Сперанский Н. И.

72

Николай Иванович (18 (30) VII 1877, Тамбов - 5 III 1952, Москва) - сов. Певец (бас) и педагог. Засл. Деят. Иск-в РСФСР (1946). В 1899 окончил юридич. Ф-т Моск. Ун-та. Учился в Саратовском муз. Уч-ще, затем в Москве брал уроки по теории музыки у Г. Э. Конюса и по фп. У С. В. Рахманинова. В 1896-1901 обучался пению у Ф. П. Андриевского, К. Эверарди и И. В. Тартакова. Уже будучи оперным певцом, ряд лет занимался у С. М. Баттистини, с к-рым часто выступал в спектаклях (1906-14). В 1901 дебютировал в партии Мефистофеля в Моск. Частной рус. Опере, где работал до 1904, в 1904-05 пел в Тбилисской опере. В 1905-16 солист Оперного т-ра Зимина в Москве. Голос С. - высокий бас большого диапазона, красивого тёплого тембра, свободно звучал и в партиях драм. Баритона.

Исполнение С. Отличали особая одухотворённость, выразительность фразировки, точность пластич. Решения роли. Обладал ярким дарованием актёра-интерпретатора, превосходными внешними данными. Создал высокохудожеств. Образы - от глубоко драматических до комедийных. Спел св. 100 партий, среди них - Борис Годунов, Мельник, Галицкий, Досифей, Фарлаф, Сальери, Олоферн. Пётр ("Вражья сила"), Светлейший ("Черевички" Чайковского), Томский ("Пиковая дама"), Кочубей, Эскамильо, Скарпиа, Нилаканта. Первый исполнитель на рус. Сцене партий Додона ("Золотой петушок", 1909), Ганса Закса ("Нюрнбергские мейстерзингеры", 1909) и др. Выступал в камерных концертах Кружка любителей русской музыки (неоднократно в ансамбле с С. В. Рахманиновым, Н.

А. Римским-Корсаковым, Ц. Кюи), а также в симф. Концертах под упр. А. Никиша, С. А. Кусевицкого, C. Н. Василенко и др. В 1916 оставил сцену. Был одним из организаторов первого сов. Оперного т-ра в Саратове (1918), художеств. Руководителем и дирижёром оперной труппы в Ростове-на-Дону (1920-24). В 1916-20 преподавал в Саратовской консерватории (с 1918 профессор). В 1920-24 зав. Вок. Отделом и оперным классом Донской, в 1924-32 - Бакинской консерваторий. В 1932-52 профессор Моск. Консерватории, одновременно в 1944-50 зав. Кафедрой в Муз.-педагогич. Ин-те им. Гнесиных. Среди многочисл. Учеников С. - Бюль-Бюль (Мамедов), Н. Л. Вельтер, А. А. Дроздов, К. Закиров, П. И. Засецкий, Е. В. Иванов, М. С. Решетин, А. Ф. Чекалиди.Литература. Ипполитов-Иванов М., 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях, М., 1934.

Василенко С. Н., Страницы воспоминаний, М.-Л., 1948. Боголюбов H. H., 60 лет в оперном театре, М., 1967. Taрхов Д. О., Страницы из воспоминаний, в сб. Музыкальное наследство, т. 2, ч. 2, М., 1968.И. Н. Сперанская.

Значения в других словарях
Спасов И.

Иван (p. 17 I 1934, София) - болг. Композитор. Обучался в Софийской консерватории у П. Владигерова и в Высшей муз. Школе у К. Сикорского и С. Вислоцкого в Варшаве. С 1962 дирижёр Симф. Оркестра в Пловдиве, одноврем. Преподаёт в муз. Школе.Сочинения. Для солистов, хора и орк. - оратория Плакат (сл. В. В. Маяковского, 1958), Польские песни (для сопрано и камерного орк., 1962), Антиреквием, или Письма осуждённого на смерть (1964), Малый реквием (1967) и др. Для орк. - симфония (1961), Микросюита дл..

Спендиаров А. А.

(Спендиарян) Александр Афанасьевич (20 X (1 XI) 1871, Каховка - 7 V 1928, Ереван) - сов. Композитор, дирижёр, педагог и муз.-обществ. Деятель. Нар. Арт. Арм. ССР (1926). Окончил юридич. Ф-т Моск. Ун-та (1895), обучался игре на скрипке, играл в ансамблях, в студенч. Оркестре. Теорию композиции изучал у Н. С. Кленовского в Москве (1892-1894) и Н. А. Римского-Корсакова в Петербурге (1896-1900). Долгое время жил в Крыму, где вёл дирижёрскую и муз.-обществ. Деятельность. Как композитор С. Развивался ..

Спиваков В. Т.

Владимир Теодорович (р. 12 IX 1944, Уфа) - сов. Скрипач. Обучался игре на скрипке с 6-летнего возраста у Б. Э. Крюгера в Ленинграде. С 1953 занимался в Муз. Школе-десятилетке при Ленингр. Консерватории у Л. М. Сигал, в 1956-60 у В. И. Шера. В 1961 окончил Центр. Школу-десятилетку при Моск. Консерватории, в 1967 - консерваторию по классу скрипки у Ю. И. Янкелевича, в 1970 - под его руководством аспирантуру. Лауреат Междунар. Конкурсов скрипачей им. М. Лонг и Ж. Тибо в Париже (1965, 3-я пр.), им. ..

Спинет

(итал. Spinetta, франц. Spinette, испан. Espineta, нем. Spinett, от лат. Spina - шип, колючка) - небольшой клавишно-щипковый струн. Настольный муз. Инструмент, без ножек. Разновидность чембало (клавесина). Имеет 3-6-угольную трапециевидную или овальную форму (в отличие от прямоугольного вёрджинела). Каждой его клавише соответствовала 1 струна. Все струны расположены под углом справа от клавиатуры. У С. 1 мануал, диапазон - 2-4 октавы. В происхождении назв. С. (от "шип") отразилась особенность те..

Дополнительный поиск Сперанский Н. И. Сперанский Н. И.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сперанский Н. И." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сперанский Н. И., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 16 символа