разных стран Европы, образовались центры разл. Нац. Муз. Культур (сами поселения строились в соответствии с нац. Традициями). Калифорния и др. Юго-зап. Штаты, граничившие с Мексикой, стали районами средоточия испан. Культуры, Каролина - французской, Луизиана - испано-французской, Пенсильвания - немецкой и английской и др.

Европ. Музыканты, продолжавшие переселяться в США (гл. Обр. Из Англии), вносили новые светские тенденции, характерные для англ. Музыки 18 в. (театр. Представления с музыкой, домашнее музицирование). Всё это, а также рост городов способствовали развитию светской муз. Жизни. Выделились её центры - Бостон (30 XII 1731 здесь состоялся первый в США платный любительский концерт в частном доме), Уильямсберг, Филадельфия, а также Нью-Йорк, (здесь в 1736 прошёл первый публич. Концерт - выступление органиста К. Т. Пахельбеля), Чарлстон, Балтимор и др.Стала популярна англ. Балладная опера. Первая такая опера ("Флора, или Крюк в колодце") пост. В Чарлстоне в 1735. Позднее шли оперы англ. Комп. М. И Т. Арнов, Ч. Дибдина, С. Сторейс и др. В 1750 в Нью-Йорке филадельфийские актёры поставили "Оперу нищих" Дж.

Гея и Дж. Пепуша. Англ. Оперная труппа У. Холлема, игравшая в 1752 в Уильямсберге, а затем обосновавшаяся в Нью-Йорке, стала называться Амер. Компанией. В 1792 англичане Т. Уигнелл и А. Рейнагль создали в Филадельфии т. Н. Новую компанию. Её спектакли шли в помещении т-ра на ул. Честнат (здесь в 1808 пост. Опера Дж. Брея "Индейская принцесса, или Прекрасная дикарка"). Любительские муз. Собрания и спектакли получили распространение во всех значит. Амер. Городах (за исключением Бостона, где в то время по морально-религ. Соображениям не разрешались театр. Представления).Во 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. Гл. Роль в муз. Жизни страны продолжали играть проф. Музыканты-иммигранты из Европы - муз. Руководители театр. Трупп, церк. Органисты, учителя музыки (в их числе также были концертанты), в то время как коренные американцы оставались "благородными любителями" ("genteel amateur", по определению историка амер.

Музыки Г. Чейза). Просвещённые американцы, однако, стремились получить хорошее образование, в т. Ч. Музыкальное. Известны высказывания о музыке Т. Джефферсона и Б. Франклина, содержавшиеся в ряде их трудов. Франклину принадлежит и ряд изобретений в области музыки (усовершенствование стеклянной гармоники и др.). Были популярны муз. Соч. Ф. Хопкинсона (муз.-драм. Произв. "Храм Минервы", 1781. Фп. Пьесы, патриотич. Песни). Появлению его патриотич. Песен, а также революц. Песен и маршей др. Амер. Авторов способствовала атмосфера подъёма, вызванного Войной за независимость 1775-83 (в США сохранили популярность и поныне песни "Янки Дудль", "Звёздно-полосатый флаг", "Славься, Колумбия" и др.). Музыка стала важной частью повседневной жизни американцев.

Особенное развитие получило домашнее музицирование (household music), с к-рым связано распространение клавишных и др. Муз. Инструментов. Стали издаваться широкодоступные сб-ки популярных соч. Концерты того времени носили салонный характер и состояли гл. Обр. Из чередования вок. И инстр. Номеров (баллады, марши, танцы). Из танцев были распространены хорнпайп, рил, стреспей (англо-кельтской традиции), гавот, менуэт, котильон, контрданс и кадриль (франц. И смешанного англо-франц. Происхождения). Позднее стал популярен вальс. Чисто инстр. Музыки в Сев. Америке колониального периода появлялось мало - издавались и исполнялись гл. Обр. Произв. Г. Ф. Генделя, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, К. М. Ве-бера. Из соч. Амер. Авторов - лишь увертюры и сюиты Б.

Kappa, Дж. Хьюитта, Ж. Гео.Благодаря деятельности иммигрантов в кон. 18 в. Получили активное развитие и проф. Формы муз. Жизни. В качестве политич. И культурного центра выдвинулась Филадельфия. Здесь ведущую роль играли А. Рейнагль (автор песен, театр. Музыки, пианист и учитель музыки), семья Карров (наиболее известен Б. Kapp), Р. Тейлор, а также Дж. Лайон (издал сб. Религ. Гимнов "Урания", 1762). В 1820 было осн. Об-во муз. Фонда, организовавшее и субсидировавшее конц. Жизнь и муз.-уч. Заведения. В музыкальной жизни Нью-Йорка важную роль сыграли Дж. Хьюитт, И. X. Мёллер, а также В. Пелисье (опера "Эдвин и Анжелика", пост. В 1796), в муз. Жизни Бостона - органист Дж. К. Джэксон и И. К. Г. Граупнер, организатор муз. Об-ва Генделя и Гайдна (1815), хор к-рого исполнял гл.

Обр. Соч. Этих композиторов. Граупнер, автор симф. Соч. (его считают "отцом амер. Орк. Музыки"), создал также оркестр для исполнения симф. Соч. Гайдна. Из этого коллектива в нач. 19 в. Образовалось Филармонич. Об-во, оркестр к-рого стал основой Бостонского симфонического оркестра. Своеобразными муз. Традициями, обусловленными географич. Положением и особенной пестротой этнич. Состава населения, отличается Новый Орлеан. В кон. 18 в. Здесь получила распространение франц. Опера (в 1796 пост. "Сильвен" А. Гретри, а затем оперы др. Композиторов), с 1810 стала выступать постоянная оперная труппа.С 1820-х гг. В стране началось общее увлечение итал. Оперой. Первой гастролировала исполнявшая итал. Репертуар испан. Труппа М. П. Гарсии. Она также выступала в Нью-Йорке, Филадельфии, Чикаго, Сан-Франциско.

Вслед за Новым Орлеаном в этих городах возникли первые постоянные оперные т-ры. Исполнялись оперы Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти и др. Позднее здесь, а также в др. (даже небольших) городах гастролировали многочисл. Итал. Оперные труппы. Среди их солистов - Дж. Монтрезор (тенор), Г. Зонтаг (сопрано). Популярность итал. Оперы способствовала обращению к оперному жанру амер. Композиторов. В числе первых амер. Опер - "Леонора" и "Собор Парижской богоматери" У. Г. Фрая (пост. В Филадельфии в 1845 и 1864) и "Рип ван Винкль" Дж. Бристоу (по У. Ирвингу, пост. В Нью-Йорке в 1855).В 1820-40 особенно чётко обозначились две важнейшие тенденции, ставшие определяющими в последующем развитии музыки США. Одна из них связана со стремлением культивировать на амер.

Почве разл. Виды и формы муз. Культуры (включая композиторское творчество и исполнительство) и муз. Жизни европ. Типа, другая - с возникновением чисто амер. Форм, гл. Обр. Бытовых, рождающихся стихийно и ставших характерными для разл. Региональных, этнич., социальных и религ. Групп населения. Взаимодействие между этими тенденциями привело к большому разнообразию видов, жанров и стилей музыки США. Первая тенденция выразилась в культивировании религ. Гимнов проф. Типа (в отличие от любительского характера творчества представителей новоангл. Школы), распространении сентиментальных баллад англо-амер. Традиции, развитии форм конц. Жизни (регулярные выступления пианистов, хоров, оркестров). В 1830-40-х гг. Появились сб-ки наиболее популярных гимнов ("The Boston academy collection of choruses", 1836.

"The Sacred lyre", 1840, и др.). Их авторами и составителями были Т. Хейстингс, Л. Мейсон, Т. Уэбб и др.Сентиментальные баллады (т. Н. Благородные мелодии - genteel airs) стали наиболее демократич. И широкораспространённой формой "привитого" (cultivated) иск-ва. Среди их авторов - X. Расселл (исполнял собств. Баллады), Дж. X. Хьюитт, У. Б. Брэдбери, Ч. Хорн, С. Ланьир (также поэт). В подражание модной в сер. 19 в. Европ. Традиции "поющих семейств" появились "поющие" амер. Семьи (напр., Хатчинсоны и др.). Получила распространение характерная для европ. Конц. Жизни сер. 19 в. Традиция фп. Виртуозного исполнительства. Концерты гастролёров - известных европ. Пианистов, становившиеся всё более частыми, вызывали значительно больший интерес, чем выступления оркестров или хор.

Коллективов. Музыку для фп. Писало большинство амер. Композиторов сер. 19 в., как известных (Р. Хофман, У. Мейсон и др.), так и второстепенных (напр., Ч. Гроуб, неск. Сотен фп. Соч. К-рого тем не менее были изданы). Выделялся композитор и концертирующий пианист-виртуоз Л. М. Готшалк (Готчок. Уроженец Нового Орлеана). Он учился в Париже, где слушавшие его игру Ф. Шопен и Г. Берлиоз дали высокую оценку 14-летнему концертанту. Много гастролировал в странах Европы и Америки. Автор фп. Пьес экзотич. Характера ("Банджо", "Сувенир из Пуэрто-Рико") и сентиментальных баллад ("Умирающий поэт" и др.), а также опер и симф. Соч., в к-рых отразились специфич. Особенности креольской и афро-карибской музыки. Возникли мн. Фирмы по производству клавишных инструментов, в т.

Ч. "Дж. Чикеринг", "У. Кнабе" и ставшая особенно популярной "Г. Стенуэй" (в 1829 в США производилось ок. 2500 инструментов в год, в 1860 - более 21 тыс.), что во многом объяснялось ростом интереса к фп. Музыке.Развитие симф. Музыки привело к созданию постоянных симф. Оркестров. В 1842 У. К. Хиллом, X. К. Тиммом и У. Шарфенбергом осн. Нью-Йоркское филармонич. Об-во со своим оркестром (1-й концерт Нью-Йоркского филармонического оркестра, завоевавшего впоследствии мировую известность, состоялся 7 XII 1842). Возглавивший позднее этот коллектив Т. Томас расширил его репертуар, часто гастролировал в разл. Городах США. В 1848 группа революционно настроенных музыкантов, вынужденных покинуть Германию, переселилась в США и основала муз. Об-во "Германия".

В программах концертов его оркестра - соч. Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона.В кон. 19 в. По образцу нем. Филармонич. Об-в создавались и амер. Филармонии. Были осн. Первые крупные орк. Коллективы, многие из к-рых сохранили и ныне своё назв. И художеств. Традиции. Прообразом многочисл. Муж. Хор. Об-в и клубов были нем. Лидертафели. Начиная с последней четверти 19 в. В крупнейших городах США стали создаваться орк. Коллективы. В 1878 осн. Нью-Йоркский симфонический оркестр, в 1881 - симф. Оркестры в Бостоне и Сент-Луисе, в 1892 - в Чикаго, в 1895 - Питсбурге, в 1896 - Цинциннати, в 1897 - Лос-Анджелесе, в 1900 - Филадельфии. Оркестрами руководили гл. Обр. Нем. Дирижёры (помимо Томаса, В. И Л. Дамроши, В. Герике и др.), исполнявшие преим. Соч. Венских классиков, произв.

Романтиков, а также Ф. Листа. Музыка даже наиболее известных амер. Композиторов того времени (симфонии, симф. Картины, оратории, кантаты Э. Ф. Хайнриха, Бристоу, Фрая и др.), написанная в духе европ. Романтизма, исполнялась крайне редко.С сер. 19 в. Гастроли в США крупнейших европ. Музыкантов стали регулярными. В их организации важную роль играл импресарио Ф. Т. Барнум. Своё значение функция импресарио сохранила и позднее - широко известна деятельность О. Хаммерстайна-первого, М.Стракоша, С. Юрока и др. В США выступали скрипач У. Булль (жил там нек-рое время), певица Е. Линд, пианисты З. Тальберг, X. Херц, дирижёр Л. А. Жюльен и др. Характерной чертой коммерч. Подхода к иск-ву стало стремление к сенсационности прежде всего - организаторы старались сосредоточить выступления неск.

"звёзд" в одном концерте, а также привлечь как можно больше участников - иногда до неск. Тысяч. Часто это делалось в ущерб вкусу и общепринятым нормам артистич. Этики - выступление пианиста с мировым именем могло оказаться между цирковым номером и маршем в исполнении дух. Бэнда и пр.К 1830-м гг. Относятся первые рус.-амер. Контакты в области муз. Иск-ва (работа в России амер. Музыкантов Дж. Зандела и Дж. Белчера).Вторая тенденция, связанная с зарождением местных муз. Традиций, выражалась в распространении хор. Пения на молитвенных собраниях, формировании разл. Видов афро-амер. Музыки, популярности бродячих театр. Трупп белых американцев (т. Н. Минстрел-шоу) и бэндов. Наряду с более строгой и регламентированной церковной музыкой на устраиваемых методистами, баптистами и др.

Длительных и многолюдных молитвенных собраниях под открытым небом (до 15 тыс. Чсл., напр. В Кейн-Ридже, шт. Кентукки, 1801) звучали евангелич. Песни и духовные песнопения белых американцев, т. Н. Белые спиричуэлы (в отличие от негр. Спиричуэлов), псалмы с их простотой и непосредственностью выражения. Издавались сб-ки наиболее популярных религ. Песнопений - "Гармония Кентукки", составленный Э. Дейвиссоном (1816), "Священная арфа", изданный Б. Ф. Уайтом и Э. Дж. Кингом, (1844), и многие другие, в к-рые входили лучшие напевы Ф. Д. Блисса, А. Д. Сэнки и др.Важную роль в становлении местных традиций и затем в развитии музыки США в целом сыграло муз. Иск-во амер. Негров. Начиная с 17 в. Привезённые из Африки в Новый Свет негры-невольники были носителями самобытной муз.

Традиции, связанной с древней афр. Культурой, к-рая подверглась в Америке воздействию муз. Традиций переселенцев из Европы (в т. Ч. Религ. Псалмодии). На плантациях Юга звучали т. Н. Холлерс и шаутс - виды пения импровизац. Характера, отличавшиеся обилием восклицаний, междометий, которыми рабы подбадривали себя. По ночам на молитвенных собраниях (shouting congregations) пелись старинные обрядовые песни, псалмы, а также негритянские спиричуэлы, ставшие первой синтетич. Афро-амер. Формой муз. Выражения. Своеобразие негр. Музыки в 18 в. Стало привлекать просвещённых американцев (о муз. Иск-ве негров писал в своих "Вирджинских заметках" Т. Джефферсон, 1782). Систематизацией негр. Фольклора начал заниматься Ч. Лайелл (1840-е гг.). В 1867 У. Ф.

Эллин, Ч. П. Уэйр и Л. М. Гаррисон опубликовали первый сб-к негр. Песен "Невольничьи песни Соединённых Штатов", в к-рый были включены популярные спиричуэлы - "Кати свои воды, Иордан", "Воструби, Гавриил" и др. Появились сб-ки спиричуэлов в обр. Г. Берли и С. Фостера (аранжировки последнего отличались большей свободой). Постепенно изменялось отношение к муз. Иск-ву негров. Рассматриваемое вначале как экзотика, примитивная форма выражения, оно получило признание в качестве важной составной части амер. Муз. Культуры - афро-амер. Муз. Традиции.Характерной чертой муз. Жизни с сер. 19 в. Был "театр менестрелей", или "минстрел-шоу" (назывались также "эфиопскими группами"). Актёры и музыканты - участники этих представлений гримировались под негров, выступали в экзотич.

Костюмах, сопровождали своё исполнение танцами, комич. Мимикой и разл. Эксцентрич. Номерами, пародируя негр. Манеру музицирования. Подобная традиция, возникшая в Англии в 18 в., была привнесена в амер. Иск-во англ. Актёром Ч. Мэтьюсом, приехавшим в США в 1822. Значение минстрел-шоу определялось тем, что эти представления привлекли внимание широкой публики к музыке амер. Негров (несмотря на то, что мн. Номера носили оскорбительный для них характер). Особенно популярен был персонаж "Джим Кроу" - "негр-простак", воплощавший "здравый смысл". Он издевался над манерностью салонной музыки, преклонением перед итал. Оперой и т. Д. Первыми "звёздами" этого жанра стали артисты Дж. У. Диксон, Т. Д. "Джим Кроу" Райс и др. В нач. 1840-х гг. В Нью-Йорке и Бостоне выступали группы "Менестрели Кристи", "Менестрели Брайанта", "Вирджинские менестрели".

Последней руководил "Старина" Д. Эмметт - автор популярных песен "Старина Дэн Теккер", "Дикси" и др. Песни этого жанра, отличавшиеся простотой, доходчивостью мелодии и текста, легко запоминались. Они обычно пелись в сопр. Скрипок, банджо, кастаньет. Лучшие из групп часто гастролировали в странах Европы. К 1860-м гг. Было ок. 30 постоянных групп, а также временных, набиравшихся для сезонных гастролей по стране. Всё чаще в них выступали негры, утрированно гримировавшиеся "под негров". Лирико-комедийные традиции минстрел-шоу оказали значит. Влияние на б. Ч. Последующих форм амер. Муз. Т-ра и эстрады. К 1870-м гг. Минстрел-шоу начали вытесняться ставшими популярными к тому времени водевилями, бурлесками, "верайети-шоу" (представления, сочетавшие песни и танцы с акробатич.

Номерами) и др., к-рые отличались динамичностью действия, грубоватым юмором, рассчитанным на непритязательные вкусы. Минстрел-шоу же ещё в течение неск. Десятилетий сохраняли популярность в небольших городках, удалённых от культурных центров.С традициями т-ра менестрелей тесно связано творчество С. Фостера, сентиментальные, патриотич. И к-мич. Песни к-рого завоевали огромную популярность в США (многие из них воспринимались как народные). Такие песни, как "О, Сюзанна", "Кэмптонские скачки" и др., оказали большое влияние на позднейшее песенное творчество в США.В сер. 19 в. Получила распространение традиция "плавучего т-ра", связанная с бурным развитием судоходства на Миссисипи. Труппа совершала поездку по реке на судне с сооружённой на нём сценой и давала спектакль на каждой пристани.

Стали популярны также дух. Оркестры (бэнды), к-рые создавались вначале при армейских подразделениях, полицейских участках, пожарных командах и др. Они существовали даже в небольших городках и часто выступали на разл. Празднествах, обществ. Церемониях и пр. Наиболее ранние из известных ансамблей - Массачусетсский бэнд (осн. В 1783) и Бэнд флота Соединённых Штатов (осн. В 1798). Исполнением маршей, танцев и гимнов завоевал популярность духовой бэнд Нью-Йорка (осн. В 1834, рук. Т. Додуорт). Распространению бэндов и музыки для бэндов способствовали патриотич. Настроения, вызванные Гражданской войной 1861-65 и выраженные в популярных песнях Дж. Ф. Рута и X. К. Уорка. Эволюция бэнда от марширующего ансамбля до концертного, а затем совр.

Симф. Бэнда получила отражение в творчестве известных руководителей бэндов П. С. Гилмора, В. Херберта и Дж. Ф. Сузы ("король маршей", гастролировавший во мн. Странах), затем Э. Ф. И Р. Ф. Голдменов (ныне в США неск. Десятков тысяч бэндов). Росло мастерство, усложнялась техника, увеличивался состав. Становились более развитыми и разнообразными по характеру сочинения для бэнда. Этому способствовал и выпуск муз. Инструментов высокого качества фирмами "Селмер", "Уорлицер", "Конн", "В. Бах", "Греч" и др. (богатая коллекция муз. Инструментов - от старинных до современных - хранится в Смитсоновском ин-те в Вашингтоне). После окончания Гражданской войны развитие получило муз. Образование. Видная роль в этом принадлежит композитору, органисту и педагогу Л.

Мейсону (ещё в 1832 основал Бостонскую академию музыки, в 1854 - Нью-Йоркский институт музыки), разработавшему важнейшие принципы муз. Педагогики (был последователем И. Г. Песталоцци). Возникли муз. Уч. Заведения в разл. Городах. Академия музыки в Филадельфии (1857), Оберлинская консерватория (Огайо, 1865), Консерватория в Цинциннати, Новоанглийская консерватория в Бостоне, Чикагский муз. Колледж (все - в 1867), Муз. Ин-т Пибоди в Балтиморе (1868, на средства мецената Дж. Пибоди) и др. Изучение музыки включалось в университетские программы. Если в кон. 19 в. Ун-ты готовили гл. Обр. Историков музыки, то позднее в них стали преподавать и муз.-теоретич. Предметы, композицию, игру на разл. Инструментах и др. В 1875 осн. Первый муз. Колледж в Гарвардском ун-те (колледжи в США примерно соответствуют факультетам в сов.

Ун-тах), затем в Пенсильванском (Филадельфия), Йельском (Нью-Хейвен) и др. Большое значение имели Нац. Ассоциация учителей музыки (MTNA, с 1876) и Нац. Конференция муз. Просветителей (MENC, с 1907). Всё ярче проявлялась тенденция к воспитанию собств. Муз. Кадров в муз.-уч. Заведениях США. Со 2-й пол. 19 в. Амер. Музыканты стали обучаться в США и выезжали в Европу (гл. Обр. Во Францию и Германию) завершать обучение и совершенствовать мастерство.Широкий размах приобрело меценатство - отдельные богатые американцы или целые группы лиц финансировали оркестры, муз.-уч. Заведения, делали творч. Заказы композиторам, субсидировали строительство оперных т-ров, а также конц. Залов - в Цинциннати (1878), Чикаго (1889), Нью-Йорке ("Карнеги-холл", 1891.

Основан на средства мультимиллионера Э. Карнеги), Бостоне (1900) и др.Если Нью-Йорк ко 2-й пол. 19 в. Стал центром муз. Исполнительства, то муз.-просвет. Центром оставался Бостон. Здесь стал выходить первый амер. Муз. Журн. "Journal of music" (1852-81, основан священником и муз. Критиком-любителем Дж. С. Дуайтом), оказавший влияние на формирование муз. Вкуса американцев. Начала развиваться муз. Наука. Были опубликованы труды по истории музыки А. У. Тейера, Ф. Л. Риттера и др. С Бостоном связано и становление в 19 в. Проф. Композит. Школы (т. Н. Бостонской или Второй новоанглийской), ещё не являвшейся национальной по духу, но уже представленной амер. Композиторами. Её осн. Тенденцией было стремление к академичности стиля, стройности и завершённости форм и высокому профессионализму.

Представителей этой школы (их называли "бостонскими классицистами") привлекала музыка нем. Мастеров того времени, особенно И. Брамса. Глава бостонской школы - профессор Гарвардского ун-та Дж. Н. Пейн (учился в Германии), автор орк. Произв. (многие исполнялись амер. Оркестрами, в т. Ч. 2-я симфония, 1880). Среди его младших современников (б. Ч. Его ученики) - А. Фут ("Ночная пьеса" для флейты и струнных, фп. Квинтет), Д. Г. Мейсон (симфония No 3, "Линкольновская", струн. Квартет на негр. Темы), X. Паркер (кантата "Ноrа novissima"), Дж. У. Чедуик (симф. Сюита), Ф. Ш. Конверс (первый амер. Композитор, опера к-рого была пост. В "Метрополитен-опера" - "Трубка желаний", 1909), а также Ч. М. Лёфлер ("Воспоминания детства" и "Языческая поэма" для симф. Оркестра), Э.

Б. Хилл (симфония No 3, прелюд для оркестра), Д. Бак, У. У. Гилкрист, Ф. Г. Глисон и др. Их произв. (гл. Обр. Симф., камерно-инстр. И кантатно-ораториальные, а также оперы) свидетельствовали о композиторском мастерстве авторов, отражали их творч. Индивидуальность.Особое место среди композиторов этого периода занимал Э. Мак-Доуэлл, пианистич. Мастерство и произв. К-рого получили известность не только в Америке, но и в Европе. Типичный романтик, он стремился своим творчеством и муз.-обществ. Деятельностью способствовать духовному развитию амер. Общества. Однако и его значит. Сочинения, в т. Ч. Фп. Концерты, "Индейские сюиты" для оркестра, сочинения для фп. Отмечены сильным влиянием позднего нем. Романтизма. Большое значение для развития творчества амер.

Композиторов имела работа в США А. Дворжака, возглавившего в 1892 Нац. Консерваторию в Нью-Йорке (осн. В 1885. Среди его учеников - Р. Голдмарк, X. У. Лумис, X. Р. Шелли). Он обратил внимание амер. Композиторов на те возможности, к-рые даёт использование нац. Муз. Фольклора (создал в США струн. Квартет F-dur, 1892, и симфонию "Из Нового Света", 1893. Ввёл в них негр. И индейские ритмы и мелодич. Обороты).В кон. 19 в. Для музыки США большое значение приобрело т. Н. Фольклорное направление, целью к-рого являлось изучение и использование в композиторском творчестве богатого и многообразного муз. Фольклора страны. Его возглавил А. Фаруэлл, композитор, педагог и обществ. Деятель, объединивший вокруг изд-ва "Уа-Уан" (выпускало произв. Амер. Авторов) неск.

Десятков композиторов. Среди них - Г. Ф. Б. Гилберт (ученик Мак-Доуэлла), автор жанровых картинок "Американеска", "Комической увертюры" на негр. Темы и "Танцев на площади Конго" для оркестра. К фольклорному направлению относится и творчество комп. Ч. У. Кэдмена, Ч. С. Скилтона, А. Нэвина (использовали индейский муз. Фольклор), Э. Стилмена-Келли, Дж. Пауэлла, М. Хау (англо-кельтский фольклор) и др. Фольклорные элементы проявлялись в их творчестве в разл. Сочетаниях и претворены в музыке разл. Стилей, но в целом традиц. Муз. Иск-во своей страны трактовалось ими как нечто экзотическое - оно не было достаточно глубоко художественно осмыслено.Со 2-й пол. 19 в. В США активно развивались разл. Формы муз. Т-ра. В 1866 в т-ре "Нибло-Гарден" в Нью-Йорке был пост.

Спектакль "Мрачный жулик" ("Black Crook") с песнями и танцами, в к-ром, по мнению нек-рых историков амер. Музыки, впервые проявились черты, ставшие впоследствии специфич. Для мьюзикла - тип сценич. Движения, взаимодействие пения и пластики, муз. Язык и др. В т. Н. Весёлые девяностые ("gay nineties". Назв. Характеризовало период экономич. Процветания США - бурного роста городов, атмосферу предпринимательства, оптимизма - отличительных черт амер. Общества кон. 19 в.) широкое распространение получили характерные формы европ. И амер. Эстрады. Среди них т. Н. Экстраваганца (заимствована из франц. Эстрады, содержит много балетных номеров), ревю, шоу и др. Виды представлений, сюжетных и бессюжетных, состоящих из вок. И танц. Номеров, пантомимы и акробатики.

Они давались как в новых роскошных мюзик-холлах, так и в помещениях второсортных театров и салунов, их специфич. Особенностью стала группа расположенных в линию танцовщиц - "шоу гёрлз".Наряду с распространением европ. Оперетты (в первую очередь английской) развивались традиции амер. Комич. Оперы (произв. У. Спенсера, Р. Де Ковена, Сузы, 1880-90-е гг.). Их взаимодействие нашло отражение в творчестве переселившихся в США из разл. Стран Европы комп. В. Херберта ("Капризная Мариэтта", 1910), З. Ромберга ("Принц-студент", 1924), Р. Фримля ("Роз-Мари", 1924). Среди ведущих представителей амер. Муз. Т-ра нач. 20 в.- постановщики и артисты Ф. Зигфелд, Т. Пастор, Ф. Брайс, Э. Райе.На рубеже 19-20 вв. На Юге США сложились своеобразные формы негр.

Муз. Выражения - блюз и регтайм. Блюз - вид сольного пения импровизац. Характера, отличающегося своеобразием ладовой структуры ("блюзовые интонации"), фразировки. Мелодика и (словесные) тексты блюзов отражают глубину личного переживания и часто связаны с ностальгич. Настроением. Блюз, в к-ром получили развитие нек-рые элементы спиричуэла, стал качественно новым явлением в афро-амер. Традиции. Зародившийся в сельских негр. Общинах Юга, он распространился вверх по Миссисипи и, образовав неск. Осн. Разновидностей, с нач. 20 в. Оказывал влияние практически на все виды музыки США. Введённый в сферу коммерч. Музыки, блюз стал характеризоваться особой (12-тактной) структурой и определённой гармонич. Схемой, к-рые служили основой для импровизаций с листов.

Из представителей т. Н. Архаич. Блюза о наибольшей известностью пользовались "Биг Билл" Брунзи, "Блайнд Лемон" Джефферсон. Среди авторов т. Н. Городского (проф.) блюза - У. К. Хенди ("Сент-Луис блюз", "Джо Тернер блюз" и др.). В числе исполнителей - Г. "Ma" Рейни, Б. Смит, X. Ледбеттер (Ледбелли) и др. Инструментальную разновидность блюза - буги-вуги (связана с получившим позднее огромную популярность танцем) развивали пианисты Дж. Янси, А. Эммонс и др. В 1870-1900-е гг. На Юге США возник регтайм, специфич. Стиль игры на фп., осн. Особенности к-рого - синкопирование, элементы полиритмии и характерная акцентуация, связанные с постоянными незначит. Смещениями по времени правой и левой рук относительно друг друга (влияние негр. Манеры игры на банджо и распространённого на Юге танца кэк-уок, в к-ром негры пародировали "утончённые" манеры своих хозяев - белых плантаторов).

Получили известность пианист-композитор С. Джоплин, прозванный "королём регтайма" (опера "Тримониша", фп. Пьесы "Peг клуба "Мейпл лиф"", "Беспечные удачники" и др.), а также Ф. "Джелли Ролл" Мортон, Дж. С. Скотт и др. Под воздействием регтайма сложилась гарлемская школа джазовой игры на фп. (Т. "Фетс" Уоллер, Дж. П. Джонсон, Ю. Блейк и др.). Развившаяся позднее орк. Разновидность регтайма оказала большое влияние на музыку духовых бэндов (марши Сузы и др.), популярную музыку и особенно джаз. Характерные особенности регтайма использовались И. Ф. Стравинским, П. Хиндемитом, Ч. Айвсом и др. Композиторами. Интерес к регтайму возродился в 1970-е гг., в манере регтайма играли мн. Джаз. И эстр. Музыканты. В Новоангл. Консерватории в Бостоне создан ансамбль, исполняющий музыку в стиле регтайма (в 1978 выступал в СССР).В нач.

20 в. В Нью-Йорке возник центр "индустрии" коммерч. Музыки - Тин-Пэн-Элли, где находятся издат. Фирмы, связанные с т. Н. Популярной музыкой (гл. Обр. Песни лирич., сентиментального и комич. Характера, а также танц. Пьесы), нотные магазины и др. Здесь проходили коммерч. "обработку" (приведение в соответствие определённым стандартам путём гармонизации, оркестровки и т. Д.) и издавались многочисл. Песни, танцы, эстр. Пьесы мн. Композиторов (У. Доналдсона, В. Шерцингера, Дж. Макхью и др.).Формирование к кон. 19 в. В крупнейших городах квалифицированной конц. Аудитории привело к более частым и регулярным выступлениям в США известнейших музыкантов Европы, среди них - X. Бюлов, И. Штраус, А. Г. Рубинштейн, Р. Штраус, Дж. Пуччини, П. И. Чайковский (встретил восторженный приём), А.

Н. Скрябин, певцы и певицы - А. Патти, М. Хаук, Л. Нордика, Ф. И. Шаляпин, К. Л. Келлог, М. Гарден, Л. Хомер, Ф. Таманьо, Дж. Де Лука, позднее А. Галли-Курчи, Л. Леман, Т. Даль Монте, Т. Скипа, Р. Понсель, Л. Понс, Э. Карузо, Б. Джильи. В 1903 М. Альтшулер осн. В Нью-Йорке Рус. Симф. Оркестр (исполнял гл. Обр. Сочинения рус. Композиторов). В 1906-09 В. И. Сафонов возглавлял Нью-Йоркский филармонич. Оркестр и Нац. Консерваторию в Нью-Йорке. Возросший интерес к оперному иск-ву послужил стимулом к основанию ряда оперных т-ров. Были открыты оперный т-р "Метрополитен-опера" (1883), затем Манхаттанская опера в Нью-Йорке (осн. О. Хаммерстайном-первым в 1906), позднее - оперные т-ры в Филадельфии, Новом Орлеане, Бостоне, Цинциннати, "Лирическая опера" в Чикаго (1954) и др. (в 70-е гг.

20 в. В США сравнительно мало постоянных оперных трупп и оперных т-ров). В репертуар мн. Т-ров входили и рус. Классич. Оперы.С нач. 20 в. Муз. Жизнь стала развиваться и в городах штатов Среднего Запада, в Калифорнии, а также др. Штатах. Возникли новые исполнит. Коллек.

Значения в других словарях
Соге А. П.

(Sauguet. Наст. Имя и фам. - Анри Пьер Pупар. Poupard) Анри (р. 18 V 1901, Бордо) - франц. Композитор. Чл. Франц. Академии изящных иск-в (1975). Композиции обучался у Ж. Кантелуба и Ш. Кеклена. В юности был органистом в сельском соборе близ Бордо. В 1921 по приглашению заинтересовавшегося его произв. Д. Мийо переехал в Париж. С нач. 20-х гг. С. Поддерживал тесную творч. И дружескую связь с членами "Шестёрки", с 1922 - участник "Аркёйской школы", руководимой Э. Сати. По признанию С., на становлен..

Содейка А. А.

Антанас Антано (23 I 1890, Юрбаркас, Литов. ССР - 12 IX 1979, Вильнюс) - сов. Певец (баритон), педагог. Нар. Арт. Литов. ССР (1950). Деп. Верх. Совета Литов. ССР 1-го созыва. В 1907-20 жил в США, работал в качестве органиста, учителя, хор. Дирижёра. В 1920 окончил консерваторию в Бостоне. В 1920-44 солист Каунасского т-ра, в 1944-50 - Литов. Т-ра оперы и балета. Совершенствовался в Италии (Рим, Милан), выступал там с концертами. В 1945- 1949 преподаватель Каунасской, с 1949 - Литовской консерват..

Созвучие

См. Акустика музыкальная.. ..

Соинари

(гурийск.), ларчеми (менгрельск. От назв. Зонтичного растения, из стеблей к-рого делаются трубки), - груз. Дух. Муз. Инструмент. Род флейты Пана, набор закрытых флейт. С. - гурийское назв. Состоит из 6 трубок, расположенных в порядке убывания длины (и повышения тона) к краям, симметрично по отношению к центру (по 3 слева и справа), настраиваются соответственно по трезвучиям - уменьшенному и мажорному, мажорному и минорному или двум уменьшенным. 2 средние трубки настроены в большую или малую секу..

Дополнительный поиск Соединенных Штатов Америки музыка Соединенных Штатов Америки музыка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Соединенных Штатов Америки музыка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Соединенных Штатов Америки музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 33 символа