Стереофония
(букв. - пространственное звучание, от греч. Stereos - объёмный, пространственный и ponn - звук) - способ телефонии и радиовещания, а также звукозаписи и её воспроизведения, при к-рых сохраняется характер звучания, отражающий пространственное расположение разл. Источников звука и их перемещение. Человек судит о расположении звуковых источников в пространстве в связи с различием их воздействия на правое и левое ухо. В физиологии это наз. Бинауральным эффектом. В зависимости от угла, образующегося между волновым фронтом звучания и головой слушателя, разл. Слышимость правым и левым ухом определяется как разностью фаз воспринимаемых звуковых волн, так и ослаблением звучания в результате его частичного экранирования головой слушателя.
В телефонии и радиотелефонии стереоэффект достигается посредством применения двухканальной передачи от двух отд. Микрофонов (помещаемых на нек-ром расстоянии друг от друга) и её воспроизведения с помощью двух отд. Телефонов или двух динамиков (акустич. Колонок). Для стереофонич. Звукозаписи применяются два расположенных на расстоянии микрофона с отд. Усилителями и двумя синхронными звукозаписывающими каналами. В стереограмзаписи оба сигнала фиксируются на одной бороздке. Резец стереорекордера колеблется под воздействием двух магнитных или пьезо-электрич. Сил, направленных относительно друг друга под углом 90. Звуковоспроизведение осуществляется особым адаптерным устройством и двумя отд. Усилителями с динамиками, установленными в зависимости от размера помещения и расстояния до слушателей.
Для кинофильмов стереозапись производится оптич. Методом по краю плёнки способами переменной ширины или плотности отпечатываемого сигнала на двух дорожках, соответствующих двум микрофонам. Магнитная стереозапись производится с помощью двух разнесённых микрофонов с отд. Усилителями и магнитными записывающими головками на двух дорожках плёнки, а стерео-воспроизведение - с помощью отд. Усилителей от двух магнитных головок и двух акустич. Колонок, установленных на требуемом расстоянии. Для эстр. Стереофонич. Усиления применяются иногда три отдельных микрофонно-усилительных и звуковос- производящих канала. Три акустич. Колонки располагаются по ширине эстрады.Стереофонич. Звукозапись приближает восприятие музыки к тому, к-рое осуществляется при непосредств.
Слушании её исполнения в конц. Зале. Степень значимости достигаемого с её помощью стереофонич. Эффекта зависит от принадлежности данного сочинения к той или иной историч. Эпохе, к тому или иному жанру, а также от его стилистич. Особенностей и исполнит. Состава. Так, в 18-19 вв. Композиторы стремились к возможно большей слитности звучания разл. Групп оркестра, что находило отражение в размещении исполнителей ("рассадке" оркестра). Одноканальная запись таких произв. Ещё более увеличивает слитность звучания орк. Групп, а стереофоническая сохраняет их реальную пространств, рассредоточенность. Однако при записи музыки, в к-рой так или иначе используются пространств, эффекты (это относится гл. Обр. К муз. Творчеству 20 в. См. Пространственная музыка), роль С.
Возрастает. С 70-х гг. 20 в., помимо обычной стереофонической, применяют также четырёхканальную, квадрофоническую звукозапись, при к-рой четыре микрофона (при записи) и четыре акустич. Колонки (при воспроизведении) располагаются по углам квадрата или прямоугольника, в центре к-рого находится исполнитель (исполнители) и, соответственно, слушатель. За рубежом (ФРГ, Великобритания, США и др.) начаты квадрофонич. Радиопередачи, выпускаются квадрофонич. Радиоприёмники, усилители, магнитофоны, электропроигрыватели и грампластинки. С. Для вертикальной ориентировки звучания пока не получила практич. Применения.Литература. Горон И. E., Радиовещание, М., 1944. Волков-Ланнит Л. Ф., Искусство запёчатлённого звука. Очерки по истории граммофона, М., 1964.
Римский-Корсаков А. В., Электроакустика, М., 1973. Pурдуев В. В., Стереофония и многоканальные звуковые системы, М., 1973. Stravinsky J., (О стереофонии), в кн. Memories and commentaries, N. Y., 1960 (рус. Пер. - в кн. Стравинский И., Диалоги, Л., 1971, с. 289-91). Brauns H., Stereotechnik, Stuttg., 1961. Pils E. P., Rundfunk-Stereophonie, Stuttg., 1964. Reinecke H.-P., Stereo-Akustik, Kцln, 1966.Л. С. Термен..
Дополнительный поиск Стереофония
На нашем сайте Вы найдете значение "Стереофония" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Стереофония, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 11 символа