Фугетта

333

(итал. Fughetta, букв. - маленькая фуга. Франц., англ. Fughetta. Нем. Fughetta, Fughette) - относительно простая по художественно-образному содержанию, композиц. Приёмам и фактуре фуга (1). Ф. Пишутся обычно для органа или фп. (др. Исполнит. Составы редки. Хор "Слаще мёду ласковое слово" из 1-го д. Оперы "Царская невеста", орк. Интермеццо из 1-й ред. Оперы "Моцарт и Сальери" Римского-Корсакова). Как правило, Ф. Не содержит сложного развития значительных муз. Мыслей, её движение размеренно, характер чаще всего созерцательный (орг. Хоральные обработки И. Пахельбеля), лирико-созерцательный (Ф. D-moll Баха, BWV 899), иногда скерцозный (Ф. G-dur Баха, BWV 902). Этим определяется облик тем Ф. - обычно небольших и плавных (характерно использование песенных мелодий.

Три Ф. Для фп. На рус. Темы Римского-Корсакова, фп. Прелюдия и фуга "Летним утром на лужайке" ор. 61 Кабалевского). Во многих случаях сочинение наз. Ф. Из-за его небольших размеров, однако понимание терминов "Ф." и "маленькая фуга" как синонимов не всегда оправдано (в фуге c-moll из 2-го тома "Хорошо темперированного клавира" Баха 28 тактов. В клавирной Ф. No 3 D-dur Генделя 100 тактов). Чёткую границу между Ф., фугой и маленькой фугой провести нельзя (фп. Ф. No 4 ор. 126 Шумана фактически фуга. Фп. Фуги ор. 43 Мясковского похожи на Ф.).Строятся Ф. В принципе так же, как "большие" фуги (см., напр., двойную Ф. No4 C-dur для клавира Генделя, орг. Ф. На хорал Пахельбеля), но они всегда менее масштабны. Наиболее полно и стабильно построение экспозиции.

Развивающий раздел формы обычно невелик - не более одной группы вступлений (во многих случаях композиторы считают достаточной секвентную или имитац. Интермедию. Орг. Хоральная Ф. "Allein Gott in der Hцh' sei Ehr" Баха, BWV 677). Завершающая часть формы нередко ограничивается единств. Проведением темы (фп. Ф. H-moll op. 9 No 3 Чюрлёниса). Хотя применение сложных контрапунктич. Форм не исключается (бесконечный канон в Ф. No 4 C-dur Генделя, такты 10-15, обращение темы в Ф. Из "Полифонич. Тетради" для фп. Щедрина, стретта в увеличении в фп. Ф. D-moll Аренского), всё же простые виды имитации для Ф. Являются нормой. Ф. Встречается как самостоят. Произв. (Ф. C-moll Баха, BWV 961), как вариации (No 10 и 16 в "Гольдберговских вариациях" Баха, No 24, в "Вариациях на тему вальса Диабелли" Бетховена, Ф.

На тему BACH Римского-Корсакова в "Парафразах"), как часть цикла ("Мини-сюита" для органа ор. 20 Леденёва). Существует мнение, что Ф. Может быть разделом более крупного целого (Праут, гл. X), однако в подобных случаях Ф. Практически не отличается от фугато. Ф. Часто предшествует вступит. Пьеса - прелюдия или фантазия (Фантазии и Ф. B-dur, D-dur Баха, BWV 907, 908). Нередко Ф. Объединяются в сб-ки или циклы (Прелюдии и фугетты Бaxa, BWV 899-902, Шесть фуг Генделя для органа или клавесина ор. 3, Четыре фп. Ф. Ор. 126 Шумана). В 17 - 1-й пол. 18 вв. Орг. Ф. Как форма обработки хоральной мелодии (обычно только для мануалов) использовалась часто и многообразно (И. Пахельбель, И. К. Ф. Фишер, И. К. Бах, И. Г. Вальтер). Совершенные образцы принадлежат И. С. Баху (нек-рые орг.

Ф. Из 3-й части "Клавирных упражнений" представляют собой более простые мануальные варианты больших хоральных обработок. Напр., "Dies sind die heilgen zehn Gebot", BWV 678 и 679). Маленькие прелюдии и фуги для органа (BWV 553-560) и Ф. Для клавира Бах предназначал для педагогич. Целей. Композиторы 2-й пол. 18-19 вв. (В. Ф. Бах, Л. Бетховен, А. Рейха, Р. Шуман, Н. А. Римский-Корсаков) обращались к Ф. Значительно реже. В 20 в. Она получила широкое распространение в инструктивно-педагогич. Репертуаре (С. М. Майкапар, А. Ф. Гедике и др.).Литература. Золотарев В. А., Фуга Руководство к практическому изучению, М., 1932, 1965. Дмитриев А. Н., Полифония как фактор формообразования, Л., 1962. Rrоut E., Fugue, L., 1894, 1900 (рус. Пер. - Pрayт Э., Фуга, M., 1900, 1922).

См. Также лит. К ст. Фуга.В. П. Фраёнов..

Значения в других словарях
Фуга

(лат., итал. Fuga, букв. - бег, бегство, быстрое течение. Англ., франц. Fugue. Нем. Fuge). 1) Форма полифонич. Музыки, основанная на имитац. Изложении индивидуализированной темы с дальнейшими проведениями (1) в разных голосах с имитац. И(или) контрапунктич. Обработкой, а также (обычно) тонально-гармонич. Развитием и завершением.Ф. - наиболее развитая форма имитационно-контрапунктич. Музыки, вобравшая всё богатство средств полифонии. Содержательный диапазон Ф. Практически неограничен, однако в не..

Фугато

(итал. Fugato, буквально - фугированно, фугообразно, подобно фуге) - имитац. Форма, по способу изложения темы (часто также развития) родственная фуге (1). В отличие от фуги, не имеет ясно выраженной полифонич. Репризы. Как правило, используется в качестве раздела более крупного целого. Чёткое изложение темы, имитац. Вступления голосов и постепенное уплотнение полифонич. Фактуры - существ. Черты P. (P. Могут быть названы только те имитации, к-рые обладают этими качествами. В случае их отсутствия ..

Фугстедт Н. Э.

(Fougstedt) Нильс Эрик (24 V 1910, Раисио, близ Турку - 12 IV 1961, Хельсинки) - фин. Композитор, орк. И хор. Дирижёр. Учился дирижированию в Муз. Ин-те в Хельсинки (1927-33) и в Зальцбурге (1934), композицию изучал под рук. М. Трапа в Берлине, совершенствовался в Италии, Франции, США. Работал в Хельсинки. В 1933-37 преподавал в консерватории (с 1939 - Академия музыки им. Я. Сибелиуса), с 1938 был дирижёром симф. Оркестра Финского радио (с 1951 гл. Дирижёр), в 1940-54 руководил основанным им хор..

Фукс И. Й.

(Fux, Fuchs) Иоганн Йозеф (1660, Хиртенфельд, близ г. Санкт-Марейн, Штирия - 13 II 1741, Вена) - австр. Композитор, муз. Теоретик, дирижёр и органист. Происходил из крестьян. Вероятно, учился в Италии. В 1696-1702 церк. Органист в Вене, в 1705-15 2-й капельмейстер собора св. Стефана, с 1713 придв. Вице-капельмейстер, с 1715 первый придв капельмейстер. Автор множества произв. (издано ок. 500) - св. 70 месс, нескольких реквиемов, 57 вечерен и псалмов, 11 ораторий, 18 опер (в т.ч. "Элиза", 1701), и..

Дополнительный поиск Фугетта Фугетта

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фугетта" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фугетта, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 7 символа