Страдивари А.
Страдивариус (Stradivari, Stradivarius) Антонио (1644, Кремона - 19 XII 1737, там же) - итал. Мастер смычковых инструментов. Ученик Н. Амати. Сохранилась скрипка с этикеткой С. "Сделана в возрасте 13 лет в мастерской Николо Амати". Ок. 1667 закончил обучение у Амати (с этого времени не называл себя в этикетках его учеником). В 1667 открыл собств. Мастерскую. Изготовлял комплекты инструментов для королей Испании, Англии, Польши и глав многочисл. Гос-в Италии тех лет. Жизнь С. Проходила в непрерывном труде, он был прославлен и обеспечен. Отличался методичностью. Десятилетиями всесторонне разрабатывал к.-л. Тип модели, пока не переходил к другому. Мн. Годы (1660-83) С. Работал в стиле своего учителя Амати. В 1684-89 проводил эксперименты над типом большой модели Амати, делал самые крупные в Италии скрипки (примечательно, что тембр их чисто сопрановый).
Весь первый период его деятельности условно наз. Amatise. Отход от школы Амати наблюдается в 1690, когда С. Создал тип т. Н. Удлинённой (allongй) скрипки. Ширина меньше, длина больше (до 359 мм), своды более плоские. В 1698 снова возвратился к стилю Амати, но не Николо, а братьев Антонио и Джироламо (позднего периода их деятельности). Только ок. 1700, в возрасте 56 лет, С. Сконструировал свою модель. С этого года и до 1716 длился т. Н. Золотой период, когда С. Создал лучшие по конц. Качествам инструменты. В тембре скрипок, альтов и виолончелей этого периода выявляются более высокие обертоны, чем у Амати, и звучание приобретает особую "дальнобойность" (звук заполняет самые большие залы). В последние годы жизни также изготавливал высококачеств.
Инструменты. С кон. 20-х гг. Техника С. Слабеет, что выразилось в менее совершенной форме, но "отдача" звука была очень мягкой и лёгкой. Виолончели С. Создавал двух типов. Вначале - очень крупные инструменты (типа "церковного баса") с густым басовым тембром. Позже (примерно с 1700) - инструменты обычного размера с теноровым тембром. Альты делал разл. Размеров - от сравнительно небольшого (великолепный экземпляр альта С. Дл. 410 мм хранится в Гос. Коллекции в Москве) до очень крупного (альт-тенор "Медичи" дл. 480 мм хранится во Флоренции). В альтах С. Звучало контральто прекрасного тембра. В моделях одной и той же конструкции применялись разл. Породы дерева. Ель обычно плотная, сорта Haselfichte. Клён в деках, сделанных из одного куска, - радиального, иногда тангентального распила, из двух кусков - радиального или косого распила.
В последний период деятельности С. - клён с несколько более бледным рисунком лучей, но более выгодный в акустич. Отношении. Лак вначале близок к лаку Амати - золотисто-жёлтый, очень прозрачный, положен тонким слоем. На инструментах allongй слой толще, консистенция лака мягче, он окрашен в более интенсивные коричневато-золотистые цвета, в "золотой период" лак необычайно наряден. В зависимости от освещения он приобретает разные оттенки - от нежного золотисто-оранжевого до яркого тёмно-красного. В своих инструментах С. Более всех др. Мастеров приблизился к природному тембру человеческого голоса. Инструменты С. Пользовались огромной популярностью. Ему приписывается. Создание ок. 2500 инструментов. Сохранилось бесспорно подлинных - 732 (среди них.
632 скрипки, 19 альтов, 63 виолончели). Великий мастер умер в возрасте 93 лет. Его рабочий инструментарий, чертежи, рисунки, модели, нек-рые скрипки попали в коллекцию известного собирателя 18 в. Графа Козио ди Салабуе. Ныне это собрание хранится в Музее С. В Кремоне. Учениками С. Были его сыновья - Франческо (1671-1743) и Омобоно (1679-1742), к-рые лишь в незначит. Степени приблизились к достижениям отца, и К. Бергонци.Литература. Тынянова Е., Мастер Антонио Страдивари, М., 1934, 1937. Гинзбург Л., Луиджи Боккерини и его роль в развитии виолончельного искусства, М.-Л., 1938. Витачек Е. Ф., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, М.-Л., 1952, 1964. Fйtis F. J., Antoine Stradivari luthier cйlиbre connu sous le nom de Stradivarius, P., 1856 (рус.
Пер. - Фетис Ф., Страдивариус и ему предшествовавшие и последовавшие итальянские школы смычковых инструментов и о смычках Турта..., М., 1875). Hill W. H., Hill A. F. And Hill A. E., Antonio Stradivari. His life and work (1644-1737), L., 1902, 1909. Lьtgendorff W. L. F. Von, Die Geigen- und Lautenmacher vom Mittelalter bis zur Gegenwart, Bd 1- 2, Fr./M., 1904, посл. Изд., Tutzing, 1968. Hermann E., Geschiente und Beschreibung von zwei Meisterwerken des Antonius Stradivarius bekannt als die "Kцnig Maximilian" aus dem Jahre 1709 und die "Prinz Khevenhьller" aus dem Jahre 1733, B. - N. Y., 1929. Jalovec K., Italienische Geigenbauer, Prag, 1957, 1964. Piatigorsky G., Cellist, N. Y., 1965 (рус. Пер. - Пятигорский Г., Виолончелист. Фрагменты, в сб.
Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 5, М., 1970). Sассоni S. F., I "Segreti" di Stradivari, Cremona, 1972. Goodkind H. К., Violin iconography of A. Stradivari. Treatises on the life and work..., N. Y., 1972. Jones G. R., A. Stradivari and his craft. A story of the master's life, N.Y., 1973.Б. В. Доброхотов..
Дополнительный поиск Страдивари А.
На нашем сайте Вы найдете значение "Страдивари А." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Страдивари А., различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 13 символа