Стеклянная гармоника

150

(франц. Verre harmonica, нем. Glasharmonika) - муз. Инструмент. Относится к группе фрикционных, в к-рых звук возникает в результате трения. Стала известна в сер. 18 в. В Англии, где её появлению предшествовало увлечение игрой на стеклянных стаканах (играющий проводил пальцем по краям наполненных до определённого уровня водой стеклянных стаканов). В 1746 К. В. Глюк дал в Лондоне концерт на 26 стеклянных стаканах, "настроенных весенней водой". С. Г. Первоначально состояла из стеклянных полушарий, которые приводились в колебание трением об их края кончиками пальцев исполнителя. В дальнейшем инструмент видоизменялся. С. Г. Получила весьма широкое распространение после усовершенствований, внесённых около 1761 Б. Франклином. Сконструированная им С.

Г. Представляла собой хроматически настроенные стеклянные полушария, насаженные на горизонтальную металлич. Ось, вращавшуюся при помощи педали. Они помещались в футляр продолговатой формы, до определ. Уровня наполненный водой, увлажнявшей края полушарий. Прикосновением кончиков пальцев к их краям извлекался чистый певучий звук своеобразного тембра. Диапазон С. Г. (3-4 октавы) зависел от количества полушарий (37-46). Во 2-й пол. 18 в. С. Г. Стала популярным концертно-камерным инструментом. Известными исполнительницами были М. Дейвис и М. Кирхгеснер. Последней В. А. Моцарт посвятил Adagio для С. Г. (K.-V. 356), он написал также Adagio и рондо для С. Г., флейты, гобоя, альта и виолончели (K.-V. 617). Виртуозно играл на С. Г. Чеш. Пианист и композитор Я.

Л. Дусик, выступавший в Берлине, Париже и Милане, а также в Петербурге (1786). Наряду с Моцартом соч. Для С. Г. Создали также Л. Бетховен и Я. Ф. Томашек. Недостатком С. Г. Было раздражающее действие вибрирующих стеклянных полушарий на чувствительные окончания пальцев исполнителя, что привело к поискам новых способов игры на С. Г. - пытались применять прокладки, смычок, клавишное устройство (ок. 1784 появилась С. Г. С клавиатурой. Мастера Хессель, Вагнер, Рёллиг, Клейн. Их инструменты назывались "клавишные С. Г." - Klavierharmonika). Однако эксперименты не дали существ. Результатов, и к сер. 19 в. С. Г. Повсеместно вышла из употребления. С. Г. Изредка вводилась в партитуры опер для придания музыке таинств., сказочного колорита, в т.ч. Рус. Композиторами С.

И. Давыдовым ("Днепровская русалка"), М. И. Глинкой ("Руслан и Людмила"), А. Г. Рубинштейном ("Демон"). Позднее в этих операх партия С. Г. Была заменена челестой и колокольчиками. На Постоянной выставке муз. Инструментов в Ленинграде имеются 2 С. Г. С 37 и 35 полушариями.Литература. Рабинович A., Русская опера до Глинки, M., 1948, с. 164-66. Рогаль-Левицкий Д. Р., Современный оркестр, т. 2, М., 1953, с. 438. Вartl К., Nachricht von der Harmonika, Brьnn, 1799. Pohl C. F., Zur Geschichte der Glasharmonika, Lpz., 1862. Sachs C., The history of musical instruments, N.Y., 1940, p. 404-05. Его же, Handbuch der Musikinstrumentenkunde, Lpz., 1966, S. 75.A. H. Лисова.

Значения в других словарях
Ствири

Гударствири (груз.), тулем (азерб.). 1) Дух. Инструмент типа волынки. Мех изготовляется из овечьей или козьей кожи, сверху покрывается чехлом из ситца и др. Имеет 2 отверстия. В одно вставляется трубка с обратным клапаном, через к-рую нагнетается воздух, другое закрывается двойной трубкой с бычьим рогом на конце, иногда инкрустированной разноцветными камнями. В первой трубке 3 игровых отверстия, во второй - 6 (3 нижних расположены симметрично отверстиям первой трубки). При игре мех держат под мы..

Стейнберг У.

Штейнберг (Steinberg) Уильям (Ханс Вильгельм) (1 VIII 1899, Кёльн - 16 V 1978, Нью-Йорк) - амер. Дирижёр. Учился у Г. Абендрота в Кёльнской консерватории. Дирижёр симф. Оркестра (ассистент О. Клемперера, 1920-24, с 1924 1-й дирижёр) и Оперного т-ра (1924-25) в Кёльне, затем Нем. Т-ра в Праге (1925-29), одноврем. Был руководителем пражского Нового нем. Т-ра. Возглавлял Оперный т-р и дирижировал симф. Оркестром во Франкфурте-на-Майне (1929-33. Уволен как антифашист), эпизодически дирижировал в Бер..

Стелловский Ф. Т.

Фёдор Тимофеевич (1826-1875, Петербург) - рус. Муз. Издатель. Получил образование в Лазаревском ин-те вост. Языков в Москве. В 1852 издал "Музыкальный альбом" (как приложение к журн. "Пантеон"). В 1853 открыл в Петербурге муз. Магазин и нотное изд-во. В 50-х гг. С. Стал одним из крупнейших нотоиздателей дореволюц. России (приобрёл изд-ва И. К. Пеца, П. И. Гурскалина, В. Д. Деноткина, Л. А. Снегирёва). Фирма С. Существовала до 1886 (перешла к К. А. Гутхейлю). Энергичный и инициативный предпринима..

Стендаль А. М. Б.

(Stendhal. Наст. Имя и фам. - Анри Мари Бейль, Beyle) (23 I 1783, Гренобль - 23 III 1842, Париж) - франц. Писатель и муз. Критик. В юности учился игре на скрипке, кларнете, занимался пением. В 1800 вступил в армию, был офицером, затем интендантом. Участвуя в походах Наполеона I, побывал в Италии, Германии, Австрии, России. После установления режима Реставрации С. В 1814-21 жил в Милане, после Июльской революции 1830 был франц. Консулом в Триесте и в Чивитавеккье, близ Рима. Осн. Художеств. Интер..

Дополнительный поиск Стеклянная гармоника Стеклянная гармоника

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Стеклянная гармоника" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Стеклянная гармоника, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 20 символа