Соллертинский И. И.

73

Иван Иванович (20 XI (3 XII) 1902, Витебск- 11 II 1944, Новосибирск) - сов. Музыковед, литературовед и театровед. В 1923 окончил Ин-т истории иск-в в Петрограде, в 1926-29 был там же в аспирантуре (история муз. Т-ра). Консультировался по вопросам теории музыки и дирижирования у Н. А. Малько. В 1924 окончил романо-германское отделение ф-та обществ. Наук Ленингр. Ун-та. С 20-х гг. Вёл педагогич. Работу в ленингр. Высших уч. Заведениях, в т. Ч. В Хореографич. Уч-ще, Ин-те сценич. Пск-в (Театральный ин-т), Ин-те истории иск-в, Педагогич. Ин-те. В 1930-31 и 1935-41 преподавал в Ленингр. Консерватории (курсы. История западноевроп. Музыки, история эстетич. Учений, история т-ра, муз. Драматургия. С 1939 профессор). В 1929-44 работал в Ленингр. Филармонии редактором, лектором, зав.

Репертуарной частью. С 1940 её художеств. Руководитель. С 1924 выступал как муз. Критик.Выдающийся учёный, критик, оратор, полемист, С. Сыграл важную роль в муз. Жизни Ленинграда 20-30-х гг. Он обладал большой эрудицией в вопросах лит-ры, музыки, философии и т-ра, феноменальной памятью, знал более 20 иностр. Языков. Исключительна деятельность С. В качестве лектора филармонии. Яркий и блестящий дар устной речи позволял С. В увлекательной, живой форме воссоздавать образ композитора, раскрывать его творч. Замыслы и характер их воплощения в художеств. Произв. Вступит. Слова С. К филармонич. Концертам содействовали воспитанию культуры слушателей Ленинграда, формированию новой, пролетарской аудитории. В качестве члена Художеств. Советов ленингр.

Муз. Т-ров С. Активно влиял на отбор репертуара, принимал горячее участие в создании сов. Оперы, становлении сов. Балета. Плодотворной была и его работа во главе секции муз. Критики Лениигр. Отделения CK РСФСР. Тесно общался с ленингр. Композиторами, в первую очередь с Д. Д. Шостаковичем, к-рый был его ближайшим другом, оказывал им действенную творч. Помощь. Перу С. Принадлежат первые на рус. Языке работы о Г. Малере, К. В. Глюке, Ж. Оффенбахе, Б. Сметане, А. Шёнберге и др. Внёс важный вклад в разработку проблем симф. Драматургии и драматургии оперного либретто, романтизма.Сочинения. Жизнь и театральное дело Жана-Жоржа Новерра, в кн. Новерр Ж.-Ж., Письма о танце, пер. С франц., Л., 1927. Французский театр XVIII века в переоценке моралистов третьего сословия, в сб.

О театре. Временник Отдела истории и теории театра, сб. 3, Л., 1929. Густав Малер, Л., 1932. Жак Оффенбах, Л., 1933. Музыкальный театр на пороге Октября и проблема оперно-балетного наследия в эпоху военного коммунизма, в кн. История советского театра (1917-1921), (т. 1), Л., 1933. Симфонические поэмы Рихарда Штрауса, (Л.), 1934. Арнольд Шёнберг, Л., 1934. Гектор Берлиоз, (Л.), 1935. Оноре Бальзак, в сб. Утраченные иллюзии. Хореографический роман, Музыка Б. В. Асафьева, (Л.), 1936. Бедржих Сметана, в сб. "Проданная невеста". К постановке оперы..., (Л.), 1937. Глюк, М.-Л., 1937. Избранные статьи о музыке, Л.-М., 1946. Музыкально-исторические этюды, Л., 1956, доп. Под назв. Исторические этюды. Критические статьи, т. 1-2, Л., 1963. Статьи о балете, Л., 1973.Литература.

Шостакович Д., И. И. Соллертинский, "СМ", 1946, No 2-3. Друскин M. С., И. И. Соллертинский, в сб. Ленинградская консерватория в воспоминаниях, Л., 1962. Памяти И. И. Соллертинского. Воспоминания, материалы, исследования, Л.-М., 1974, доп., Л., 1978.Л. В. Михеева..

Значения в других словарях
Солер А.

(Soler) Антонио (3 XII 1729, Олот, Херона - 20 XII 1783, Эскориал) - испан. Композитор, органист и клавесинист. Муз. Образование получил в певч. Школе монастыря Монтсеррат. Учился у X. Элиаса. Был посвящен в духовный сан. С 1752 и до конца жизни органист и рук. Хора монастыря в Эскориале. Один из наиболее видных испан. Композиторов 18 в., С. Продолжал традиции А. Кабесона и X. Кабанильеса. Значит. Влияние на С. Оказала также музыка Д. Скарлатти. В соч., отличающихся богатством и новизной гармони..

Солива К. Э.

(Soliva) Карло Эвазио (1792, Касале-Монферрато, Италия - 20 XII 1853, Париж) - итал. Композитор, дирижёр, вок. Педагог. Окончил Миланскую консерваторию как композитор и пианист. Занимался у Б. Азиоли и В. Федеричи. С 1821 возглавлял класс пения в Варшавской консерватории, выступал как дирижёр, устраивал муз. Вечера, был дружен с Ф. Шопеном, высоко ценившим его вок.-педагогич. Систему. С 1832 капельмейстер рус. Оперы в Петербурге, преподаватель теории музыки и пения в Театр. Уч-ще. Его учениками ..

Соло

(итал. Solo, от лат. Solus - один). 1) В многогол. Сочинении мелодически развитое, зачастую виртуозное выступление одного певца или инструменталиста, сосредоточивающее на себе внимание слушателей. Звучащие одновременно с С. Прочие вок. Или муз. Партии образуют сопровождение, аккомпанемент. Протяжённость С. Может быть различной - от неск. Тактов до целых разделов. Особые формы С. Образуются в разл. Конц. Муз. Жанрах. Здесь выделяются целые сольные партии, т. Е. С С. Постоянно выступает один и тот..

Соловцов А. А.

Анатолий Александрович (12 (24) IX 1898, Москва - 28 X 1965, там же) - сов. Музыковед. Занимался у отца (ученика Н. Г. Рубинштейна), Л. Э. Конюса, Сл. Ф. Гнесиной и Е. А. Бекман-Щербины. В юности давал уроки фп. Игры, выступал в любительских концертах как пианист. В 1931 окончил Научно-исследовательское отделение композиторского ф-та Моск. Консерватории по классу истории музыки у М. В. Иванова-Борецкого (муз.-теоретич. Предметы изучал под рук. Н. С. Жиляева).Чл. РАПМ (1926-32). С кон. 1920-х гг...

Дополнительный поиск Соллертинский И. И. Соллертинский И. И.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Соллертинский И. И." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Соллертинский И. И., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 19 символа