Фидель

123

(нем Fiedel, от лат. Fides - струна), виела (итал. Viella, франц. Vielle), - струн. Смычковый инструмент. Термином "Ф." обозначался не только собственно P., но и родственные смычковые инструменты, бытующие у мн. Народов. Собственно Ф. Относится к числу наиболее распространённых в странах ср.-век. Европы смычковых инструментов. Появление Ф. - один из значит. Этапов в формировании семейств виол и скрипок. Ф., предположительно, известен с 8 в. В своём историч. Развитии претерпел ряд изменений. Ф. Раннего периода имел неглубокий лопатообразный корпус (длина ок. 50 см), изготовлявшийся вместе с короткой шейкой из одного куска дерева, круглую головку с вертикально расположенными колками, круглое резонаторное отверстие посреди верхней деки под струнами (вблизи струн.

Подставки), прямые плечи, 3-4 струны, спец. Петлю вместо струнодержателя в нижней части. По-видимому, в 10 в. Появился 5-струн. Ф. С грушевидной, овальной, ромбовидной и др. Формами корпуса, с 2 сегментовидными резонаторными отверстиями по бокам струн. Развитие смычкового исполнительства способствовало дальнейшему совершенствованию Ф. Для удобства ведения смычка по бокам корпуса были сделаны т. Н. Перетяжки (напоминающие талию). Постепенно корпус Ф. Принял восьмёркообразную, а затем и гитарообразную форму. Корпус склеивался из отд. Частей, деки изготавливались из хорошо обработанного тонкого дерева, своды делались разл. Очертаний. Шейку стали изготовлять как отд. Деталь, крепящуюся на корпусе, на шейку наклеивали гриф. Развитие мелодич.

Начала в игре на Ф., как и на др. Инструментах, привело к постепенному удлинению середины его корпуса и подчёркиванию "талия" в целях возможно большего соприкосновения смычка с отд. Струнами. В 13 в. Окончательно утвердился 5-струн. Классич. Тип Ф. - иногда с 1, реже с 2 бурдонными струнами вне грифа. Варианты строя 5-струн. Ф.:При игре Ф. Держали на левом плече или вертикально, упирая его о сидение (между коленями) или о левое колено. Высоко ценилось иск-во бурдонного аккомпанемента, т. Е. Извлечение из бурдонной струны флажолетным способом консонирующих с одновременно получаемыми смычком мелодич. Звуками квартовых, квинтовых и октавных интервалов. Ф. Применялся как сольный инструмент (на Ф. Можно было исполнять любую песенную мелодию), для сопровождения пения и в инстр.

Ансамбле (благодаря высоким звуковым качествам часто использовался как ведущий инструмент). В 13-15 вв. Встречались инстр. Ансамбли из одних Ф. Исполнителями были обычно бродячие жонглёры или менестрели. Среди родственных инструментов - танбур, ребек, кеманча. В нач. 20 в. Предпринимались попытки возрождения Ф. Для использования в любительском музицировании.Литература. Струве Б., Процесс формирования виол и скрипок, М., 1959, с. 37-55. Aubry P., Trouvиres et troubadours, P., 1910 (рус. Пер. - Обри П., Трубадуры и труверы, М., 1932). Sachs С., Reallexikon der Musikinstrumente, В., 1913, S. 139-40, Hildesheim, 1962, его же, Handbuch der Musikinstrumentenkunde, Lpz., 1920, S. 170-77, 1966. Его же, History of musical instruments, N.

Y., 1940.Р. Б. Галайская..

Значения в других словарях
Фигура

(от лат. Figura - внешние очертания, образ, изображение, способ, характер, свойство). 1) Характерная группа звуков (мелодич. Ф.) или ритмич. Долей, длительностей (ритмич. Ф.), обычно неоднократно повторяющаяся.2) Элемент фигурации.3) Относительно законченная часть танца, строящегося на многократном повторении характерных для него хореографич. Ф., сопровождаемых в музыке определ. Ритмич. Ф.4) Графич. Изображение звуков и пауз мензуральной нотации. Понятие сохраняло значение нотных знаков до 1-й п..

Фигурация

(лат. Figuratio - образ, форма, образное изложение, от figuro - образовываю, формирую, изукрашиваю, расцвечиваю) - один из методев обработки муз. Материала, благодаря к-рому в произв. Активизируется фактурное развитие (см. Фактура), Ф. - распространённый и действенный способ динамизации муз. Ткани.Различают три осн. Вида P. Mелодич. Ф. В одногол. И полифонич. Построениях муз. Произв. Предполагает вариантное преобразование мелодич. Линии посредством опевания осн. Звуков. В гомофонном складе этот ..

Фидельман А. П.

Александр Петрович (гг. Рожд. И смерти неизв.) - укр. Скрипач и педагог. В 1887-91 учился в Киевском муз. Уч-ще РМО у О. Шевчика, затем совершенствовался в Лейпцигской консерватории у А. Бродского. Гастролировал в разных европ. Странах. В 1896-1907 преподавал в Одесском муз. Уч-ще РМО (среди учеников - Я. С. Магазинер, Н. Б. Скоморовский), выступал с сольными концертами, а также в составе квартета (Ф. Ступка, Фидельман, И. Перман, Л. Зеленка) и разл. Ансамблей, в городах Украины и за рубежом. По..

Фидлер А.

(Fiedler) Артур (17 XII 1894, Бостон - 10 VII 1979, там же) - амер. Дирижёр и скрипач. Учился у В. Хесса в Муз. Академии в Берлине (1911-15). Играл на скрипке, затем на альте в Бостонском симф. Оркестре (1915-30). Организовал "Бостонское Цецилианское об-во" (позднее дирижировал его оркестром, 1930-36), затем об-ва "Бостонская симфониетта" (1924), "Эспланада консертс" (1929). Дирижировал оркестром т. Н. "Бостон-попс" (состоял из участников Бостонского симф. Оркестра) на летних общедоступных симф...

Дополнительный поиск Фидель Фидель

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фидель" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фидель, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 6 символа