Франко К.
Кёльнский (Franco de Colonia) (ок. 1250-80) - нем. Муз. Теоретик, оказавший значит. Влияние на развитие европ. Муз. Нотации. Имеющиеся о нём сведения противоречивы. Важнейшие источники кон. 13-нач. 14 вв. Трактаты Анонима IV (Coussemaker, Scriptorum..., t. I) и Якоба Льежского (Coussemaker, Scriptorum..., t. II). Аноним IV указывает на двух Ф. - "Парижского" и "Кёльнского". Якоб Льежский называет одного Ф. - "Ф.-тевтонца", т. Е. Ф. "Кёльнского" (это свидетельство представляется особенно важным, т.к. Якоб Льежский в кон. 13 в. Был знаком с музыкантами ars antiqua в Париже и высоко ценил П. Де ла Круа, современника и последователя Ф.). Третий документ - рукопись 14 в., собрание теоретич. Трактатов, в числе к-рых "Ars cantus mensurabilis" P. Кёльнского (хранится в муниципальной библиотеке Сен-Дье.
Департамент Вогезы, Франция). Рукопись 15 в., находящаяся в библиотеке Милана, указывает на эпохальное значение Ф. "Парижского" для иск-ва 13 в. (Gerbert, Scriptores..., t. III). Эпитет "Парижский" может относиться к Ф. "Кёльнскому", т.к. Нек-рое время его деятельность проходила в Париже. Ныне принято считать, что существовал только один Ф. - "Кёльнский" (по Г. Бесселеру). Согласно источникам, Ф. Происходил из знатной семьи, получил рыцарское воспитание, принадлежал к высшей ступени папских прелатов. Современник школы Notre-Dame, Адама де ла Аль, он был, вероятно, лично знаком с Альбертом фон Больштедтом и Фомой Аквинским.Главное соч. Ф. - трактат "Искусство размеренного пения" ("Ars cantus mensurabilis"), написанный ок. 1280, понимался автором как руководство по композиции.
Систематизируя сведения о мензуральной нотации, Ф. Опирается на совр. Ему практику многогол. Письма (в ронделях, мотетах, кондуктах и др.). В своей работе он даёт определение "размеренной" (mensurabilis), т. Е. Ритмизованной, музыки, уточняет осн. Понятия мензуральной нотации - мензуры ("меры") и темпуса (букв. - времени. Наименование метрич. Единицы). Ритм (система модусов) у Ф. Трактуется как формообразующее начало. Количество модусов ограничивается пятью. Все они объединяются трёхмерной единицей - т.н. Перфекцией (perfectio, букв. - совершенство). Принцип перфекции существовал и прежде. Ф. Впервые установил на его основе точную соразмерность лонги, бревиса и семибревиса. Существенен вклад Ф. В учение о гармонии. Он даёт дифференцированную классификацию консонансов и диссонансов, разделяя при этом консонансы на совершенные (унисон и октава), несовершенные (м.
И б. Терции) и средние (квинта и кварта). Диссонансы - на совершенные и несовершенные. К совершенным диссонансам Ф. Относит полутон, тритон, б. 7, м. 6, к несовершенным целый тон, б. 6, м. 7. В трактате говорится о функциональных различиях консонансов и диссонансов. Консонанс желателен в начале сочинения, а несовершенный диссонанс уместен непосредственно перед консонансом и т.д. Говоря о дисканте и органуме, Ф. Указывает на преимущество противоположного и косвенного движения голосов, допуская параллелизмы лишь в качестве исключений.Таким образом, значение гл. Соч. Ф. Заключается в обобщении теоретич. И практич. Опыта эпохи ars antiqua и приведении его в чёткую систему, осн. Положения к-рой были актуальны до кон. 16 в. Ф. Приписывается также трактат "Compendium discantus" (Coussemaker, Scriptorum..., t.
I, p. 154), однако расхождения в концепциях обоих трактатов делают его авторство сомнительным.Издания трактата. Ars cantus mensurabilis, в кн. Gerbert M., Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum, t. 3, Sankt Blasien, 1784. То же, в кн. Соussemaker E. De, Scriptorum de musica medii aevi, t. 1, P., 1864, Strunk О., Source readings in music history, v. 1?5, N. Y., 1950. То же, v. 1-5, N. Y., 1965-66.Литература. Грубер R. И., История музыкальной культуры, т. 1, кн. 2, M. - Л., 1941. Burney Ch., A general history of music, v. 2, L., 1782. Kiesewetter R. G., Ьber Franco von Kцln und die дltesten Mensuralisten, "Allgemeine musikalische Zeitung", 1828, Jahrg. 30, No 48-50. Coussemaker E. De, Histoire de l'harmonie au moyen вge, R., 1852. Его же, Notice sur un manuscrit musical de la Bibliothиque de Saint-Diй, R., 1859.
Его же, L'art harmonique aux XII et XIII siиcles, R., 1865. Schrammen A., Notiz ьber Franco von Kцln, в сб. Annalen des historischen Verein fьr den Niederrhein, Jahrg. 18, Kцln, 1867. Riemann H., Geschichte der Musiktheorie im IX.-XIX. Jahrhundert, Lpz., 1898. Chevaillier L., Les. Thйories harmoniques, в кн. Encyclopйdie de la musique?, rйd. A. Lavignac et L. De la Laurencie, pt 2, (v. 1), R., 1925 (рус. Пер. - Шевалье Л., История учений о гармонии, под ред. M. В. Иванова-Борецкого, M., 1931). Besseler H., Studien zur Musik des Mittelalters, Die Motette von Franco von Kцln bis Philipp von Vitry, "AfMw", 1926, Jahrg. 8, H. 2. Handschin J. Aus der alten Musiktheorie, "Acta Musicologica", 1944/45, v. 16-17, Frobenius W., Zur Datierung von Francos "Ars cantus mensurabilis", "AfMw", 1970, Jahrg.
27, H. 2.Т. А. Базжина.
Дополнительный поиск Франко К.
На нашем сайте Вы найдете значение "Франко К." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Франко К., различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ф". Общая длина 9 символа