Стендаль А. М. Б.

103

(Stendhal. Наст. Имя и фам. - Анри Мари Бейль, Beyle) (23 I 1783, Гренобль - 23 III 1842, Париж) - франц. Писатель и муз. Критик. В юности учился игре на скрипке, кларнете, занимался пением. В 1800 вступил в армию, был офицером, затем интендантом. Участвуя в походах Наполеона I, побывал в Италии, Германии, Австрии, России. После установления режима Реставрации С. В 1814-21 жил в Милане, после Июльской революции 1830 был франц. Консулом в Триесте и в Чивитавеккье, близ Рима. Осн. Художеств. Интересы С. Связаны с итал. Оперным иск-вом, он хорошо знал театр, был близок со мн. Исполнителями. Труды С. О музыке, появившиеся в печати в 1814-27, предшествовали его известным лит. Произв. Среди первых работ - "Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио" (под псевд.

- Л. А. Бомбе). Для биографии Й. Гайдна С. Почти полностью использовал книгу Дж. Карпани ("Le Haydine, ovvero Lettere su la vita e l'opиre del cйlиbre maestro Giuseppe Haydn", 1812), что вызвало обвинение в плагиате. Биографич. Материалы о В. А. Моцарте писатель заимствовал из книг К. Винклера ("Notice biographique sur J.C.W. T. Mozart", 1801) и К. Ф. Крамера ("Anecdotes sur W. Mozart", 1801). Отбросив нек-рые подробности и добавив собственные суждения, С. Создал практически новую книгу, проникнутую личным отношением писателя к Моцарту, большим поклонником к-рого он был. В 1824 издана книга "Жизнь Россини" (под псевд. Сю). В ней имеется биография композитора, с к-рым С. Был знаком, сведения о его операх, а также об итал. Оперном театре 1-й четв.

19 в. Критич. Заметки С. За 1824-27 о спектаклях итал. Оперы (Париж), печатавшиеся в "Journal de Paris", изданы под назв. "Заметки дилетанта" (1867, есть и более полные поздние издания). Как муз. Критик и биограф С. Не претендовал на самостоятельность исследования, доверял многим источникам, устным рассказам, стремился популярно излагать материал, пропагандировать муз. Иск-во.Сочинения. Lettres йcrites de Vienne en Autriche, sur le cйlиbre compositeur Joseph Haydn, suivies d'une vie de Mozart et de considйrations sur Mйtastase et l'йtat prйsent de la musique en France et en Italie, P., 1814. Vies de Haydn, de Mozart et de Mйtastase, P., 1914 (рус. Пер. - Жизнеописания Гайдна. Моцарта и Метастазио, Собр. Соч., т. 8, М., 1959).

Vie de Rossini. Suivie des notes d'un dilettante, v. 1-2, P., 1824 (рус. Пер. - Жизнь Россини, Собр. Соч. Т. 8, М., 1959). Notes d'un dilettante, P., 1867.Литература. Rolland R., Stendhal et la musique (предисл. К "Vies de Haydn..."), в кн. Stendhal, OEuvres complиtes, t. 3, P., 1914 (рус. Пер. - Roллан Р., Собр. Соч., т. 14, M., 1958). Соллертинский И. И., Стендаль и музыка, "СМ", 1935, No 2, то же, в его кн. Исторические этюды, т. 1, Л., 1963. Rеизов Б., Музыкально-критические произведения Стендаля, в кн. Стендаль, Собр. Соч., т. 8, М., 1959, с. 648-51. Сhouquet A., Stendhal - Beyle, P., 1902. Arnouх A., Le goыt de la musique chez Stendhal, "SIM", 1908, 18 apr. Barrйs M., Stendhal et la musique, "RM", 1920, No 1. Кlein J. W., Stendhal as music critic, "MQ", 1943, v.

XXIX, No 1.T. Н. Соловьёва.

Значения в других словарях
Стеклянная гармоника

(франц. Verre harmonica, нем. Glasharmonika) - муз. Инструмент. Относится к группе фрикционных, в к-рых звук возникает в результате трения. Стала известна в сер. 18 в. В Англии, где её появлению предшествовало увлечение игрой на стеклянных стаканах (играющий проводил пальцем по краям наполненных до определённого уровня водой стеклянных стаканов). В 1746 К. В. Глюк дал в Лондоне концерт на 26 стеклянных стаканах, "настроенных весенней водой". С. Г. Первоначально состояла из стеклянных полушарий, ..

Стелловский Ф. Т.

Фёдор Тимофеевич (1826-1875, Петербург) - рус. Муз. Издатель. Получил образование в Лазаревском ин-те вост. Языков в Москве. В 1852 издал "Музыкальный альбом" (как приложение к журн. "Пантеон"). В 1853 открыл в Петербурге муз. Магазин и нотное изд-во. В 50-х гг. С. Стал одним из крупнейших нотоиздателей дореволюц. России (приобрёл изд-ва И. К. Пеца, П. И. Гурскалина, В. Д. Деноткина, Л. А. Снегирёва). Фирма С. Существовала до 1886 (перешла к К. А. Гутхейлю). Энергичный и инициативный предпринима..

Стенхаммар К. В. Э.

(Stenhammar) Карл Вильгельм Эуген (7 II 1871, Стокгольм - 20 XI 1927, там же) - швед. Композитор, дирижёр, пианист. Сын швед. Композитора Пера Ульрика С. (20 II 1828 - 8 II 1875). Учился в Стокгольмской консерватории у Р. Андерсона (фп.), у Э. Шёгрена и Й. Денте (композиция). Совершенствовался в Берлине у X. Барта (1892-93). С 1897 дирижёр Стокгольмского филармонич. Оркестра, в 1907-22 - симф. Оркестра в Гётеборге, в 1924-25 - Корол. Оперы в Стокгольме. Был также известен как пианист и участник ..

Степанов А. С.

Александр Сергеевич (23 VIII (4 IX) 1899, Елец, ныне Липецкой обл. - 2 VI 1963, Москва) - сов. Хоровой дирижёр и педагог. Засл. Арт. РСФСР (1940). В 1912 окончил моcк. Синодальное уч-ще. В 1918-21 учитель пения в общеобразоват. Школах и руководитель детских хор. Коллективов в Москве и Минске. В 1921-25 хормейстер Оперной студии Большого т-ра под рук. К. С. Станиславского, в 1930- 1937 - Большого т-ра. В 1937-38 дирижёр и гл. Хормейстер Белорус. Т-ра оперы и балета (Минск). В 1938-47 хормейстер О..

Дополнительный поиск Стендаль А. М. Б. Стендаль А. М. Б.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Стендаль А. М. Б." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Стендаль А. М. Б., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 17 символа