Фигнер Н. Н.
Николай Николаевич (9 (21) II 1857, Мамадыш Казанской губ. - 13 (26) XII 1918, Киев) - рус. Певец (лирико-драм. Тенор). Окончил Морской кадетский корпус в Петербурге (1878), служил во флоте, в 1881 вышел в отставку в чине лейтенанта. В 1879 недолго занимался в Петерб. Консерватории у В. М. Самуся. Брал также уроки пения у И. П. Прянишникова и Ж. Эверарди (жены К. Эверарди). Совершенствовался в Италии у Ф. Ламперти, Э. Де Роксаса и др. Педагогов. В 1882 дебютировал в Неаполе (в операх Гуно "Филемон и Бавкида" и "Фауст"). В 1882-87 с успехом гастролировал в странах Зап. Европы и Юж. Америки. В 1887 дебютировал в партиях Радамеса. Фауста. Рауля. ("Гугеноты") на сцене Мариинского т-ра в Петербурге, где он работал до сезона 1903/04. Затем выступал на частных оперных сценах в разных городах России, в моск.
Большом т-ре, в собств. Антрепризах (Ниж. Новгород, Тбилиси), а также в концертах. В 1907 вернулся в Мариинский т-р, где в том же году состоялся его прощальный бенефис (пел партию Ромео в опере "Ромео и Джульетта" Гуно). В 1910-15 солист, худ. Рук. И директор оперной труппы Петерб. Нар. Дома (под его рук. Поставлены оперы "Борис Годунов", "Снегурочка", "Князь Игорь"). Стремясь к высокой постановочной культуре спектакля, к слаженности сценич. Ансамбля, привлёк к работе в труппе известного реж. А. А. Санина. В 1915 оставил сцену, занялся педагогич. Деятельностью. В 1917 поселился на Украине, в 1918 преподавал в Киевской консерватории (вёл оперный класс). Творчество Ф. - яркая страница в истории рус. Оперного т-ра. Его голос не отличался красотой и силой (был несколько суховатого тембра), однако благодаря великолепной вок.
Школе Ф. Был первоклассным певцом. Он в совершенстве владел иск-вом бельканто. Широким, свободным дыханием, превосходным mezzo voce, филировкой, тончайшими градациями звука от легкого piano до мощного forte, кантиленой. Он умел формировать и разнообразить тембры, придавать голосу то мягкость и нежность, то суровость и мужество. Его пение отличали точность интонации, гибкость я изящество фразировки, отчётливая дикция. Ф. Уделял большое внимание не только вок. Стороне партии, но и её сценич. Воплощению. Экспрессивность, яркий темперамент сочетались в его исполнении с художеств. Тактом. Стремясь к правдивому раскрытию образов, Ф., однако, не был свободен от оперных штампов. Певец не достигал полного перевоплощения, он подчёркивал лишь преобладающую черту создаваемого образа.Ф.
Был первым исполнителем мн. Партий в рус. Операх, в т. Ч. Германа (1890, разучивал партию под рук. П. И. Чайковского), Водемона (1892), Владимира Дубровского (1895). Долгое время был лучшим Ленским (до созданного Л. В. Собиновым классич. Образа Ленского). Среди др. Партий - Синодал, Самозванец, Иоанн Лейденский, Фра-Дьяволо, Хозе, Вертер, Альфред, Герцог, Лоэнгрин. Дж. Верди высоко оценил исполнение Ф. Роли Отелло. Чайковский посвятил ему цикл романсов ор. 73. Ф. Перевёл на рус. Яз. Либретто ряда иностр. Опер.Литература. Двадцать пять лет славы в опере, сост. Фигнерист, СПБ, 1907, "Русская музыкальная газета", 1912, No 1 (посв. Ф.). Старк Э. (Зигфрид), Петербургская опера и её мастера, Л.-М., 1940. Левик С., Записки оперного певца. Из истории русской оперной сцены, М., 1955, 1962.
Фигнер М., Брат и сестра, "Театр", 1964, No 1. H. H. Фигнер. Воспоминания. Письма. Материалы, Л., 1968. Гозенпуд A., Русский оперный театр XIX века. 1873-1889, Л., 1973. Его же, Русский оперный театр на рубеже XIX-XX веков и Ф. И. Шаляпин. 1890-1904, Л., 1974.А. П. Григорьева..
Дополнительный поиск Фигнер Н. Н.
На нашем сайте Вы найдете значение "Фигнер Н. Н." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фигнер Н. Н., различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ф". Общая длина 12 символа