Фигурация

141

(лат. Figuratio - образ, форма, образное изложение, от figuro - образовываю, формирую, изукрашиваю, расцвечиваю) - один из методев обработки муз. Материала, благодаря к-рому в произв. Активизируется фактурное развитие (см. Фактура), Ф. - распространённый и действенный способ динамизации муз. Ткани.Различают три осн. Вида P. Mелодич. Ф. В одногол. И полифонич. Построениях муз. Произв. Предполагает вариантное преобразование мелодич. Линии посредством опевания осн. Звуков. В гомофонном складе этот вид Ф. Проявляется в активизации голосов. В этом случае фигурац. Звуки определяются по их отношению к основному и именуются проходящими, вспомогательными, задержаниями, предъёмами, камбиатами. Гармонич. Ф. - это последовательное перемещение по звукам, входящим в состав аккордов (очень часто используются и звуки, прилегающие к аккордовым).

Rитмич. Ф. Представляет собой ритмич. Формулу, повторяющую звук или группу звуков и радикально не изменяющую муз. Логику данного построения. Эти виды Ф. В муз. Практике часто объединяются, образуя смешанные виды Ф., напр. Ритмогармонические, мелодико-гармонические.Ф. Издавна применялись в муз. Практике. На древнейших стадиях развития муз. Иск-ва использовались разл. Виды ф. - от фигурирования примитивных ритмич. Схем и простейших опеваний ладовых устоев до сложных фигурац. Построений - распевов. В средневековье Ф. Применялись в григорианском хорале (юбиляции) и в произв. Трубадуров, труверов и миннезингеров. Мастера полифонии использовали элементы Ф. (задержания, предъёмы и камбиаты), а также развёрнутые фигурац. Построения в разработочных частях полифонич.

Форм (напр., в разработках и интермедиях фуг). Широко применялась Ф. В жанрах прелюдии, чаконы, фантазии, сарабанды. Образцы техники Ф. Содержатся в византийской церк. Музыке и в рус. Хоровых произв. 15-18 вв. В эпоху генерал-баса Ф. Получили большое распространение в практике органных и клавирных импровизаций, хотя теоретики генерал-баса в своих трактатах уделяли вопросам Ф. Мало внимания и рекомендовали применять Ф. В одном из голосов лишь тогда, когда в другом мелодич. Движение останавливается. В творчестве франц клавесинистов и англ. Вёрджинелистов Ф. Стали одним из гл. Способов развития муз. Материала в инстр. Формах, где зачастую представляли собой расширение мелизматич. Групп. В эпоху классицизма Ф. Систематически использовались и в инстр.

Произв. (особенно в вариациях - как важнейший способ орнаментального варьирования), и в вок. (в оперных ариях и ансамблях) как в светской музыке, так и в церковной (в отд. Частях месс, в России - в культовых произв. Д. С. Бортнянского, М. С. Березовского и др.). В творчестве композиторов-романтиков в связи с эволюцией ладового мышления Ф. Часто насыщались хроматикой. В муз. Иск-ве 20 в. Ф. Применяются в разл. Формах, зависящих от индивидуального стиля композитора, от конкретных художеств. Задач.Литература. Катуар Г., Теоретический курс гармонии, ч. 2, М., 1925. Tюлин Ю., Практическое пособие по введению в гармонический анализ на основе хоралов Баха, Л., 1927. Его же, Параллелизмы в музыкальной теории и практике, Л., 1938. Его же, Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации, кн.

1 - Музыкальная фактура, M., 1976, кн. 2 - Мелодическая фигурация, M., 1977. Рудольф Л., Гармония, Баку, 1938. Мазель Л., О мелодии, M., 1952. Карастоянов А., Полифоническая гармония, М., 1964. Успенский H., Древнерусское певческое искусство, M., 1965, 1971. Kurth E., Grundlagen des linearen Kontrapunkts.., Bern, 1917, B., 1922 (рус. Пер. - Курт Э., Основы линеарного контрапункта.., M., 1931). Tосh E., Melodielehre, В., 1923 (рус. Пер. - Tох Э., Учение о мелодии, M., 1928). Schmitz H.-P., Die Kunst der Verzierung im 18 Jahrhundert Instrumentale und vokale Musizierpraxis in Beispielen, Kassel, 1955. Ferand E., Die Improvisation in Beispielen aus neuen Jahrhunderten abendlandischer Musik Mit einer geschichtlichen Einfьhrung, Kцln, 1956.

Szabolcsi B., A melуdia tцrtйnete Vazlatok a zenei stilus mъltjбbуl 2 kiadбs, Bdpst, 1957 (англ. Пер. - A history of melody, N. Y., 1965). Apel W., Gregorian chant, Bloomington, (Indianapolis), 1958. Ghominski J., Historia harmonii i kontrapunktu, t. 1, Kr., 1958, Paccagnella E.,La formazione del languaggio musicale, pt. 1. Il canto gregoriano, Roma, 1961. Wellesz E., Melody construction in Byzantine chant, Belgrade - Ochride, 1961. Mendelsohn A., Melodia si arta оnvesmоntarn ei, Buc., 1963. Arnold R., The art of accompaniment from a thoroughbass, as practised m the XVII and XVIII centuries, v. 1-2, N. Y., 1965.E. В. Герцман..

Значения в других словарях
Фигнер Н. Н.

Николай Николаевич (9 (21) II 1857, Мамадыш Казанской губ. - 13 (26) XII 1918, Киев) - рус. Певец (лирико-драм. Тенор). Окончил Морской кадетский корпус в Петербурге (1878), служил во флоте, в 1881 вышел в отставку в чине лейтенанта. В 1879 недолго занимался в Петерб. Консерватории у В. М. Самуся. Брал также уроки пения у И. П. Прянишникова и Ж. Эверарди (жены К. Эверарди). Совершенствовался в Италии у Ф. Ламперти, Э. Де Роксаса и др. Педагогов. В 1882 дебютировал в Неаполе (в операх Гуно "Филем..

Фигура

(от лат. Figura - внешние очертания, образ, изображение, способ, характер, свойство). 1) Характерная группа звуков (мелодич. Ф.) или ритмич. Долей, длительностей (ритмич. Ф.), обычно неоднократно повторяющаяся.2) Элемент фигурации.3) Относительно законченная часть танца, строящегося на многократном повторении характерных для него хореографич. Ф., сопровождаемых в музыке определ. Ритмич. Ф.4) Графич. Изображение звуков и пауз мензуральной нотации. Понятие сохраняло значение нотных знаков до 1-й п..

Фидель

(нем Fiedel, от лат. Fides - струна), виела (итал. Viella, франц. Vielle), - струн. Смычковый инструмент. Термином "Ф." обозначался не только собственно P., но и родственные смычковые инструменты, бытующие у мн. Народов. Собственно Ф. Относится к числу наиболее распространённых в странах ср.-век. Европы смычковых инструментов. Появление Ф. - один из значит. Этапов в формировании семейств виол и скрипок. Ф., предположительно, известен с 8 в. В своём историч. Развитии претерпел ряд изменений. Ф. Р..

Фидельман А. П.

Александр Петрович (гг. Рожд. И смерти неизв.) - укр. Скрипач и педагог. В 1887-91 учился в Киевском муз. Уч-ще РМО у О. Шевчика, затем совершенствовался в Лейпцигской консерватории у А. Бродского. Гастролировал в разных европ. Странах. В 1896-1907 преподавал в Одесском муз. Уч-ще РМО (среди учеников - Я. С. Магазинер, Н. Б. Скоморовский), выступал с сольными концертами, а также в составе квартета (Ф. Ступка, Фидельман, И. Перман, Л. Зеленка) и разл. Ансамблей, в городах Украины и за рубежом. По..

Дополнительный поиск Фигурация Фигурация

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фигурация" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фигурация, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 9 символа