Франко К.

87

Кёльнский (Franco de Colonia) (ок. 1250-80) - нем. Муз. Теоретик, оказавший значит. Влияние на развитие европ. Муз. Нотации. Имеющиеся о нём сведения противоречивы. Важнейшие источники кон. 13-нач. 14 вв. Трактаты Анонима IV (Coussemaker, Scriptorum..., t. I) и Якоба Льежского (Coussemaker, Scriptorum..., t. II). Аноним IV указывает на двух Ф. - "Парижского" и "Кёльнского". Якоб Льежский называет одного Ф. - "Ф.-тевтонца", т. Е. Ф. "Кёльнского" (это свидетельство представляется особенно важным, т.к. Якоб Льежский в кон. 13 в. Был знаком с музыкантами ars antiqua в Париже и высоко ценил П. Де ла Круа, современника и последователя Ф.). Третий документ - рукопись 14 в., собрание теоретич. Трактатов, в числе к-рых "Ars cantus mensurabilis" P. Кёльнского (хранится в муниципальной библиотеке Сен-Дье.

Департамент Вогезы, Франция). Рукопись 15 в., находящаяся в библиотеке Милана, указывает на эпохальное значение Ф. "Парижского" для иск-ва 13 в. (Gerbert, Scriptores..., t. III). Эпитет "Парижский" может относиться к Ф. "Кёльнскому", т.к. Нек-рое время его деятельность проходила в Париже. Ныне принято считать, что существовал только один Ф. - "Кёльнский" (по Г. Бесселеру). Согласно источникам, Ф. Происходил из знатной семьи, получил рыцарское воспитание, принадлежал к высшей ступени папских прелатов. Современник школы Notre-Dame, Адама де ла Аль, он был, вероятно, лично знаком с Альбертом фон Больштедтом и Фомой Аквинским.Главное соч. Ф. - трактат "Искусство размеренного пения" ("Ars cantus mensurabilis"), написанный ок. 1280, понимался автором как руководство по композиции.

Систематизируя сведения о мензуральной нотации, Ф. Опирается на совр. Ему практику многогол. Письма (в ронделях, мотетах, кондуктах и др.). В своей работе он даёт определение "размеренной" (mensurabilis), т. Е. Ритмизованной, музыки, уточняет осн. Понятия мензуральной нотации - мензуры ("меры") и темпуса (букв. - времени. Наименование метрич. Единицы). Ритм (система модусов) у Ф. Трактуется как формообразующее начало. Количество модусов ограничивается пятью. Все они объединяются трёхмерной единицей - т.н. Перфекцией (perfectio, букв. - совершенство). Принцип перфекции существовал и прежде. Ф. Впервые установил на его основе точную соразмерность лонги, бревиса и семибревиса. Существенен вклад Ф. В учение о гармонии. Он даёт дифференцированную классификацию консонансов и диссонансов, разделяя при этом консонансы на совершенные (унисон и октава), несовершенные (м.

И б. Терции) и средние (квинта и кварта). Диссонансы - на совершенные и несовершенные. К совершенным диссонансам Ф. Относит полутон, тритон, б. 7, м. 6, к несовершенным целый тон, б. 6, м. 7. В трактате говорится о функциональных различиях консонансов и диссонансов. Консонанс желателен в начале сочинения, а несовершенный диссонанс уместен непосредственно перед консонансом и т.д. Говоря о дисканте и органуме, Ф. Указывает на преимущество противоположного и косвенного движения голосов, допуская параллелизмы лишь в качестве исключений.Таким образом, значение гл. Соч. Ф. Заключается в обобщении теоретич. И практич. Опыта эпохи ars antiqua и приведении его в чёткую систему, осн. Положения к-рой были актуальны до кон. 16 в. Ф. Приписывается также трактат "Compendium discantus" (Coussemaker, Scriptorum..., t.

I, p. 154), однако расхождения в концепциях обоих трактатов делают его авторство сомнительным.Издания трактата. Ars cantus mensurabilis, в кн. Gerbert M., Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum, t. 3, Sankt Blasien, 1784. То же, в кн. Соussemaker E. De, Scriptorum de musica medii aevi, t. 1, P., 1864, Strunk О., Source readings in music history, v. 1?5, N. Y., 1950. То же, v. 1-5, N. Y., 1965-66.Литература. Грубер R. И., История музыкальной культуры, т. 1, кн. 2, M. - Л., 1941. Burney Ch., A general history of music, v. 2, L., 1782. Kiesewetter R. G., Ьber Franco von Kцln und die дltesten Mensuralisten, "Allgemeine musikalische Zeitung", 1828, Jahrg. 30, No 48-50. Coussemaker E. De, Histoire de l'harmonie au moyen вge, R., 1852. Его же, Notice sur un manuscrit musical de la Bibliothиque de Saint-Diй, R., 1859.

Его же, L'art harmonique aux XII et XIII siиcles, R., 1865. Schrammen A., Notiz ьber Franco von Kцln, в сб. Annalen des historischen Verein fьr den Niederrhein, Jahrg. 18, Kцln, 1867. Riemann H., Geschichte der Musiktheorie im IX.-XIX. Jahrhundert, Lpz., 1898. Chevaillier L., Les. Thйories harmoniques, в кн. Encyclopйdie de la musique?, rйd. A. Lavignac et L. De la Laurencie, pt 2, (v. 1), R., 1925 (рус. Пер. - Шевалье Л., История учений о гармонии, под ред. M. В. Иванова-Борецкого, M., 1931). Besseler H., Studien zur Musik des Mittelalters, Die Motette von Franco von Kцln bis Philipp von Vitry, "AfMw", 1926, Jahrg. 8, H. 2. Handschin J. Aus der alten Musiktheorie, "Acta Musicologica", 1944/45, v. 16-17, Frobenius W., Zur Datierung von Francos "Ars cantus mensurabilis", "AfMw", 1970, Jahrg.

27, H. 2.Т. А. Базжина.

Значения в других словарях
Фразировка

(нем. Phrasierung) - членение муз. Ткани на фразы. Термин "Ф.", как и термин артикуляция, заимствован из языкознания. P. Относится к области муз. Формы, поэтому, в отличие от артикуляции, она, как правило, в каждом случае единична, определяясь логикой развития муз мысли. Реализация Ф. Осуществляется в процессе живого исполнения. Одно из важнейших ее средств - артикуляция. Граница между двумя фразами наз. Цезурой. Разделенные цезурой интервалы не воспринимаются как выразит. Элементы, поэтому их н..

Франк С. О.

(Franck) Сезар Огюст (10 XII 1822, Льеж - 8 XI 1890, Париж) - франц. Композитор, органист, педагог. По происхождению бельгиец. Учился в Льежскои консерватории, брал уроки композиции в Париже у А. Рейхи (с 1835), позднее занимался в Парижской консерватории под рук. П. Ж. Циммермана (фп.), Ф. Бенуа (орган), Э. Леборна (композиция). С 13 лет успешно выступал как пианист в городах Бельгии и в Париже. В 1842 познакомился с Ф. Листом, к-рый оказал ему поддержку, способствовал изданию его произв. С 184..

Франсе Ж. Р.

(Franзaix) Жан Рене (р. 23 V 1912, Ле-Ман) - франц. Композитор и пианист. Сочинять музыку начал в 5-летнем возрасте. Муз. Образование получил в консерватории г. Ле-Ман, затем в Парижской консерватории, где занимался по классу фп. У И. Филиппа, по классу композиции у Н. Буланже. С 1920 концертирует. Успешно выступает как композитор и исполнитель на междунар. Фестивалях (Вена, 1932. Баден-Баден и Брюссель, 1936, Флоренция, 1937. Палермо, 1949. Франкфурт-на-Майне, 1951). В своем творчестве Ф. Разви..

Франц Р.

(Franz) Роберт (28 VI 1815, Галле - 24 X 1892, там же) - нем. Композитор, органист, дирижёр. В 1835-1837 брал уроки композиции у Ф. Шнайдера в Дессау. В течение всей жизни изучал творчество И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. В 1841 органист ульрихского собора, в 1842-67 дирижёр певч. Академии (с 1907 - его имени), одноврем. С 1851 музик-директор ун-та в Галле. В 1861 ун-т присвоил P. Звание почётного доктора философии. В 1867 в связи с поразившей его глухотой вынужден был отказаться от всех должностей ..

Дополнительный поиск Франко К. Франко К.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Франко К." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Франко К., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 9 символа