Ташкент

127

Столица Узб. ССР (с 1930), один из крупнейших промышленных, научных и культурных центров СССР. 1800 тыс. Жит. (на 1 янв. 1979). В 1-е века н. Э. Т. (Чачкент) был главным городом согдийской области Чач. В 10 в. Т. (Бинкент) - крупный торгово-ремесл. Центр. В кон. 10 - нач. 13 вв. - удел в государстве Караханидов, получивший назв. Ташкент. В быту горожан были распространены нар. Песни (обрядовые, колыбельные, лирич., сатирич.), касыды (оды), макомы, инстр. Музыка, существовали муз.-артистич. Цехи со своими рисола (уставами). Представления кукольного т-ра, канатоходцев (дорвоз), нар. Комиков-острословов (кизыкчи) всегда сопровождались пением и инстр. Музыкой (в исполнении ансамблей в составе сурная, карная, нагоры или дойры). В 14 в., в период правления Тимуридов, при дворе содержался целый штат музыкантов, в т.

Ч. Из др. Стран. В 16-18 вв. Т. Стал объектом борьбы между разл. Ханствами, что ослабило муз. Развитие города.Во 2-й пол. 19 в., после присоединения Ср. Азии к России, Т. Становится крупным адм., торговым и культурным центром Ср. Азии. Муз. Жизнь города интенсивно развивается как в среде коренного местного, так и рус. Населения. Наряду с нар. И проф. Музыкой устной традиции, муз.-театр. Представлениями, широко популярными были инстр. Ансамбли (в составе - гиджак, дутар, танбур, чанг, най, сурнай, дойра). Своеобразным центром культивирования музыки в Т. Стали чайханы (чайные), где выступали известные музыканты (певцы и инструменталисты), носители традиций узб. Музыки, в т. Ч. Мулла Туйчи Ташмухамедов, Шорахим Шоумаров и др. В новой (русской) части города значит.

Распространение получило домашнее музицирование, устраивались благотворит. Концерты с участием местных (русских) любителей музыки. Их силами ставились популярные оперы и оперетты. Устраивались камерные концерты (фп., скрипка, виолончель, флейта), создавались оркестры, хоры. Первый любительский муз. Кружок возник в Т. В доме врача А. И. Никитинова (1870). Муз. Об-во, организованное в Т. В 1884, имело симф. Оркестр и хор. С 1898 существовал также хор. Кружок "Лира". В уч. Заведениях (в гимназии, реальном уч-ще и Учительской семинарии) создавались оркестры, хоры. Благодаря деятельности таких одарённых музыкантов, как А. Ф. Эйхгорн, В. В. Лейсек, В. И. Михалек (первоначально занимали должности воен. Капельмейстеров) и др., заметную роль в распространении рус.

И зап.-европ. Муз. Классики в Т. Играли дух. Оркестры. Записи Эйхгорна положили начало изучению узб. Нар. Музыки, Лейсек провёл первые опыты её гармонизации ("Азиатское попурри" и др.). С кон. 19 в. В Т. Выступали разл. Муз.-театр. Труппы - франц. Опереточная труппа Лассаля (1891), итал. Оперная (1907, 1910), Тифлисская опера (1894, 1897), Укр. Муз.-драм. Труппа (1895, 1899), труппы рус. Антрепренёров (1909, 1912, 1913), тат. Труппы "Hyp" и "Сайёр" (1911), азерб. Труппы (1911. В 1916 - труппа У. Гаджибекова), передвижная рус. Опера Ю. X. Южина (1915).В нач. 20 в. В Т. Появляются местные конц. Организации. В 1904 создан кружок любителей симф. И камерной музыки, члены к-рого устраивали муз. Вечера, в 1906 - Муз.-драм. Об-во. В 1913 осн. Филармонич. Об-во, в его концертах принимали участие дирижёры В.

И. Михалек, Э. Я. Мелнгайлис. Местная рус. Молодёжь организовывала балалаечные и духовые оркестры. Концерты, как правило, проходили в частных домах, в залах Военного и Обществ. Собрания, в т-ре "Колизей" и Летнем т-ре. Наряду с муз.-драм., опереточными и оперными труппами в этот период выступали отд. Музыканты-исполнители, в т. Ч. Гастролёры - скрипач К. М. Думчев, пианистка Я. Залесская (1903), флейтист А. Тершак, певица А. Фострем (1902) и др.В 1890 при Муз. Об-ве открылись муз. Классы под рук. Лейсека. В 1896 начали работать муз. Курсы Михалека, в нач. 1900-х гг. - муз.-педагогич. Курсы под рук. Мелнгайлиса.С установлением Сов. Власти открылись широкие возможности для всестороннего развития нац. Муз. Жизни в городе. Т. Становится центром культуры и иск-ва Туркестана.

Уже в первые годы Сов. Власти проводятся концерты-митинги, "нар. Концерты", концерты- лекции, устраиваются концерты симф. Музыки, выступления дух. Оркестров. Возникают новые формы выступлений - этнографич. Концерты (вечера вост. Музыки). Развивается самодеятельность. В этот период зарождается узб. Конц. Исполнительство, формируются постоянно действующие узб. И рус. Муз.-драм. Труппы. В 1918 в Т. Открыт Рус. Оперный т-р (с 1929 - Гос. Т-р оперы и балета им. Я. М. Свердлова), на сцене к-рого ставились не только произв. Рус. И зап.-европ. Оперной классики, но и ранние оперы сов. Композиторов ("Орлиный бунт" Пащенко, "Прорыв" Потоцкого, "В плену у яблонь" Чишко). Здесь гастролировали Л. В. Собинов, Г. С. Пирогов, П. И. Цесевич (все в 1922), А. В. Нежданова (1924) и др.

Рус. Оперный т-р сыграл важную роль в формировании Узб. Муз. Т-ра, созданного в 1929 в Самарканде (в 1931 переведён в Т.) на базе Узб. Гос. Концертно-этнографич. Ансамбля (осн. В 1926 под рук. М. Кари-Якубова). Этот т-р пост. Оперы "Ёр-Таргын" Брусиловского и "Нэргиз" М. Магомаева. Поставленные в 1939 и 1940 первые узб. Оперы - "Буран" Ашрафи и Василенко и "Лейли и Меджнун" Глиэра и Т. Садыкова положили начало созданию нац. Оперного иск-ва (см. Узбекский театр оперы и балета). С 1939 в Т. Работает Т-р муз. Драмы и комедии им. Мукими (в 1973 переименован в Узб. Муз. Т-р им. Мукими), с 1971 - Рус. Т-р оперетты.Т. - город интенсивной конц. Жизни, центр сосредоточения многочисл. Муз. Коллективов. Основанная в 1936 Узб. Филармония им. М. Кари-Якубова объединяет наиболее крупные исполнительские силы.

В её составе - Симф. Оркестр Узб. ССР (1938, рук. З. Хакна-заров), Оркестр нар. Инструментов им. Т. Джалилова (1938. Первоначально наз. Нотным, был в составе концертно-этнографич. Ансамбля), струн. Квартет (1952), хор. Капелла (1952), ансамбли песни и танца "Шодлик" (1936), "Гузал" (1972), хорезмский ансамбль "Лязги" (1958), ансамбль нар. Танца "Бахор" (осн. В 1957. До 1978 рук. М. Тургунбаева), эстр. Оркестр (1966). В филармонич. Концертах выступали гастролёры - пианисты А. Б. Гольденвейзер, Э. Г. Гилельс, Л. Н. Оборин, виолончелист Д. Б. Шафран, певицы К. Г. Держинская, И. К. Архипова и др. Симф. Оркестром Узб. ССР дирижировали В. В. Небольсин, Н. Г. Рахлин, К. Н. Илиев (Болгария) и др. При Узб. Радиокомитете имеются Оркестр нар. Инструментов (1957, на основе Ансамбля нар. Инструментов, организованного в 1926), Ансамбль макомистов (1959), хор (1960), эстр.-симф.

Оркестр (1964), Уйгурский ансамбль песни и танца (1967), камерный оркестр (1974). В 1966 в Т. На основе Узб. Госэстрады (1938) создано гастрольно-конц. Объединение Узбекконцерт, куда входят. Ташкентский мюзик-холл (1970. Осн. На базе узб. Эстр. Оркестра, к-рый существовал с 1958), Тат. Эстр. Ансамбль "Хайтарма" (1957), Корейский эстр. Ансамбль "Каягин" (1965), вок.-инстр. Ансамбли "Ялла" (1972) и "Синтез" (1974, с 1975 под назв. "Наво").В Т. Работает большинство муз.-учебных заведений Узбекистана, В 1934 открылась Высшая муз. Школа, к-рая в 1936 была реорганизована в Ташкентскую консерваторию (с 1976 - им. М. Ашрафи). В 1936-38 по направлению Моск. Консерватории здесь работали В. А. Цуккерман, Л. В. Данилевич, Ю. А. Фортунатов, И. И. Мартынов. В годы Великой Отечеств.

Войны 1941-1945 находившаяся в Т. Большая группа рус. Музыкантов, в т. Ч. М. О. Штейнберг, С. Н. Василенко, Б. А. Арапов, Ю. Н. Тюлин, X. С. Кушнарёв и др., во многом способствовала развитию конц. И лекторско-музыковедческой деятельности в городе. Муз.-образоват. Работа в Т. Ведётся на спец. Ф-тах Ин-та культуры (осн. В 1973), на муз. Ф-те Педагогич. Ин-та им. Низами. В Т. Работают. Муз. Уч-ще им. Хамзы (1924), Муз.-педагогич. Уч-ще им. Ю. Раджаби (дошкольное. 1968), Детская муз. Школа-интернат им. Р. М. Глиэра (1925), Центр. Муз. Школа-интернат им. В. А. Успенского при консерватории (1939), школа-интернат муз. Воспитанников и муз.-художеств. Школа-интернат, а также более 27 муз. Школ-семилеток.Центрами изучения узб. Муз. Наследия и проблем развития совр. Музыки Узбекистана являются Отдел музыки Ин-та искусствознания им.

Хамзы (осн. В 1928 в Самарканде как Ин-т музыки и хореографии. Переведён в 1932 в Т., с 1933 - совр. Назв.) и кафедры истории, теории музыки и вост. Музыки (1972) Ташкентской консерватории. Проблемами реконструкции муз. Инструментов занимается Экспериментальная лаборатория (создана в 1943 при Ин-те искусствознания, ныне при консерватории). В Т. Проходят гастроли ведущих коллективов СССР и заруб. Стран, Декады сов. Республик, фестивали (в 1964 - "Ташкентская весна", в 1965 - "Мелодии долины роз"). Многие коллективы Т. Гастролируют по Сов. Союзу и за рубежом.Высокого уровня и массового размаха достигла муз. Самодеятельность Т. Симф. Оркестры, оперные студии, хоры, оркестры узб. И рус. Нар. Инструментов, разл. Инстр. Ансамбли, эстр. Коллективы и традиц.

Нац. Ансамбли создаются при содействии респ. Дома нар. Творчества (осн. В 1937). При гор. Доме культуры функционирует Народная филармония. Традиционными стали телевизионные конкурсы самодеят. Муз. Коллективов "Мархабо, талантлар" ("Пожалуйте, таланты") и "Чашма" ("Родник"), респ. Смотры и олимпиады.Литература. Кары-Ниязов Т. Н., Очерки истории культуры Советского Узбекистана, М., 1955. История Узбекской ССР, т. 1-4, Таш., 1967-68. Вызго Т., Развитие музыкального искусства Узбекистана и его связи с русской музыкой, М., 1970. История узбекской советской музыки, т. 1-2, Таш., 1972-73.Р. С. Абдуллаев.

Значения в других словарях
Таффанель К. П.

(Taffanel) Клод Поль (16 IX 1844, Бордо - 22 XI 1908, Париж) - франц. Флейтист, дирижёр и муз.-обществ. Деятель. В 1865 окончил Парижскую консерваторию, по классу флейты занимался у Н. Ребера и В. Ж. Стенкиста (Дорю). В 1862-64 флейтист в оркестре т-ра "Опера комик". В 1864-90 солист, в 1892-1908 дирижёр оркестра "Гранд-Опера", в 1867-92 солист, в 1892-1901 дирижёр оркестра Об-ва концертов Парижской консерватории. Крупнейший музыкант-виртуоз 2-й пол. 19 в., основатель совр. Франц. Школы игры на ..

Тачмурадов М.

Мыллы (1886, аул Янкала, район Геок-Тепе, ныне Туркм. ССР - 31 I 1960, Ашхабад) - туркм. Нар. Музыкант-дутарист, композитор-мелодист. Засл. Деят. Иск-в Туркм. ССР (1945). Ученик нар. Музыканта Туркмении Кель-Бахши. С 1930 солист, затем руководитель Ансамбля нар. Инструментов Туркм. Радио. Воспитал плеяду исполнителей на нар. Инструментах. Автор ряда сочинений для дутара, среди к-рых особо выделяются пьесы, отражающие события Великой Отечеств. Войны 1941-45. "Проводы" ("Уградыш"), "Наступление" (..

Ташнер Г.

(Taschner) Герхард (р. 25 V 1922, Егерндорф, ныне Крнов, Чехия) - нем. Скрипач, педагог. Учился у Е. Хубая в Будапеште, Ф. Дрдла и Б. Губермана в Вене. До 1940 концертмейстер Гос. Т-ра в Брюнне (ныне Брно, ЧССР). С 1940 (по приглашению В. Фуртвенглера) 1-й концертмейстер Берлинского филармонич. Оркестра. В 1945-50 вёл активную конц. Деятельность. Игра Т. Отличается ярким темпераментом, высоко развитой техникой. В. Фортнер написал для Т. Виртуозный скр. Концерт (1948). С 1950 профессор Высшей муз..

Ташчян Н.

Никогос (Никогайос) (1841, Константинополь - 9 IX 1885, там же) - арм. Композитор, музыковед, педагог. Ученик Г., Ераняна. Преподавал в арм. Школах Константинополя, занимался муз.-обществ. Деятельностью, в 1864 принимал участие в издании популярного муз. Журн. "Кнар айкакан" ("Армянская лира"), в 1875 совм. С братом Акопом Т. Издавал двухнедельный журн. "Нвагк османян..." ("Восточные напевы, переложенные для фортепиано и других инструментов"), выступал со статьями по вопросам теории арм. Монодич..

Дополнительный поиск Ташкент Ташкент

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ташкент" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ташкент, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 7 символа