Теодоракис М.

82

(Teodorakns) Микис (р. 29 VII 1925, о. Хиос) - греч. Композитор и обществ. Деятель. Депутат парламента от Единой демократич. Партии (1964-67). Участник Движения Сопротивления. Был в ссылке на о. Икария и в концлагере на о. Макронисос (1947-49). Сочинять музыку (песни) начал в 12 лет. В 1939-42 жил в Триполи, где создал хор и оркестр нар. Инструментов. В 1950 окончил Афинскую консерваторию по классу композиции у Ф. Икономидиса. В 1953-59 совершенствовался в Парижской консерватории, занимался по классам муз. Анализа у О. Мессиана и дирижирования у О. Виго. С 1959 жил в Греции. В 1967, вскоре после воен. Переворота, был брошен в тюрьму. В 1968 под давлением мирового обществ. Мнения выпущен на свободу, однако в 1969 заключен в концлагерь Оропос (под Афинами).

В 1970 эмигрировал во Францию, в 1974, когда пал режим воен. Диктатуры, вернулся в Грецию.Т. - автор произв. Крупных форм, большинство из к-рых посвящено борьбе греков за освобождение от фаш. Оккупации и гражд. Войне в Греции (симфония No 1, нар. Опера "Песня погибшего брата", балеты "Антигона" и "Любовники из Теруэля" и др.), а также популярных песен и танцев, принесших ему всемирную известность ("Мирт", "Гранатовое дерево", "Зазвучат колокола", "Куда мой мальчик улетел?", "Улыбающийся парень", танец "Сиртаки" из кинофильма "Грек Зорба" и др.). Большинство песен Т. Написано на стихи выдающихся греч. Поэтов, в т. Ч. К. Варналиса, Я. Рицоса, Г. Сефериса, А. Сикелианоса, А. Калвоса, Т. Ливадитиса, Н. Гацоса, в них широко использованы элементы греч.

Нар. И византийского муз. Творчества. По пути создания нац. Песни за Т. Последовали комп. С. Ксархакос, Х. Леонидис, Я. Маркопулос, М. Лоизос, Я. Глезос и др.Гастролировал как дирижёр руководимого им инстр. Ансамбля во мн. Странах Европы, Америки, Азии, 1-я пр. 6-го Всемирного фестиваля демократия, молодёжи и студентов в Москве (1957), пр. Кореей (1959, США), пр. Конкурса песни в Афинах (1961), пр. Им. Сибелиуса (1963, Великобритания), пр. Антони Асквита (1967), пр. Ленинского комсомола (1967, СССР). Чл. Президиума Всемирного Совета Мира (1978). 2 золотых диска кампании ЕМИАЛ за запись оратории "Достойно есть" и песен (1978).Сочинения. Оперы - Песня погибшего брата (1962, Афины), Квартал ангелов (1965, Афины). Балеты - Карнавал (1953), Орфей и Эвридика (1958, Париж), Любовники из Теруэля (1958, Париж), Антигона (1959, Лондон).

Для солистов, хора и орк. - оратории Достойно есть (сл. О. Элитиса, 1964), Осада (сл. Марины, 1968), Андреас (сл. Т., 1968), Ночь перед казнью (сл. М. Элефтериоса, 1968), Одухотворённый марш (сл. А. Сикелианоса, 1969), Всеобщая песнь (сл. П. Неруды, 1972), сюиты (сл. К. Варналиса, 1957. Сл. Д. Соломоса, 1957. 1960). Для орк. - симфония (1951), тема и вариации (1948), симф. Скерцо Праздник Аши-Гонья (1946), Элегия и плач о Василисе Заносе (1949). Концерт для фп. С орк. (1960), сюита для фп. И орк. (1957). Камерно-инстр. Ансамбли - 2 сонатины для скр. И фп. (1954, 1958), фп. Трио (1948), фп. Секстет (1949). Для голоса и фп. - циклы песен - Эпитафия (по одноим. Поэме Я. Рицоса, 1959), Город (сл. Т. Ливадитиса и Д. Христодулоса, 1959), Архипелаг (сл. Н. Гацоса, Я. Теодоракиса, П.

Коккинопулоса, О. Элитиса и Т.), Азорские острова (сл. М. Бостандзоглу, 1959), Греция (по одноим. Поэме Рицоса, 1966), Поверхность (сл. Г. Сефериса, 1966), Аркадия (сл. А. Калвоса, А. Сикелианоса, М. Элефтериоса, М. Анагностакиса, Т. Синопулоса, К. Каландзиса и Т., 1974), Песни борьбы (сл. А. Панагулиса, М. Элефтериоса, Г. Делиянниса-Анастасиадиса, Н. Перьялиса, А. Калвоса и Т., 1974), На Востоке (сл. М. Какоянниса, Г. Каламицоса, К. Стильятиса и Т., 1974) и др. Музыка к спектаклям драм. Т-ров, в т. Ч. К трагедии "Эдип-царь" Софокла, пьесам "Красивый город" Бостандзоглу (1962), "Заложник" Биана (1964), "Преданный народ Гуфаса" (1974). Музыка к кинофильмам - "Электра", "Федра", "Квартал-мечта", "Грек Зорба", "Похищение генерала Крайбера", "Ночная свадьба", "Тени во мраке", "Манолис", "Михалис", "Любовники из Тэруэля", "Нож в ране", "Босой батальон", "Троады", "Остров Афродиты".Литературные сочинения.

О новогреческой музыке, Афины, 1961 (на греч. Яз.). Наше поколение, пер. С греч., "СМ", 1968, No 2.Литература. Колмыков С., Композитор-борец, "СМ", 1967, No 12. Его же, Новогреческая музыка, там же, 1971, No 1.С. Я. Колмыков..

Значения в других словарях
Тенор

(итал. Tenore, от лат. Tenor - непрерывный ход, равномерное движение, напряжение голоса, от teneo - направляю, держу (путь). Франц. Tenor, teneur, taille, haute contra, нем. Tenor, англ. Tenor)) - многозначный термин, известный уже в ср. Века и долгое время не имевший устоявшегося значения. Смысл его отчасти совпадал со значениями слов tonus (псалмодированный тон, церковный лад, целый тон), modus, tropus (строй, лад), accentus (акцент, ударение, повышение голоса). Обозначал также протяжённость д..

Тео

(cheo) - традиц. Вьетнам. Театр. Термин "Т." произошёл от названия "фыонг тео бой", к-рое носили полупрофессиональные муз. Ансамбли, использовавшиеся как в траурных церемониях, так и для увеселения публики. Театр Т. Начал складываться ещё в 11-12 вв. В Сев. Вьетнаме. Первоначально исполнителями были крестьяне, к-рые незадолго до назначенного представления объединялись в труппы, репетируя под руководством ведущего, называвшегося онг чам. Спектакли обычно ставились на площадках перед пагодами или ..

Теодорини Е.

(Teodorini, Theodorini) Елена (25 III 1857, Крайова - 27 II 1926, Бухарест) - рум. Певица (меццо-сопрано), вок. Педагог. Род. В семье известных артистов. В 1876 окончила Миланскую консерваторию по классам фп. У Р. Ратти и пения у А. Санджованни. В 1877-79 совершенствовалась в Бухаресте у Дж. Штефэнеску. Дебютировала в 1879 в миланском т-ре "Даль Верме" (в партии Маргариты). В том же году впервые выступила в бухарестском Нац. Т-ре (в составе итал. Оперной труппы. Партия Де Конде в опере Г. Донице..

Теорба

(франц. Theorbe, teorbe, от итал. Tiorba. Нем. Theorba, англ. Theorba) - струн. Щипковый инструмент. Т. - одна из басовых разновидностей лютни с двумя шейками, носящих общее назв. "архилютня" (итал. Arciliuti, нем. Erzlaute). Известна со 2-й пол. 16 в. Эти разновидности возникли в результате расширения басового регистра лютни. Появление дополнит. Басовых струн на лютне требовало и расширения грифа, однако, чтобы обхватить гриф рукой, нельзя было значительно увеличивать его в ширину, поэтому басо..

Дополнительный поиск Теодоракис М. Теодоракис М.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Теодоракис М." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Теодоракис М., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 13 символа