Фугато
(итал. Fugato, буквально - фугированно, фугообразно, подобно фуге) - имитац. Форма, по способу изложения темы (часто также развития) родственная фуге (1). В отличие от фуги, не имеет ясно выраженной полифонич. Репризы. Как правило, используется в качестве раздела более крупного целого. Чёткое изложение темы, имитац. Вступления голосов и постепенное уплотнение полифонич. Фактуры - существ. Черты P. (P. Могут быть названы только те имитации, к-рые обладают этими качествами. В случае их отсутствия применяется термин "фугированное изложение"), Ф. - форма менее строгая, чем фуга. Число голосов здесь может быть непостоянным (1-я часть симфонии c-moll Танеева, цифра 12), тема может быть проведена не во всех голосах (начало Credo из "Торжественной мессы" Бетховена) или изложена сразу с противосложением (21-я симфония Мясковского, цифра 1).
Обычны кварто-квинтовые соотношения темы и ответа, но отступления нередки (вступление к 3-му действию оперы "Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера. 1-я часть 5-й симфонии Шостаковича, цифры 17-19). По строению Ф. Весьма разнообразны. Во многих соч. Воспроизводится наиболее стабильная часть фуги - экспозиция, причём чёткое одногол. Начало Ф., ясно отделяющее его от предшествующей музыки, контрастирует с окончанием, к-рое не отграничивается от к.-л. Иного продолжения, часто неполифонического (финал фп. Сонаты No 6, 2-я часть симфонии No 1 Бетховена. См. Также пример в колонке 994).Кроме экспозиции, Ф. Может содержать раздел, подобный развивающему разделу фуги (финал квартета No 2 Чайковского, цифра 32), к-рый далее обычно преобразуется в сонатную разработку (1-я часть квартета D-dur Франка).
Изредка Ф. Трактуется как неустойчивое построение (двойное Ф. В начале разработки 1-й части 6-й симфонии Чайковского. D-moll - a-moll - e-moll - h-moll). Применение в Ф. Сложных контрапунктич. Приёмов не исключается (Ф. С удержанным противосложением в 1-й части 5-й симфонии Мясковского, цифра 13. Стретта в Ф. "Пусть узнают, что значит власть" из 2-го д. Оперы "Майская ночь" Римского-Корсакова. Двойное Ф. Во 2-й части 7-й симфонии Бетховена. Тройное Ф. В увертюре к опере "Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера, такт 138. Пятерное Ф. (фуга) в коде финала симфонии C-dur "Юпитер" Моцарта), однако простые имитац. Формы являются нормой.Если фуга отличается полнотой развития и художеств. Самостоятельностью образа, то Ф. Играет в произв., в к-рое оно "врастает", подчинённую роль.Наиболее типично использование Ф.
В сонатной разработке. Динамич. Возможности имитации служат подготовке кульминации новой темы или раздела. Ф. Может находиться как во вступительном (1-я часть 6-й симфонии Чайковского), так и в центральном (1-я часть 1-й симфонии Калинникова) или предыктовом разделах разработки (1-я часть 4-го концерта для фп. С оркестром Бетховена). Основанием темы служат чёткие мотивы главной партии (певучие темы побочной чаще обрабатываются канонически).A. K. Глазунов. 6-я симфония. Часть II.Вообще же Ф. Находит применение в любой части муз. Произв. При изложении и развитии темы (Allegro в увертюре к опере "Волшебная флейта" Моцарта. Главная партия в увертюре к опере "Проданная невеста" Сметаны), в эпизоде (финал 5-й симфонии Прокофьева, цифра 93), репризе (фп.
Соната h-moll Листа), сольной каденции (концерт для скрипки с оркестром Глазунова), во вступлении (1-я часть 5-го струн. Квартета Глазунова) и коде (1-я часть симфонии "Ромео и Юлия" Берлиоза), средней части сложной трёхчастной формы (ария Грязного из 1-го д. Оперы "Царская невеста" Римского-Корсакова), в рондо (No 36 из "Страстей по Матфею" Баха). В форме Ф. Может излагаться оперный лейтмотив ("тема жрецов" во вступлении к опере "Аида" Верди), строиться оперная сцена (No 20 с из 3-го д. "Князя Игоря" Бородина). Иногда Ф. - одна из вариаций (No 22 из "Гольдберговских вариаций" Баха. Хор "Чудная небесная царица" из 3-го д. Оперы "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова, цифра 171). Ф.
Как самостоят. Пьеса (И. С. Бах, BWV 962. А. Ф. Гедике, ор. 36 No 40) или часть цикла (2-я часть симфониетты in E Хиндемита) встречается редко. Форма Ф. (или близкая к ней) возникла в произв. Строгого стиля в связи с развитием техники имитации, охватывающей все голоса.Жоскен Депре. Missa sexti toni (super L'homme armй). Начало Kyrie.Ф. Широко применялось в соч. Композиторов 17 - 1-й пол. 18 вв. (напр., в жигах из инстр. Сюит, в быстрых разделах увертюр). Ф. Гибко использовал И. С. Бах, достигая, напр. В хор. Сочинениях, необычайной образной выпуклости и драм. Экспрессии (в No 33 "Sind Blitze, sind Donner in Wolken verschwunden" и в No 54 "LaЯ ihn kreuzigen" из "Страстей по Матфею"). Поскольку выразит. Смысл Ф. Отчётливо выявляется в сопоставлении с гомофонным изложением, композиторы 2-й пол.
18 - нач. 19 вв. Многообразно пользуются этим "светотеневым" контрастом. Ф. В инстр. Произв. Гайдна - способ полифонизации гомофонного тематизма (реприза 1-й части струн. Квартета ор. 50 No 2). Моцарт видит в Ф. Один из путей сближения сонаты и фуги (финал квартета G-dur, K.-V. 387). Роль Ф. Резко возрастает в соч. Бетховена, что обусловлено стремлением композитора к общей полифонизации формы (двойное Ф. В репризе 2-й части 3-й симфонии значительно усиливает и концентрирует в себе трагедийное начало). Ф. У Моцарта и Бетховена - непременный член в системе полифонич. Эпизодов, образующих "большую полифонич. Форму" на уровне одной части (фугированные главная и побочная партии в экспозиции, побочная партия в репризе, имитац. Разработка, стреттная кода в финале квартета G-dur, K.-V.
387 Моцарта) или цикла (Ф. В 1-й, 2-й и 4-й частях 9-й симфонии. Ф. В 1-й части, корреспондирующее с финальной фугой, в фп. Сонате No 29 Бетховена). Мастера 19 в., творчески развивая достижения представителей венской классич. Школы, трактуют Ф. По-новому - в плане программном ("Битва" в интродукции "Ромео и Юлии" Берлиоза), жанровом (финал 1-го д. Оперы "Кармен" Бизе), изобразительном (метель в финале 4-го д. Оперы "Иван Сусанин" Глинки) и фантастически-изобразительном (картина вырастающего леса в 3-м д. Оперы "Снегурочка" Римского-Корсакова, цифра 253), наполняют Ф. Новым образным смыслом, трактуя его как воплощение демонич. Начала (часть "Мефистофель" из "Фауст-симфонии" Листа), как выражение раздумья (вступление к опере "Фауст" Гуно.
Вступление к 3-му д. Оперы "Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера), как реалистич. Картину жизни народа (вступление к 1-й картине пролога оперы "Борис Годунов" Мусоргского). Ф. Находит многообразное применение у композиторов 20 в. (Р. Штраус, П. Хиндемит, С. В. Рахманинов, Н. Я. Мясковский, Д. Д. Шостакович и др.).Литература. См. При ст. Фуга.В. П. Фраёнов..
Дополнительный поиск Фугато
На нашем сайте Вы найдете значение "Фугато" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фугато, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ф". Общая длина 6 символа