Спендиаров А. А.

243

(Спендиарян) Александр Афанасьевич (20 X (1 XI) 1871, Каховка - 7 V 1928, Ереван) - сов. Композитор, дирижёр, педагог и муз.-обществ. Деятель. Нар. Арт. Арм. ССР (1926). Окончил юридич. Ф-т Моск. Ун-та (1895), обучался игре на скрипке, играл в ансамблях, в студенч. Оркестре. Теорию композиции изучал у Н. С. Кленовского в Москве (1892-1894) и Н. А. Римского-Корсакова в Петербурге (1896-1900). Долгое время жил в Крыму, где вёл дирижёрскую и муз.-обществ. Деятельность. Как композитор С. Развивался под влиянием передовой рус. И арм. Культуры. Общался с А. К. Глазуновым, М. Горьким (на слова к-рого создал в 1902 балладу для баса с оркестром "Рыбак и фея", в 1911 - мелодекламацию "Эдельвейс"), М. С. Сарьяном, О. Туманяном. В 1905 выступил в печати с открытым письмом против увольнения Н.

А. Римского-Корсакова из состава профессоров Петерб. Консерватории.Своим творчеством С. Утверждал реалистич. Иск-во, близкое народу. Композитор тяготел к программной, живописно-картинной музыке, восходящей истоками к нар. Творчеству. Его произв. Отличаются мелодич. И ритмич. Богатством, красочностью гармонич. И орк. Средств, нац. Колоритом, сдержанным лиризмом и поэтичностью. Создал яркие картины нар. Жизни, тонкие зарисовки природы. В ряде произв. С. Звучит протест против насилия, социальной несправедливости, призыв к борьбе за свободу, среди них - героич. Песня для тенора с оркестром "Туда, туда, на поле чести" (1914, по мотивам романа "Раны Армении" Абовяна, запрещённого царской цензурой), конц. Ария "К Армении" (1915, слова И. Ионисяна).

За симф. Картину "Три пальмы" (1905, по М. Ю. Лермонтову), легенду "Бэда-проповедник" (1907, сл. Я. П. Полонского) и мелодекламацию "Мы отдохнём" (1910, на текст монолога Сони из пьесы "Дядя Ваня" Чехова) получил Глинкинские пр. (1908, 1910, 1912).После Oкт. Революции 1917 С. Активно включился в строительство социалистич. Культуры. Руководил самодеят. Хорами и оркестрами в Крыму, был одним из организаторов муз. Школы, обрабатывал нар., а также революц. Песни ("Варшавянка", "Смело, товарищи, в ногу", "Красное знамя" и др.). Выступал с авторскими концертами в Москве, Ленинграде и др. Городах. С 1924 жил в Ереване, где участвовал в работе Ин-та науки и иск-ва, консерватории, в организации симф. Оркестра, муз. Изд-ва, выступал как дирижёр.

Творчество С. Достигло в этот период наивысшего расцвета. В это время композитор интенсивно работает над героико-патриотич. Оперой "Алмаст" по поэме О. Туманяна "Взятие Тмкаберта" об освободит. Борьбе арм. Народа в 18 в. Против перс. Завоевателей, замысел к-рой относится к 1916. Написанная в традициях рус. Оперной классики, опера "Алмаст" отличается яркой нац. Самобытностью, содержит колоритные массовые сцены (хоры, танцы), выразит. Характеристики действующих лиц, драматически насыщенные эпизоды. Творчески использовав подлинные образцы и претворив интонац. Особенности арм. Нар. Музыки и перс. Мугамов, С. Создал на их основе развёрнутые оперные формы со сквозным симф. Развитием и сложной и разветвлённой системой лейтмотивов.С. Сыграл выдающуюся роль в становлении арм.

Нац. Композиторской школы, в формировании её эстетич. Принципов, стилистич. Особенностей. Опираясь на традиции рус. Классич. Музыки, он обогатил арм. Музыку новыми идеями, темами, расширил круг жанров и выразит. Средств, заложил основы национального симфонизма. В Ереване создан Дом-музей С. Имя С. Присвоено Арм. Т-ру оперы и балета (1939). В Ереване издаётся Полн. Собр. Соч. С. В 11 тт. (т. 1-10, 1943-71).Сочинения. Опера Алмаст (соч. 1916-28, ред. М. О. Штейнберга, пост. 1930, филиал Большого т-ра, Москва. 1933, Арм. Т-р оперы и балета. 1939, Арм. Т-р оперы и балета, на сцене Большого т-ра, Москва, во время Декады арм. Лит-ры и иск-ва). Для орк. - Концертная увертюра (1900), Крымские эскизы (2 сюиты, 1903, 1912), Три пальмы (симф. Картина, 1905), Концертный вальс (1907), Эриванские этюды (1925).

Для хора с оркестром - Несжатая полоса (элегия, 1902, сл. Н. А. Некрасова). Для голоса с орк. - Туда, туда, на поле чести (героич. Песня, 1914, по мотивам романа "Раны Армении" Абовяна), К Армении (конц. Ария, на сл. И. Ионисяна), Гариб бибул (по Саят-Нове, 1925). Для хора и фп. - кантата Памяти B. В. Стасова (1907). Песни, романсы, мелодекламации, вок. Ансамбли, хоры (на сл. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, М. Горького, А. А. Голенищева-Кутузова, Я. П. Полонского, А. Н. Майкова, А. А. Мея, А. П. Чехова, А. Цатуряна, Р. Патканяна и др., также на нар. Тексты). Обр. Нар. Песен (арм., рус., укр. И др.).Литературные сочинения. Автобиография, "СМ", 1938, No 4. Письма. Сост. К. Г. Григорян, Ер., 1962, и др.Литература. Шавердян A., А. А. Спендиаров, М.-Л., 1939. Воспоминания об А. А. Спендиарове (А.

Глазунова, В. Корганова, М. Сарьяна), "СМ", 1939, No 9-10. Асафьев Б., Встречи со Спендиаровым, в сб. Дружба, Ереван, 1956, то же в его кн. Очерки oб Армении, M., 1958. Бярсамян А., "Алмаст" А. Спендиарова, М., 1958. Tигранов Г., А. А. Спендиаров, М., 1959, 1971. Современники об А. А. Спендиарове, сост. А. Г. Татевосян, Ер., 1960 (на арм. Яз.). Спендиарова М., А. А. Спендиаров, М., 1964. Её же, Летопись жизни и творчества А. А. Спендиарова, Ер., 1975. Слово о Спендиарове, сост. В. Бальян, Ер., 1971. А. Спендиаров. Статьи и исследования. (Сб.), Ер., 1973.Г. Г. Тигранов.

Значения в других словарях
Спадавеккиа А. Э.

Антонио Эммануилович (р. 21 V (3 VI) 1907, Одесса) - сов. Композитор. Нар. Арт. РСФСР (1977). Чл. КПСС с 1944. В 1937 окончил Моск. Консерваторию по классу композиции у В. Я. Шебалина. Впоследствии занимался у С. С. Прокофьева. Наиболее интенсивно работает в области муз. Т-ра. Среди лучших сочинений С. - оперы "Хождение по мукам" ("Огненные годы"), "Овод", "Бравый солдат Швейк", балет "Берег счастья".Сочинения. Оперы - Акбузат (Волшебный конь, совм. С X. Заимовым, 1942, Башкирский т-р оперы и ба..

Спасов И.

Иван (p. 17 I 1934, София) - болг. Композитор. Обучался в Софийской консерватории у П. Владигерова и в Высшей муз. Школе у К. Сикорского и С. Вислоцкого в Варшаве. С 1962 дирижёр Симф. Оркестра в Пловдиве, одноврем. Преподаёт в муз. Школе.Сочинения. Для солистов, хора и орк. - оратория Плакат (сл. В. В. Маяковского, 1958), Польские песни (для сопрано и камерного орк., 1962), Антиреквием, или Письма осуждённого на смерть (1964), Малый реквием (1967) и др. Для орк. - симфония (1961), Микросюита дл..

Сперанский Н. И.

Николай Иванович (18 (30) VII 1877, Тамбов - 5 III 1952, Москва) - сов. Певец (бас) и педагог. Засл. Деят. Иск-в РСФСР (1946). В 1899 окончил юридич. Ф-т Моск. Ун-та. Учился в Саратовском муз. Уч-ще, затем в Москве брал уроки по теории музыки у Г. Э. Конюса и по фп. У С. В. Рахманинова. В 1896-1901 обучался пению у Ф. П. Андриевского, К. Эверарди и И. В. Тартакова. Уже будучи оперным певцом, ряд лет занимался у С. М. Баттистини, с к-рым часто выступал в спектаклях (1906-14). В 1901 дебютировал в..

Спиваков В. Т.

Владимир Теодорович (р. 12 IX 1944, Уфа) - сов. Скрипач. Обучался игре на скрипке с 6-летнего возраста у Б. Э. Крюгера в Ленинграде. С 1953 занимался в Муз. Школе-десятилетке при Ленингр. Консерватории у Л. М. Сигал, в 1956-60 у В. И. Шера. В 1961 окончил Центр. Школу-десятилетку при Моск. Консерватории, в 1967 - консерваторию по классу скрипки у Ю. И. Янкелевича, в 1970 - под его руководством аспирантуру. Лауреат Междунар. Конкурсов скрипачей им. М. Лонг и Ж. Тибо в Париже (1965, 3-я пр.), им. ..

Дополнительный поиск Спендиаров А. А. Спендиаров А. А.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Спендиаров А. А." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Спендиаров А. А., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 16 символа