Формализм

126

Эстетич. Концепция, исходящая из признания самодовлеющего значения формы в иск-ве, её независимости от идейно-образного содержания. Ф. Отрицает связь иск-ва с действительностью и рассматривает его как особый вид духовной деятельности, сводящийся к созданию автономных художеств. Конструкций. Теоретич. Изложением формалистич. Концепции в музыке явилась направленная против романтич. Эстетики книга Э. Ганслика "О музыкально-прекрасном" ("Vom Musikalisch- Schцnen", 1854). Ганслик утверждал, что "музыка состоит из звуковых последований, звуковых форм, не имеющих содержания, отличного от них самих". Он не отрицал, что музыка может вызывать у слушателя те или иные эмоции, образные ассоциации, но рассматривал их как субъективные.

Взгляды Ганслика оказали значит. Влияние на дальнейшее развитие зап.-европ. Муз. Науки, что проявилось, в частности, в отграничении объективного науч. Анализа от эстетич. Оценки. Выявление художественно прекрасного в муз. Иск-ве, по словам Г. Адлера, лежит за пределами доступного науч. Познанию. В 60-70-е гг. 20 в. На Западе получил распространение т.н. Метод структурного анализа, при к-ром муз. Форма рассматривается с точки зрения системы числовых отношений и превращается тем самым в абстрактную конструкцию, лишённую выразительно- смыслового значения. Это, однако, не означает, что всякий анализ отдельных элементов или общих структурных закономерностей музыки, присущих определ. Историч. Этапу её развития, является формалистическим.

Он может и не быть самоцелью и служить задачам более широкого эстетич. И культурно-историч. Порядка.Гипертрофия формального начала возникает в художеств. Творчестве обычно в периоды его кризиса. Она достигает крайней степени в нек-рых течениях совр. Авангардизма, для к-рых главным принципом становится погоня за внешними новациями. Настоящее иск-во не может быть лишено содержания и ограничиваться формальной "игрой звуков".Понятие P. Иногда толковалось слишком расширительно и отождествлялось со сложностью муз. Письма, новизной выразит. Средств, что приводило к необоснованно негативной оценке ряда крупных совр. Композиторов, как зарубежных, так и отечественных, огульно зачислявшихся в лагерь формалистов, и к поощрению упрощенческих тенденций в творчестве.

В 60-70-е гг. 20 в. Эти ошибки, тормозившие рост сов. Муз. Творчества и науч. Мысли о музыке, подверглись решительной критике.Ю. В. Келдыш..

Значения в других словарях
Форлана

Фyrлана (франц. Forlane, итал. Forlana, англ. И испан. Forlana, furlana, нем. Foriana, Frulana, Friauler), - итал. Нар. Танец в быстром темпе. Музыкальные размеры 6/8, 6/4. Характерен пунктирный ритм, близкий ритму сицилианы или жиги, напр.:Название Ф. Объясняется её происхождением из североитальянской провинции Фриули. Нек-рые исследователи, основываясь на известном сходстве Ф. С коло, связывают её также с танцами южнослав. Народов. Ф. Была широко распространена в простонар. Среде (в разл. Исто..

Форма музыкальная

(греч. Morpn, лат. Forma - вид, образ, очертания, внешность, красота. Нем. Form, франц. Forme, итал. Forma, англ. Form, shape).СодержаниеI. Значение термина. Этимология 875II. Форма и содержание. Общие принципыформообразования 876III. Музыкальные формы до 1600 879IV. Полифонические музыкальные формы 885V. Гомофонные музыкальные формы новоговремени 889VI. Музыкальные формы 20 в 896VII. Учения о музыкальных формах 899I. Значение термина. Этимология. Термин "Ф. М." применяется в нескольких разл. Зн..

Форманта

(от лат. Formans, род. Падеж formantis - образующий) - область усиленных частичных тонов в спектре муз. Звуков, звуков речи, а также сами эти призвуки, определяющие своеобразие тембра звуков. Один из важных факторов темброобразования. Ф. Возникают гл. Обр. Под влиянием резонаторов (в речи, пении - полость рта и др., у муз. Инструментов - корпус, объём воздуха, дека и др.), поэтому их высотное положение мало зависит от высоты осн. Тона звука. Термин "Ф." введён исследователем речи, физиологом Л. ..

Форминкс

Формингс, форминга (греч. Pormigx), - др.-греч. Струн. Инструмент. Судя по сохранившимся изображениям (т.н. Вазовая живопись), Ф. Имел корпус полукруглой формы (возможно, поэтому Аристотель сравнивал Ф. С луком) с боковыми планками, соединёнными вверху поперечным бруском. Струны крепились одним концом к бруску, другим - к корпусу (инструмент такого типа известен также по арамейским, хеттским и финикийским рельефам). Ф. Изготовлялся из дерева, слоновой кости или бронзы, что подтвердили археологич..

Дополнительный поиск Формализм Формализм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Формализм" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Формализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 9 символа