Стереофония

88

(букв. - пространственное звучание, от греч. Stereos - объёмный, пространственный и ponn - звук) - способ телефонии и радиовещания, а также звукозаписи и её воспроизведения, при к-рых сохраняется характер звучания, отражающий пространственное расположение разл. Источников звука и их перемещение. Человек судит о расположении звуковых источников в пространстве в связи с различием их воздействия на правое и левое ухо. В физиологии это наз. Бинауральным эффектом. В зависимости от угла, образующегося между волновым фронтом звучания и головой слушателя, разл. Слышимость правым и левым ухом определяется как разностью фаз воспринимаемых звуковых волн, так и ослаблением звучания в результате его частичного экранирования головой слушателя.

В телефонии и радиотелефонии стереоэффект достигается посредством применения двухканальной передачи от двух отд. Микрофонов (помещаемых на нек-ром расстоянии друг от друга) и её воспроизведения с помощью двух отд. Телефонов или двух динамиков (акустич. Колонок). Для стереофонич. Звукозаписи применяются два расположенных на расстоянии микрофона с отд. Усилителями и двумя синхронными звукозаписывающими каналами. В стереограмзаписи оба сигнала фиксируются на одной бороздке. Резец стереорекордера колеблется под воздействием двух магнитных или пьезо-электрич. Сил, направленных относительно друг друга под углом 90. Звуковоспроизведение осуществляется особым адаптерным устройством и двумя отд. Усилителями с динамиками, установленными в зависимости от размера помещения и расстояния до слушателей.

Для кинофильмов стереозапись производится оптич. Методом по краю плёнки способами переменной ширины или плотности отпечатываемого сигнала на двух дорожках, соответствующих двум микрофонам. Магнитная стереозапись производится с помощью двух разнесённых микрофонов с отд. Усилителями и магнитными записывающими головками на двух дорожках плёнки, а стерео-воспроизведение - с помощью отд. Усилителей от двух магнитных головок и двух акустич. Колонок, установленных на требуемом расстоянии. Для эстр. Стереофонич. Усиления применяются иногда три отдельных микрофонно-усилительных и звуковос- производящих канала. Три акустич. Колонки располагаются по ширине эстрады.Стереофонич. Звукозапись приближает восприятие музыки к тому, к-рое осуществляется при непосредств.

Слушании её исполнения в конц. Зале. Степень значимости достигаемого с её помощью стереофонич. Эффекта зависит от принадлежности данного сочинения к той или иной историч. Эпохе, к тому или иному жанру, а также от его стилистич. Особенностей и исполнит. Состава. Так, в 18-19 вв. Композиторы стремились к возможно большей слитности звучания разл. Групп оркестра, что находило отражение в размещении исполнителей ("рассадке" оркестра). Одноканальная запись таких произв. Ещё более увеличивает слитность звучания орк. Групп, а стереофоническая сохраняет их реальную пространств, рассредоточенность. Однако при записи музыки, в к-рой так или иначе используются пространств, эффекты (это относится гл. Обр. К муз. Творчеству 20 в. См. Пространственная музыка), роль С.

Возрастает. С 70-х гг. 20 в., помимо обычной стереофонической, применяют также четырёхканальную, квадрофоническую звукозапись, при к-рой четыре микрофона (при записи) и четыре акустич. Колонки (при воспроизведении) располагаются по углам квадрата или прямоугольника, в центре к-рого находится исполнитель (исполнители) и, соответственно, слушатель. За рубежом (ФРГ, Великобритания, США и др.) начаты квадрофонич. Радиопередачи, выпускаются квадрофонич. Радиоприёмники, усилители, магнитофоны, электропроигрыватели и грампластинки. С. Для вертикальной ориентировки звучания пока не получила практич. Применения.Литература. Горон И. E., Радиовещание, М., 1944. Волков-Ланнит Л. Ф., Искусство запёчатлённого звука. Очерки по истории граммофона, М., 1964.

Римский-Корсаков А. В., Электроакустика, М., 1973. Pурдуев В. В., Стереофония и многоканальные звуковые системы, М., 1973. Stravinsky J., (О стереофонии), в кн. Memories and commentaries, N. Y., 1960 (рус. Пер. - в кн. Стравинский И., Диалоги, Л., 1971, с. 289-91). Brauns H., Stereotechnik, Stuttg., 1961. Pils E. P., Rundfunk-Stereophonie, Stuttg., 1964. Reinecke H.-P., Stereo-Akustik, Kцln, 1966.Л. С. Термен..

Значения в других словарях
Степанян Р. Г.

Рубен Герасимович (р. 16 (29) XII 1902, Баку) - сов. Композитор и дирижёр. Засл. Деят. Иск-в Арм. ССР (1961). Чл. КПСС с 1942. В 1931 окончил Ереванскую консерваторию по классу скрипки у Д. Лекгера, в 1936 по классу дирижирования у К. С. Сараджева. В 1938-65 дирижёр Арм. Т-ра оперы и балета. Руководил первыми пост. На арм. Сцене балетов. "Анаит" Тер-Гевондяна (1940), "Гаянэ" (1947). "Севан" Егиазаряна (1955), "Мармар" Оганесяна (1957), "Сона" Хагагортяна (1957), оперы "Костёр" Геворкяна (1959). ..

Степовой Я. С.

(наст. Фам. - Якименко) Яков Степанович (8 (20) X 1883, Харьков - 4 XI 1921, Киев) - укр. Композитор и муз.-обществ. Деятель. Брат Ф. С. Акименко. В 1895-98 пел в хоре мальчиков Придв. Певч. Капеллы, в 1898-1902 обучался в классах капеллы игре на фп., муз.-теоретич. Предметам и дирижированию. В 1902-09 учился в Петерб. Консерватории, по классу композиции занимался у Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Лядова (выпускные экзамены сдал в 1914). В 1912-14 выступал со статьями в моcк. Журн. "Музыка", ря..

Стерн И.

(Stern) Исаак (р. 21 VII 1920, Кременец Подольской губ.) - амер. Скрипач. С 1921 живёт в США. Учился игре на фп. Под рук. Матери - пианистки. В 1930-37 - в Сан-Францисской консерватории по классу скрипки у Н. Блиндера, оказавшего решающее влияние на его артистич. Развитие, в 1937 у Л. Персингера в Нью-Йорке. В 11 лет дебютировал как солист с Сан-Францисским симф. Оркестром под упр. П. Монтё (исполнил с Блиндером концерт для 2 скрипок И. С. Баха). Концертировал как солист и с Лос-Анджелесским фил..

Стефан

(прозвище - Голыш) - певец и распевщик, деятель рус. Культовой музыки последней четв. 16 - нач. 17 вв. Ученик С. Рогова. Работал у купцов Строгановых в Усолье на Урале, где создал школу мастеров церк. Пения. Вёл педагогич. Деятельность на севере России. В предисловии к крюковому рукописному стихирарю (составлен в сер. 17 в.) сказано, что С. "ходил по градам и учил Усольскую страну". Среди его учеников - И. Т. Лукошко.Литература. Ундольский В. М., Замечания для истории церковного пения в России, ..

Дополнительный поиск Стереофония Стереофония

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Стереофония" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Стереофония, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 11 символа