Тинкторис Й.

130

(Tinctoris) Йоханнес (Иоанн) (ок. 1435, по др. Данным - ок. 1445, Нивель, Брабант - до 12 X 1511, место смерти неизв., по нек-рым данным - там же) - франко-фламандский муз. Теоретик и композитор. Обучался, по-видимому, "свободным искусствам" и праву. Был наставником мальчиков хора Шартрского собора. С 1472 служил при дворе неаполитанского короля Фердинанда I, нек-рое время состоял муз. Воспитателем его дочери Беатрисы (с 1476 королева Венгрии, жена венг. Короля Матьяша I Хуньяди). Посвятил ей 3 муз.-теоретич. Трактата, в т. Ч. Известный "Определитель музыки". Обозначая род своей деятельности при дворе в Неаполе, Т. Называл себя "магистр" (учитель, наставник), "капеллан", "музыкант", "знаток права", "математик" (т. Е. Теоретик музыки), также "кантор" (певчий).

Известно, что в 1487 Фердинанд I направлял Т. Во Францию (к королю Карлу VIII) с поручением набрать певцов для Корол. Капеллы. О последних годах жизни Т. Достоверных сведений нет. Полагают, что он был каноником в Нивеле, возможно, жил в Неаполе. Еще при жизни Т. Пользовался большой известностью, его упоминали в числе наиболее знаменитых музыкантов Вошел в историю музыки как один из крупнейших муз теоретиков. По муз-эстетич. Взглядам Т. Принадлежит к ярким представителям Ренессанса. Сохранилось 12 трактатов Т., из к-рых 11 вошли в последний том 4-томного издания Э. Кусмакера (Coussemaker E. De, "Scriptorum de musica medii aevi", v. 4, P., 1876).Трактаты. "Определитель музыки" ("Terminorum musicae diffinitorum", ок. 1472-73) - первый в истории музыки систематич.

Муз-терминологич. Словарь (ок 300 терминов). "Совокупность воздействии музыки" ("Complexus effectuum musices", ок. 1473-74) - классификация и красочное описание назначения музыки. "Музыкальные пропорции" ("Proportionale musices", ок. 1473-74) - развитие древнего пифагорейского учения о числовой основе муз. Иск-ва, воспринятого, вероятно, через А. М. С. Боэция. Доводя до предела сложность отношений мензуральной ритмики, T приходит к ритмам в пропорциях 7:4, 8:5, 17:8, 13:5, 14:5 (совпадающим с сериальной ритмикой 20 в). "Книга имперфекции музыкальных нот" ("Liber imperfectionum notarum musicalium", ок. 1474-75). "Трактат о правилах нотных длительностей" ("Tractatus de regulari valore notarum", ок 1474-75) и " Трактат о нотах и паузах" ("Tractatus de notis et pausis", ок.

1474-75) посвящены метроритмич. Организации музыки. "Книга о природе и свойствах ладов" ("Liber de natura et proprietate tonorum", 6 нояб. 1476) - о структуре ладовой системы. "Книга об искусстве контрапункта" ("Liber de arte contrapuncti", 11 окт. 1477) - фундаментальное учение о контрапунктич. Композиции (излагаются "8 общих правил контрапункта", проводится различие между контрапунктом "простым" и "цветистым", различие между произв. Со стабильным текстом и с импровизируемым и др.). "Трактат об альтерациях" ("Tractatus alterationum", после 1477) и "Статья о музыкальных точках" ("Scriptum super punctis musicalibus", после 1477) - о ритме. " Описание руки" ("Гвидоновой") ("Expositio manus", после 1477) - о звуках муз.

Системы. "Об изобретении и применении музыки" ("De inventione et usu musicae", между 1480 и 1487 или ок. 1487. Фрагменты опубликованы в кн К. Вайнмана (Weinmann К., "Johannes Tmctoris...", 1917)) - о пении и певцах, инструментах и исполнителях.Т.-композитору принадлежат 4 мессы, 2 мотета, ламентации, 7 франц. Песен (шансон), итал. Песня. Ряд мотетов приведен Т. В "Книге об искусстве контрапункта" в качестве нотных примеров.Литература. Грубер. R. И., История музыкальной культуры, т. 2, ч. 1, M., 1953. Шестаков В. P. (сост.), Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения, M., 1966. Его же, От этоса к аффекту, M., 1975. Wеinmann К., Johannes Tinctoris und sein unbekannter Traktat "De inventione et usu musicae", Regensburg-Rom, 1917, Tutzing, 1961.

Borren Ch. Van den, Tinctoris Johannes, в кн. Biographie nationale. De Belgique, t. 25, Brux., 1931. Schдfke R., Geschichte der Musikдsthetik in Umrissen, В., 1934, Tutzing, 1964. Ва1mer L., Tonsystem und Kirchentцne bei Johannes Tinctoris, Bern, 1935. Krenek E., Proportionen und pythagorдische Hдmmer, "Musica", 1960, Jahrg 14, H. 11. Gerritzen G., Untersuchungen zur Kontrapunktlehre des Johannes Tmctoris, Kцln, 1974.Ю. Н. Холопов..

Значения в других словарях
Тимпан

(от греч. Tumpanon - барабан. Лат. Tympanum, итал. Timpani, франц. Timbales, англ. Tymbal, нем. Tympanum). 1) Древний ударный инструмент, род небольших литавр. В Др. Греции Т. - односторонний барабан с глубоким резонатором, затянутым сверху кожей, по к-рой ударяют кистями рук (предшественник совр. Литавр). Подобные инструменты были известны в странах Ближнего Востока шумерам и иудеям, а также племенам, населявшим Семиречье, откуда Т. Проник в греч. Земли вместе с оргиастич. Культом Диониса (расп..

Тинель Э. П. Ж.

(Tinel) Эдгар Пьер Жозеф (27 III 1854, Сине, Вост. Фландрия - 28 X 1912, Брюссель) - бельг. Композитор, пианист, педагог. Игре на фп. Обучался у отца - органиста. В 1863-73 учился в Брюссельской консерватории у А. Майи и Л. Брассена (фп.), Ф. Геварта (композиция), Ж. Дюпона и А. Самюэля (гармония), X. Ф. Куфферата (контрапункт). С 1873 выступал как пианист в Брюсселе, Генте, Антверпене, Ахене, Лондоне и др. В 1877 получил Римскую пр. За кантату "Klokke Roeland". С 1881 директор Ин-та церк. Музык..

Тиноди Ш.

(Tinodi) Шебештьен (между 1505 и 1510, возможно, комитат Баранья - январь 1556, Шарвар) - венг композитор, поэт и певец Служил в качестве певца-сказителя в домах венг. Аристократов, при дворе полководца и гос. Деятеля Балинта Тёрёка в Сигетваре (до 1542).Автор и исполнитель историч. Эпических песен, Т. Воспевал героич. Борьбу венг. Народа против тур. Завоевателей. В 1554 в Коложваре издан его гл. Труд - сб. "Хроники" ("Cronica". 23 историч. Песни). Каждую из эпич. Песен-рассказов, состоявших обы..

Типпетт М.

(Tippett) Майкл (р. 2 I 1905, Лондон) - англ. Композитор и педагог. Учился у Ч. Вуда и Р. О. Морриса (композиция), А. Боулта и М. Сарджента (дирижирование). В 1930-е гг. Дирижировал хором и оркестром, участвовал в радиопередачах, в 1940-51 преподавал в "Морли-колледже" в Лондоне. Среди первых значит. Произв. - соната-фантазия для фп. И принёсший ему успех концерт для 2 струн. Оркестров в духе Г. Ф. Генделя с заключит. Мелодией, близкой по характеру к негр. Спиричуэлам. Их мелодии Т. Использовал ..

Дополнительный поиск Тинкторис Й. Тинкторис Й.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тинкторис Й." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тинкторис Й., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 12 символа