Страдания

110

(термин употребляется только во множеств. Числе) - муз.-поэтич. Жанр рус. Фольклора, разновидность частушки любовно-лирич. Или лирико-комедийного содержания. Часто С. - остроумная бытовая зарисовка. По форме - 1-строфная песня, иногда содержащая афоризм ("Без Любови прожить можно, почему-то не живут!"). Структура строфы - 2- или 4-стиховая, встречаются и 6-стишия. Стих 8-сложный, реже - 12-сложный. С. Исполняются в медленном движении, в напевной или напевно-речитативной манере. Поэтич. Тексты характеризуются групповым прикреплением к типизированным напевам С. И нередко импровизируются во время пения. Истоки С. Многообразны, восходят к крестьянской протяжной или игровой песне (образная система, структура стиха), а также к гор.

Романсу ("чувствительная" лексика). Ощутима близость к пословице и поговорке. Характерен приём поэтич. Параллелизма. В музыке С. Органически сочетаются проникновенная лирика девичьих песен о разлуках и встречах, элементы сказа и плясовой припевки. В вок. Мелодии, как и в инстр. Сопровождении, обнаруживается своеобразная "приуроченность" мелодич. Рисунка к жестикуляции и мимике исполнителя. Импровизационная, часто виртуозная партия гармони или балалайки активно участвует в создании художественного образа. По характеру мелодики С. Занимают промежуточное место между мелосом припевок и протяжной песней, что обусловливает, с одной стороны, краткость типизированных напевов, элементы речитации-сказа, завершение ряда секундовых и терцовых ходов резким спадом на выдохе в конце стиха или полустишия, с др.

Стороны - лирич. Напевность, плавность, внутрислоговые распевы ("Летят утки!", Воронежская обл.). С. Исполняются соло или дуэтом в сопровождении гармони или балалайки, соло с хором в сопровождении баяна или аккордеона. Хоровые С. Без аккомпанемента на Урале называют "мелкими песнями". В самодеят. Хор. Коллективах подбирают "цепочки" С., построенные по принципу вопроса - ответа, часто исполнители чередуются. Девушка - юноша, 2 подружки в дуэте или 2 хора. Муз.-поэтич. Мотивы многих т. Н. Девичьих С. Послужили основой для создания ряда сов. Лирич. Песен, отражающих историч. События преим. Через личные переживания. Такова, напр., песня о Великой Отечеств. Войне "Под горой растут цветочки", а также мн. Песни О. В. Ковалёвой. С. Претворены в некоторых произв.

В. А. Гаврилина (вок. Цикл "Русская тетрадь"), В. В. Беляева (вок. Цикл "Девичьи страдания") и др. Совр. Сов. Композиторов.Издания. Симаков В. (сост.), Сборник двухстрочных частушек (страданий), М., 1928. Русские народные песни, ред.-сост. Е. В. Гиппиус, Л., 1943, с. 327-46. Русские частушки, сост. С. Аксюк и В. Боков, (вып. 1-2), М., 1954-56. Русские частушки, сост. Н. Котикова, Л., 1956. Русские частушки, страдания, припевки, сост. Н. Котикова, Л., 1961. Песни Ольги Ковалевой. (Предисл. А. Рудневой), М., 1971.Литература. Гиппиус Е., Интонационные элементы русской частушки, в кн. Советский фольклор, M 4-5, M. - Л., 1936, с. 97-142. Шептаев Л., Русская частушка, в кн. Русская частушка, Л., 1950. Христиансен Л., Современное народное песенное творчество Свердловской области, М., 1954.

Poпова Т., Русское народное музыкальное творчество, вып. 3, М., 1957. Сидельников В., О. В. Ковалева, М., 1964.Л. С. Мухаринская.

Значения в других словарях
Стравинский Ф. И.

Фёдор Игнатьевич (8(20) VI 1843, дер. Новый Двор Речицкого уезда Минской губ. - 21 XI (4 XII) 1902, Петербург) - рус. Певец (бас). В 1869 окончил Нежинский юридич. Лицей (в студенч. Годы пел в церковном хоре), в 1873 - Петерб. Консерваторию (занимался в классах пения у П. Репетто, Э. Виардо, Г. Ниссен-Саломан, с 1871 - у К. Эверарди). В 1873-1876 пел на киевской оперной сцене (дебютировал в партии Рудольфа, "Сомнамбула"), с 1876 до конца жизни солист Мариинского т-ра (дебютировал в 2 спектаклях ..

Страдаль А.

(Stradal) Август (17 V 1860, Теплице - 13 III 1930, Красна-Липа, Чехословакия) - чеш. Пианист, педагог и композитор. Учился игре на фп. У А. Доора, Э. Кремзера, Г. Ноттебома и Т. Лешетицкого, брал уроки композиции у А. Брукнера в Вене, совершенствовался у Ф. Листа в Веймаре (1884), был его секретарём, сопровождал Листа в поездках до конца его жизни. В 1893-95 преподавал игру на фп. В Вене, с 1919 - в г. Красна-Липа. Написал воспоминания о Ф. Листе и А. Брукнере. Известен как автор фп. Переложени..

Страделла А.

(Stradella) Алессандро (ок. 1 X 1644, Рим - 25 или 28 II 1682, Генуя) - итал. Композитор. Мальчиком пел в хоре церкви Сан-Марчелло в Риме, был учеником Э. Бернабеи. Одно из ранних соч. С. - мотет в честь Филиппо Нери (написан для королевы Кристины Шведской, 1663). С 1665 находился на службе у семьи Колонны. С. Покровительствовали также знатные семьи Флавио Орсини и Панфили-Альдобрандини. Много путешествовал. В 1666-78 посетил Венецию, Флоренцию, Вену, Турин, Геную. Писал кантаты, оперы, а также ..

Страдивари А.

Страдивариус (Stradivari, Stradivarius) Антонио (1644, Кремона - 19 XII 1737, там же) - итал. Мастер смычковых инструментов. Ученик Н. Амати. Сохранилась скрипка с этикеткой С. "Сделана в возрасте 13 лет в мастерской Николо Амати". Ок. 1667 закончил обучение у Амати (с этого времени не называл себя в этикетках его учеником). В 1667 открыл собств. Мастерскую. Изготовлял комплекты инструментов для королей Испании, Англии, Польши и глав многочисл. Гос-в Италии тех лет. Жизнь С. Проходила в непрерыв..

Дополнительный поиск Страдания Страдания

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Страдания" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Страдания, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 9 символа