Тарту

96

(до 1919 - Юрьев, Дорпат, Дерпт) - экономич. И культурный центр Эст. ССР, один из старейших прибалтийских городов. 104 тыс. Жит. (1979). Осн. В 1030 на месте древнего городища. Согласно сохранившимся документам, уже в 15 в. В Т. Имелась гор. Капелла (состояла первоначально из 4-6 мужчин), к-рая прекратила существование только в 1809. В 1632 в Т. Открылось первое высшее уч. Заведение - "Academia Gustaviana" (работала с перерывами до 1710). Здесь читались лекции и по музыке. В этом же году в Т. Напечатан первый нотный сб. "Syntagma de origine Livonorum" P. Мениуса (в него вошло неск. Эст. Нар. Мелодий). В 1684 Б. Г. Форселиус основал близ Т. Школу сельских учителей и пасторов (семинария). В ней также большое внимание уделялось музыке. С открытием в Т.

В 1802 ун-та (ведёт историю с основания "Academia Gustaviana") культурная жизнь города оживилась. В ун-те создавались хор. Кружки, устраивались концерты хор. Музыки, исполнялись оратории. Муз. Деятельностью ун-та руководил спец. Муз. Директор. Хор. Пению, игре на органе, гармонии обучали и в семинарской школе учителей (открылась в 1828). В 1829-35 в Т. Выступал струн. Квартет мецената Липхарта, к-рый возглавлял известный нем. Скрипач Ф. Давид. Оживлению муз. Жизни города способствовали выступления Ф. Листа (1842), К. Шуман (1844) и др.Во 2-й пол. 19 в. В Т. Всё шире распространяется движение за развитие нац. Муз. Культуры, пробуждается интерес к эст. Песне, создаются мн. Хоры, инстр. Ансамбли, позднее формируются дух. Оркестры. В 1865 основано эст.

Певч. Об-во "Ванемуйне", деятельность к-рого способствовала повышению уровня хор. Исполнительства. Уже в 1869 об-во организовало в Т. 1-й (всеобщий) певческий праздник, положивший начало традиц. Массовым праздникам песни по всей Прибалтике. В Т. Проведены также 2-й (1879), 4-й (1891) и 5-й (1894) праздники. Об-во явилось инициатором создания нац. Т-ра "Ванемуйне" (1870). Спектакли (муз. И драм.) первоначально осуществлялись в основном силами любителей. В 1894 поставлен первый эст. Зингшпиль "Король из Удумяэ" Якобсона. С 1894 в Т. Работала эст. Органист, композитор и хор. Дирижёр М. Хярма. Основанный ею смешанный хор успешно выступал во мн. Городах Эстонии, а также в Петербурге (1897), Риге (1898) и др. Городах. С 1896 дирижёром хора и симф.

Оркестра при нем. Муз. Об-ве (Dцrptsche musikalische Gesellschaft) был Р. Гривинг. В 1897 он открыл муз. Школу, в к-рой обучали в основном игре на органе (работала до 1920). Здесь учились комп. Р. Пятс, муз. Историк П. Рамуль, органист П. Лая и др. Муз. Жизнь города освещалась в издававшейся с 1864 газ. "Эести постимеес". Её редактор И. В. Янсен выпустил в 1862 сб. "Эстонский песенник", в 1869 - сб. "Юбилейные песни" (оба - на эст. Яз.). Росту интереса к эст. Нар. Мелодиям способствовала деятельность К. А. Хер-манна. Он выпустил неск. Сб-ков нар. Хор. Песен - "Певец Родины" (1872), "Эстонский каннель" (сб-ки 1-3, 1875-84), "Эхо песни" (1884) и др., в 1890-1908 вышли 3 сб-ка его обработок эст. Нар. Мелодий. В 1885-97 он издавал первый эст. Муз. Журн. "Laulu ja Mдngu Leht".

В кон. 19 - нач. 20 вв. В Т. Выступали мн. Известные иностр. Музыканты, в т. Ч. Пианист И. Гофман, скрипачи П. Сарасате, Б. Губерман, дирижёры А. Никиш, Г. Шнефохт, а также Струн. Квартет им. Бёма из Праги и др.В нач. 20 в. Муз. Жизнь города заметно активизировалась. С 1900 в Т. Жил композитор и один из первых эст. Муз. Критиков А. Ляте, к-рый в том же году создал здесь первый эст. Симф. Оркестр (любительский) и был его дирижёром до 1907. Организовал мужской и смешанный хоры (силами этих коллективов в 1903 исполнялась оратория "Сотворение мира" Гайдна, в 1905 - "Иуда Маккавей" Генделя). В 1906 комп. Р. Тобиас (жил в Т. В 1904-07) создал первый в Т. Струн. Квартет (его участники - учащиеся реального уч-ща, 1-я скрипка - будущий комп. X. Эллер, на виолончели играл Ю.

Симм). Большое значение в развитии нац. Муз. Культуры имели авторские концерты А. Ляте (1904) и Р. Тобиаса (1907), выступления пианиста Т. Лемба (1902), композитора и органиста М. Саара (1908), певцов А. Тамм (1903, 1906), Л. Бреэма (1'903), М. Людиг-Синкеля (1907) и др. В 1906 т-р "Ванемуйне" получил новое здание. На его открытии состоялся большой концерт из лучших произв. Эст. Композиторов. Событием в муз. Жизни стал День нац. Музыки (Tartu Muusikapдev), проведённый в 1909 в Т. Эст. Музыкантами. С основанием в 1908 летнего оркестра при т-ре "Ванемуйне" повысился интерес и к симф. Музыке. В 1908-29 давались популярные концерты, первоначально 3-5 раз в неделю, с 1913 - каждый вечер. Число оркестрантов доходило до 50 чел. Руководили оркестром С.

Линдпере (1908-11), Ю. Аавик (1911-25), Ю. Симм (1920-29). В сезоне 1920/21 летний оркестр работал и в зимний период, в этом году исполнялись все симфонии Л. Бетховена. Начиная с 1915 в сезон давались 1-2 концерта из произв. Эст. Композиторов. В 1912 Ю. Симм основал студенч. Муж. Хор (ныне Тартуский акад. Муж. Хор). С 1904 членами об-ва студентов Тартуского ун-та под рук. О. Калласа осуществлялась запись нар. Музыки.В годы бурж. Диктатуры (1919-40) центр муз. Жизни из Т. Переместился в Таллин. В Т. В 1919 открылись Высшая муз. Школа и Первая муз. Школа А. Ниеляндера. В 1925 обе школы объединились, образовав Тартускую консерваторию, к-рая с 1927 именовалась Высшей муз. Школой. Крупнейшим педагогом этой школы был комп. X. Эллер, у него учились Э. Тубин, О.

Роотс, Э. Оя, Ю. Блейве, А. Каринди и др. Будущие композиторы и педагоги. В 1923 Ю. Симм организовал Тартуское об-во муж. Пения (ныне Хор им. Ю. Симма). В 1926 осн. Об-во музыки, к-рое пропагандировало камерную музыку. В 1926-40 состоялось более 20 камерных концертов, в них выступали пианисты О. Роотс, В. Тильтинг, Л. Милк, скрипач Э. Турган, певцы Р. Йыкс, П. Неуман и др. В 1918-40 в Т. Гастролировали известные пианисты Н. А. Орлов, Р. М. Казадезюс, скрипачи Л. С. Ауэр, Я. Кубелик, Э. Сырмус, виолончелисты М. Марешаль, Г. П. Пятигорский, певцы А. В. Нежданова, Л. В. Собинов и др. В 1922 в Т. Издавался муз. Журн. "Sireen", в 1929 - муз. Журн. "Eesti muusika kuukiri". В 1927 осн. Центр. Архив эст. Фольклора (Eesti Rahvaluule Arhiiv). Здесь хранились исследования эст. Учёных в области нац.

Нар. Музыки и осуществлённые ими записи фольклорных образцов, многие из к-рых архив опубликовал. После Великой Отечеств. Войны 1941-45 архив преобразован в отделение фольклора Лит. Музея им. Фр. Р. Крейцвальда АН Эст. ССР.С восстановлением в 1940 Сов. Власти в Эстонии начинается новый этап в муз. Жизни Т. В 1940 Высшая муз. Школа преобразована в Тартуское муз. Уч-ще, в 1971 ему присвоено имя X. Эллера. В течение 1945-78 уч-ще закончили св. 800 учащихся, в т. Ч. Известные ныне композиторы Я. Коха, Я. Ряэтс, А. Пылдмяэ, Р. Кангро, певцы М. А. Миглау, К. Конрад, М. Йыгева, И. Кууск и др. В 1946 создано Тартуское отделение CK Эст. ССР. В 1948-58 при Тартуском ун-те работал муз. Кабинет, здесь обучали сольфеджио, игре на фп., муз. Лит-ре и др. Предметам. Среди многочисл.

Хоров, существующих в Т., выделяются Тартуский акад. Муж. Хор, Тартуский акад. Жен. Хор, Камерный хор ун-та, Муж. Хор "Gaudeamus", смешанный хор "Ванемуйне". В 1956 в Т. Организован 1-й Студенч. Певч. Праздник. В 1969 состоялся певч. Праздник муж. Хоров, в 1973 и 1975 - Всесоюзные фестивали камерной музыки.Литература. Vanemuine. 1865-1925, Tartu, 1925. Аrrо E., Geschichte der estnischen Musik, Bd 1, Tartu, 1933. Eesti muusika, t. 1-2, Tallinn, 1968-75 (сост. А. Вахтер). Mдrtin M., Juhan Simm, Tallinn, 1972. Tartu Ьliхpilasmeeskoor. 1912-1972, Tallinn, 1972. Heliloojad Kapid ja eesti muusika, Tallinn, 1978. Э. Тару..

Значения в других словарях
Тартаков И. В.

Иоаким Викторович (1860, Одесса - 23 I 1923, Петроград) - сов. Певец (лирико-драм. Баритон). Засл. Арт. Республики (1923). В 1881 окончил Петерб. Консерваторию по классу пения у К. Эверарди. Пел в оперных труппах Киева, Одессы и др. Городов. В 1882-84 и 1894-1923 солист, с 1909 также гл. Режиссёр Мариинского т-ра (ныне Ленингр. Т-р оперы и балета). Мягкий, бархатистый тембр, гибкость и выразительность голоса, яркие сценич. Данные и прекрасная артистич. Внешность Т. Обеспечили ему большой успех и..

Тартини Д.

(Tartini) Джузеппе (8 IV 1692, Пирано, Истрия, ныне Пиран, Югославия - 26 II 1770, Падуя) - итал. Скрипач, композитор, педагог и муз. Теоретик. С детства обучался игре на скрипке в Пирано, затем в Каподистрии. В 1708 поселился в Падуе, занимался на юридич. Ф-те ун-та. Однако основным его увлечением была музыка. Одарённость, а также напряжённая, преим. Самостоят., работа способствовали формированию Т. Как выдающегося скрипача. По семейным обстоятельствам (вступил в тайный брак с родственницей кар..

Тастанов Х. Т.

Хабидулла Тастанович (12 VII 1926, Октябрьский р-н Актюбинской обл. - 5 VI 1980, Алма-Ата) - сов. Музыковед и педагог. Засл. Деят. Иск-в Казах. ССР (1972). Чл. КПСС с 1962. В 1950 окончил Алма-Атинскую консерваторию по классу домбры у К. Жантлеуова, с того же года преподаватель кафедры нар. Инструментов (с 1979 профессор). В 1959 создал оркестр нар. Инструментов в МНР. Автор уч. Пособий, статей о нар. Музыке, творчестве казах. Композиторов, а также муз. Произв. Для оркестра казах. Нар. Инструмен..

Татарская музыка

До Oкт. Революции 1917 Т. М. Бытовала как народное, в основном вок., иск-во, представленное одноголосными песнями устной традиции. Тематика песен охватывала все стороны жизни народа. Наиболее своеобразны протяжные сольные лирич. И лирико-эпич. Песни (озын кюй). Для них характерны волнообразное развёртывание мелодии (нередко из одного тематич. Зерна) с тенденцией поступенного движения к нижней опоре, ритмич. Свобода, переменный метр, асимметричность структуры. Большую роль играют импровизируемые ..

Дополнительный поиск Тарту Тарту

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тарту" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тарту, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 5 символа