Фигурация
(лат. Figuratio - образ, форма, образное изложение, от figuro - образовываю, формирую, изукрашиваю, расцвечиваю) - один из методев обработки муз. Материала, благодаря к-рому в произв. Активизируется фактурное развитие (см. Фактура), Ф. - распространённый и действенный способ динамизации муз. Ткани.Различают три осн. Вида P. Mелодич. Ф. В одногол. И полифонич. Построениях муз. Произв. Предполагает вариантное преобразование мелодич. Линии посредством опевания осн. Звуков. В гомофонном складе этот вид Ф. Проявляется в активизации голосов. В этом случае фигурац. Звуки определяются по их отношению к основному и именуются проходящими, вспомогательными, задержаниями, предъёмами, камбиатами. Гармонич. Ф. - это последовательное перемещение по звукам, входящим в состав аккордов (очень часто используются и звуки, прилегающие к аккордовым).
Rитмич. Ф. Представляет собой ритмич. Формулу, повторяющую звук или группу звуков и радикально не изменяющую муз. Логику данного построения. Эти виды Ф. В муз. Практике часто объединяются, образуя смешанные виды Ф., напр. Ритмогармонические, мелодико-гармонические.Ф. Издавна применялись в муз. Практике. На древнейших стадиях развития муз. Иск-ва использовались разл. Виды ф. - от фигурирования примитивных ритмич. Схем и простейших опеваний ладовых устоев до сложных фигурац. Построений - распевов. В средневековье Ф. Применялись в григорианском хорале (юбиляции) и в произв. Трубадуров, труверов и миннезингеров. Мастера полифонии использовали элементы Ф. (задержания, предъёмы и камбиаты), а также развёрнутые фигурац. Построения в разработочных частях полифонич.
Форм (напр., в разработках и интермедиях фуг). Широко применялась Ф. В жанрах прелюдии, чаконы, фантазии, сарабанды. Образцы техники Ф. Содержатся в византийской церк. Музыке и в рус. Хоровых произв. 15-18 вв. В эпоху генерал-баса Ф. Получили большое распространение в практике органных и клавирных импровизаций, хотя теоретики генерал-баса в своих трактатах уделяли вопросам Ф. Мало внимания и рекомендовали применять Ф. В одном из голосов лишь тогда, когда в другом мелодич. Движение останавливается. В творчестве франц клавесинистов и англ. Вёрджинелистов Ф. Стали одним из гл. Способов развития муз. Материала в инстр. Формах, где зачастую представляли собой расширение мелизматич. Групп. В эпоху классицизма Ф. Систематически использовались и в инстр.
Произв. (особенно в вариациях - как важнейший способ орнаментального варьирования), и в вок. (в оперных ариях и ансамблях) как в светской музыке, так и в церковной (в отд. Частях месс, в России - в культовых произв. Д. С. Бортнянского, М. С. Березовского и др.). В творчестве композиторов-романтиков в связи с эволюцией ладового мышления Ф. Часто насыщались хроматикой. В муз. Иск-ве 20 в. Ф. Применяются в разл. Формах, зависящих от индивидуального стиля композитора, от конкретных художеств. Задач.Литература. Катуар Г., Теоретический курс гармонии, ч. 2, М., 1925. Tюлин Ю., Практическое пособие по введению в гармонический анализ на основе хоралов Баха, Л., 1927. Его же, Параллелизмы в музыкальной теории и практике, Л., 1938. Его же, Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации, кн.
1 - Музыкальная фактура, M., 1976, кн. 2 - Мелодическая фигурация, M., 1977. Рудольф Л., Гармония, Баку, 1938. Мазель Л., О мелодии, M., 1952. Карастоянов А., Полифоническая гармония, М., 1964. Успенский H., Древнерусское певческое искусство, M., 1965, 1971. Kurth E., Grundlagen des linearen Kontrapunkts.., Bern, 1917, B., 1922 (рус. Пер. - Курт Э., Основы линеарного контрапункта.., M., 1931). Tосh E., Melodielehre, В., 1923 (рус. Пер. - Tох Э., Учение о мелодии, M., 1928). Schmitz H.-P., Die Kunst der Verzierung im 18 Jahrhundert Instrumentale und vokale Musizierpraxis in Beispielen, Kassel, 1955. Ferand E., Die Improvisation in Beispielen aus neuen Jahrhunderten abendlandischer Musik Mit einer geschichtlichen Einfьhrung, Kцln, 1956.
Szabolcsi B., A melуdia tцrtйnete Vazlatok a zenei stilus mъltjбbуl 2 kiadбs, Bdpst, 1957 (англ. Пер. - A history of melody, N. Y., 1965). Apel W., Gregorian chant, Bloomington, (Indianapolis), 1958. Ghominski J., Historia harmonii i kontrapunktu, t. 1, Kr., 1958, Paccagnella E.,La formazione del languaggio musicale, pt. 1. Il canto gregoriano, Roma, 1961. Wellesz E., Melody construction in Byzantine chant, Belgrade - Ochride, 1961. Mendelsohn A., Melodia si arta оnvesmоntarn ei, Buc., 1963. Arnold R., The art of accompaniment from a thoroughbass, as practised m the XVII and XVIII centuries, v. 1-2, N. Y., 1965.E. В. Герцман..
Дополнительный поиск Фигурация
На нашем сайте Вы найдете значение "Фигурация" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фигурация, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ф". Общая длина 9 символа