Тартини Д.

96

(Tartini) Джузеппе (8 IV 1692, Пирано, Истрия, ныне Пиран, Югославия - 26 II 1770, Падуя) - итал. Скрипач, композитор, педагог и муз. Теоретик. С детства обучался игре на скрипке в Пирано, затем в Каподистрии. В 1708 поселился в Падуе, занимался на юридич. Ф-те ун-та. Однако основным его увлечением была музыка. Одарённость, а также напряжённая, преим. Самостоят., работа способствовали формированию Т. Как выдающегося скрипача. По семейным обстоятельствам (вступил в тайный брак с родственницей кардинала Корнаро) Т. Был вынужден покинуть Падую. В 1710-14 находился в францисканском (минористском) монастыре в Ассизи, где изучал теорию музыки и композицию под руководством чеш. Композитора и теоретика Б. М. Черногорского. С 1714, вероятно, до 1716 был скрипачом оперного т-ра в Анконе.

В это время встретился с P. M. Верачини, оказавшим на Т. Значит. Влияние. В годы изгнания Т. Продолжал совершенствовать своё исполнит. И композиторское мастерство. Beроятно, в этот период написаны "Искусство смычка" (50 вариаций на тему гавота А. Корелли) и первый вариант сонаты "Дьявольская трель" ("Trillo del diavolo"). К тому же времени относятся его изыскания в области акустики - открытие комбинационного тона (terzo suono, т. Е. "третьего звука"), к-рому Т. Придавал существ. Значение в интонировании (в достижении чистоты интонации). По возвращении в Падую (1716) до конца жизни возглавлял (с небольшими перерывами) оркестр капеллы в базилике Сант-Антонио, регулярно выступал как скрипач-солист. Концертировал также в Венеции, Милане, Болонье, Неаполе, Флоренции и др.

Городах Италии. В 1723 в числе лучших музыкантов Европы Т. Был приглашён в Прагу для участия в муз. Торжествах по случаю коронации Карла VI. В 1723-26 состоял камер-музыкантом в пражской капелле графа Кинского (возможно, посетил с капеллой Вену). Крупнейший представитель итал. Скр. Школы, Т. Внёс значит. Вклад в развитие классич. Инстр. Жанров сонаты и концерта, обогатил средства исполнения на скрипке.Игра Т. Славилась выразительностью, красивым певучим тоном и технич. Совершенством, в частности богатством штрихов и развитой техникой левой руки.Т. Принадлежит более 350 произв., преим. Скрипичных - 125 концертов с оркестром, 175 сонат для скрипки с basso continuo и с разл. Инструментами, 14 маленьких сонат для скрипки соло (частично с basso continuo ad libitum), a также трио-сонаты, квартеты (Quadro), единичные вок.

Сочинения, в т. Ч. Miserere, Stabat Mater и др. При жизни Т. Была издана лишь незначит. Часть его произведений. Большинство их в рукописях хранится в разл. Архивах Падуи, Анконы, Парижа, Беркли, Марбурга, Вены. В 1950-70-х гг. В Италии, гл. Обр. В Падуе и Милане, изданы мн. Сонаты и концерты Т.Для инстр. Соч. Т. Характерны углублённость содержания, выразительность мелодики, красочный муз. Язык, простота и ясность формы. В мелодич. Интонациях, в живых разнообразных ритмах нашли отражение нар. Элементы, не только итальянские, но и славянские. Живая образность его муз. Мышления проявляется в своеобразной программности (программные заголовки его сонат "Дьявольская трель", "Покинутая Дидона" - "Didone abbandonate" и т. П., а также поэтические motto, к-рые в зашифрованном виде он предпосылал своим соч.).

В концертах и сонатах Т. Устанавливается трёхчастность с контрастным расположением частей. Нередко контрасты содержатся и в пределах одной части. Медленные части отличаются задушевным лиризмом, порой драм. Патетикой. Быстрые - энергией, живостью, танцевальностью, а также грацией. Часто поэтичной, исполненной грусти лирике противопоставляется жизнерадостность и мужественность. Музыка Т. Требует от исполнителей певучести звука, виртуозной пассажной и штриховой техники в быстрых частях.Теоретич. Воззрения Т. Раскрываются в трактатах, а также в его полемич. Переписке с Дж. Б. Мартини, Ф. Альгаротти, Ж. Ж. Руссо и др. Современными ему муз. Учёными. Мн. Теоретич. Положения, выдвинутые Т., родственны принципам Ж. Ф. Рамо, с его стремлением следовать природе, искать объективные основы муз.

Гармонии. В последние годы жизни Т. Был склонен к абстрактно-философским размышлениям, близким пифагорейскому учению о гармонии. Из трудов Т. (в 60-70-х гг. 20 в. Вышли их факсимильные переиздания) в значит. Мере сохранил значение "Трактат об украшениях" (изд. В 1771), к-рый переиздан под ред. Э. Р. Якоби (1961) с приложениями факсимиле оригинального итал. Текста, главы "Правила ведения смычка" ("Regole per le arcate"), к-рой не было в 1-м (франц.) издании, а также письма Т. К ученице М. Сирмен-Ломбардини, содержащего наставления в занятиях на скрипке. Много времени Т. Отдавал педагогич. Деятельности. В 1727 организовал в Падуе муз. Академию, привлёкшую не только итал., но и иностр. Музыкантов (за Т. Закрепилась слава Maestro delle nazioni - "учителя наций").

Среди его учеников - Д. Далль 'Окка, М. Сирмен-Ломбардини, Ф. Манфреди, П. Нардини, Д. Феррари, П. Лауссе, И. Г. Граун, Ф. В. Руст.Сочинения (издания). Концерты для скр. С орк. - 6 Соncerti а 5 е 6 stromenti a violino principale, violino primo di ripieno, violino secondo, alto, viola, organo e violoncello, op. 1, libro 1 (Amst., 1728), 6 Concerti a 5 stromenti..., op. 1, libro 3 (Amst., 1728), 6 Concerti a 5 stromenti..., op. 1, libro 2 (Amst., 1730), 6 Concerti a 8 stromenti, op. 2 (Amst., 1732-33) и др. Трио-сонаты (для 2 скр. И basso continuo) - 6 Sonate a tre, op. 8 (P., 1749), 12 Sonatas for two violins and a bass (L., 1750), 6 Sonate a due violini e basso continuo (Amst., ок. 1755). Twelwe Sonatas in three parts, op. 3 (L., 1756). Сонаты (для скр.

С др. Инструментом) - 6 Sonate a violino e vlolone о cimbalo, op. L (Amst., 1732), 13 Sonate a violino e violoncello о cimbalo, op. 1 (Amst., 1734), 6 Sonate a violino e violoncello о cimbalo, op. 2 (Amst., 1743), 12 Sonate a violino e basso, op. 2 (Roma, 1745), 6 Sonates а violon seul avec la basse continue, op. 4 (P., 1747), 6 Sonates а violon seul avec la basse continue, op. 5 (P., 1747?), 6 Sonate a violino e violoncello о cimbalo, op. 6 (P., 1748), 6 Sonate a violino solo col basso, op. 7 (P., 1748), 6 Sonate a violino e violoncello о cimbalo, op. 9 (P., после 1761), 3 сонаты (в т. Ч. Дьявольская трель), в изд. Cartier J. В., L'art du violon (P., 1798). 26 piccole sonate per violino e violoncello (12) e per violino solo (14), v.

1-2, Padova, 1970. Вариации для скр. И basso continuo, в т. Ч. Nouvelle йtude. Par Mr. P. Pinelli Augmentйe d'une gavotte de Corelli (P., ок. 1745), переизд. - L'Arte del arco ou l'art d'archet contenant 38 variations (P., 1758), переизд. - L'arte dell'arco о siano cinquanta variazioni (Napoli, после 1782). Духовная музыка - Miserere, Stabat Mater и др.Литературные сочинения. Trattato di musica secondo la vera scienza dell'ar-monia, Padova, 1754. De principi dell'armonia musicale contenuta nel diatonico genere, Padova, 1767. Risposta di G. Tartini alla critica del di lui Trattato di musica di mons. Le Serre di Genevra, Venezia, 1767. Traitй des agrйmens de la musique, P., 1771.Литература. Raaбeн Л., Жизнь замечательных скрипачей.

Биографические очерки, M.-Л., 1967, с. 27-36. Гинзбург Л., Джузеппе Тартини, предисл. Д. Ойстраха, М.,1969 (нем. Пер. - Ginzburg L., Giuseppe Tartini, Z., 1976). Его же, Дж. Тартини в русской музыкальной жизни, в сб. Славяне и Запад, М., 1975. Wasielewski W. J. Von, Die Violine und ihre Meister, Lpz., 1869, 1910, S. 125-145. Кuhаc F. X., Josip Tartini i hrvatska pucka glazba, "Prosvjeta", 1898, No 1-3. Bouvet Ch., Une Leзon de Giuseppe Tartini et une femme violoniste au XVIII siиcle, P., 1918. Auer L., Violin playing as I teach it, L., 1921. Его же, Violin master works and their interpretations, N. Y., 1925 (рус. Пер. - Ауэр Л., Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики, М., 1965, с. 131-36). Pincherle M., Les violonistes..., P., 1922, p.

62-66. Moser A., Geschichte des Violinspiels, В., 1923, Bd 1 - Das Violinspiel bis 1800 (Italien), Tutzing, 1966, S. 225-40. La Laurencie L., Traitй des agrйments de la musique de Tartini (1771), в его кн. L'йcole franзaise de violon de Lully а Viotti, t. 3, P., 1924, p. 64-74. Dounias M., Die Violinkonzerte Giuseppe Tartinis, als Ausdruck einer Kьnstlerpersцnlichkeit und einer Kulturepoche, Wolfenbьttel - В., 1935. Capri A., Giuseppe Tartini, Mil., 1945. Brainard P., Die Violinsonaten Giuseppe Tartinis, Gцtt., 1959 (Diss.). Его же. Le sonate per violino di Giuseppe Tartini. Catalogo tematico, Mil., 1975. Воyden D., The missing Italian manuscript of Tartini's "Traitй des agrйments", "MQ," 1960, No 3, p. 315-28. Retrobelli P., Guiseppe Tartini, в кн.

La musica, n. 4, parte 1, Torino, 1966, p. 573-84. Его же, Giuseppe Tartini, в кн. Le fonti biografiche, Venezia, 1968. Farina E., Giuseppe Tartini nel bicentario delle morte, Padova, 1970. Frasson P. L., Giuseppe Tartini primo violino e capo concerto nella basilica del Santo. L'uomo e l'artista, Padova, 1974.Л. С. Гинзбург..

Значения в других словарях
Таррега Эшеа Ф.

(Tarrega Eixea) Франсиско (21 XI 1852, Вильяреаль, Кастельон - 15 XII 1909, Барселона) - испан. Гитарист, композитор, педагог. Учился игре на гитаре у гитариста-самоучки М. Гонсалеса, затем окончил Мадридскую консерваторию по классам фп. И композиции (учителя неизвестны). С 1882 жил в Барселоне. Гастролировал в Испании и др. Зап.-европ. Странах (до 1906. Прекратил выступления из-за паралича правой руки). Выдающийся гитарист-виртуоз, музыкант высокой культуры, Т. Э. Был основателем совр. Испан. Г..

Тартаков И. В.

Иоаким Викторович (1860, Одесса - 23 I 1923, Петроград) - сов. Певец (лирико-драм. Баритон). Засл. Арт. Республики (1923). В 1881 окончил Петерб. Консерваторию по классу пения у К. Эверарди. Пел в оперных труппах Киева, Одессы и др. Городов. В 1882-84 и 1894-1923 солист, с 1909 также гл. Режиссёр Мариинского т-ра (ныне Ленингр. Т-р оперы и балета). Мягкий, бархатистый тембр, гибкость и выразительность голоса, яркие сценич. Данные и прекрасная артистич. Внешность Т. Обеспечили ему большой успех и..

Тарту

(до 1919 - Юрьев, Дорпат, Дерпт) - экономич. И культурный центр Эст. ССР, один из старейших прибалтийских городов. 104 тыс. Жит. (1979). Осн. В 1030 на месте древнего городища. Согласно сохранившимся документам, уже в 15 в. В Т. Имелась гор. Капелла (состояла первоначально из 4-6 мужчин), к-рая прекратила существование только в 1809. В 1632 в Т. Открылось первое высшее уч. Заведение - "Academia Gustaviana" (работала с перерывами до 1710). Здесь читались лекции и по музыке. В этом же году в Т. На..

Тастанов Х. Т.

Хабидулла Тастанович (12 VII 1926, Октябрьский р-н Актюбинской обл. - 5 VI 1980, Алма-Ата) - сов. Музыковед и педагог. Засл. Деят. Иск-в Казах. ССР (1972). Чл. КПСС с 1962. В 1950 окончил Алма-Атинскую консерваторию по классу домбры у К. Жантлеуова, с того же года преподаватель кафедры нар. Инструментов (с 1979 профессор). В 1959 создал оркестр нар. Инструментов в МНР. Автор уч. Пособий, статей о нар. Музыке, творчестве казах. Композиторов, а также муз. Произв. Для оркестра казах. Нар. Инструмен..

Дополнительный поиск Тартини Д. Тартини Д.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тартини Д." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тартини Д., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 10 символа