Хорнбостель Э. М.

82

(Horabostel) Эрих Мориц фон (25 II 1877, Вена - 28 XI 1935, Кембридж, Англия) - австр. Музыковед, композитор и пианист. Муз.-теоретич. Предметам обучался под рук. Э. Мандычевского, в 1895-99 изучал естеств. Науки и философию в Вене и Гейдельберге. С 1901 начал заниматься в Берлине муз.-психологич. Исследованиями, в основном на материале музыки неевропейских культур. Ученик, позднее ассистент К. Штумпфа в Ин-те психологии при Берлинском ун-те. Вместе с Штумпфом и психологом О. Абрахамом X. Создал Берлинский фонограммархив, к-рый возглавлял в 1906-33. С 1917 профессор Берлинского ун-та. В 1933 в связи с приходом к власти нацистов был вынужден покинуть Германию, в 1934-35 работал в "New School of Social Research" в Нью-Йорке.

X. - один из создателей т. Н. Сравнит. Музыкознания. Уже в 1904 X. Наметил его осн. Задачи и методы (по аналогии со сравнительным языкознанием), особое внимание уделял процессам эволюции муз. Систем. X. Указывал на необходимость изучения музыки народов всего мира и сопоставления её важнейших характеристик (в особенности - ладовых систем, мелодики, метроритмики, инструментария). X. Осуществил сотни звукозаписей музыки разл. Народов Азии, Африки и Америки. Систематически работал над расшифровкой и анализом звукозаписей. X. Опубликовал св. 100 науч. Работ и рецензий, в т. Ч. Ряд исследований японской, индийской, арабской, турецкой, африканской музыки (впервые на основе анализа звукозаписей), в к-рых описание звуковых феноменов дополняется привлечением культурно-историч.

Данных для их интерпретации. Работы X. Отличаются использованием методов и данных этнографии, психологии, акустики и инструментоведения для комплексного освещения исследуемой проблематики, что нашло дальнейшее применение в совр. Этномузыкологии. X. Разрешил также ряд важных проблем психологии муз. Восприятия, муз. Акустики и инструментоведения. Совм. С Штумпфом издавал "Sammelbдnde fьr vergleichende Musikwissenschaft" (1922-23). X. Составил и снабдил научными комментариями альбом грампластинок "Музыка Востока" (1928). В 1975 начато издание полн. Собр. Науч. Трудов X., первый том к-рого включает статьи 1902-06.Сочинения. Hombostel Opera Omnia, v. 1, The Hague, 1975. Vorschlдge fьr die Transkription exotischer Melodien, "SIMG", 1909-10, Bd 11 (совм.

С О. Abraham). Systematik der Musikinstrumente, "Zeitschrift fьr Ethnologie", 1914, Jahrg. 46 (совм. С С. Sachs). Psychologie der Gehцrserscheinungen, в кн. Handbuch der normalen und pathologischen Physiologie, Bd 11, В., 1926. Musikalische Tonsysteme, в кн. Handbuch der Physik, Bd 8, В., 1927. Musik des Orients - Kommentar zum Schallplattenalbum exotischer Musik, Lindstrцm A. G., 1928. African Negro music, "Africa", 1928, vol. 1. Carl Stumpf und die vergleichende Musikwissenschaft, "Zeitschrift fьr vergleichende Musikwissenschaft", 1933, Jahrg. 1. Das Berliner Phonogrammarchiv, там же.Литература. Bоse F., E. Von Hombostel. Ein Gedenkwort zu seinem 75. Geburtstag, "Musica", 1952, H. 4. Liebe A., Professor Dr. E. M. Von Hombostel, "Musik und Gesellschaft", 1952, H.

2. Merriam A. P., E. M. Von Hombostel, "Ethno-musicology. Newsletter", 1954, No 2 (библиография). Hornbostel Opera Omnia. Bibliographien. Hrsg. Von К. Р. Wachsmann, D. Christensen..., Den Haag, 1976.Б. А. Аврамец.

Значения в других словарях
Хорклоу Ю.

(Haarklou) Юханнес (13 V 1847, Фёрде, Норвегия - 26 XI 1925, Грефсен, близ Осло) - норв. Композитор и органист. Занимался по композиции в Осло у Л. М. Линнемана, затем учился в консерватории в Лейпциге (1873-75), в Высшей муз. Школе в Берлине. С 1878 работал как органист в разл. Городах Норвегии, выступал с концертами. С 1883 дирижировал общедоступными симф. Концертами Рабочего об-ва (Arbeitersamfundet) в Осло, затем преподавал в консерватории (1889-96), выступал как муз. Критик (с 1882). В своё..

Хормейстер

(от хор и нем. Meister - мастер, руководитель) - хор. Дирижёр. До сер. 19 в. Руководство хором - составная часть деятельности головщика, регента, кантора, капельмейстера. Близкие к функциям X. Обязанности во франц. Певческих школах и церквах выполнял руководитель капеллы (maоtre de chapelle). Появление X. Связано с процессом развития муз. Исполнительства, выделением светского хорового иск-ва в самостоят. Область, разделением сфер муз.-исполнительской и муз.-педагогич. Деятельности.В России до Oк..

Хорнеман К. Ф. Э.

(Horneman) Кристиан Фредерик Эмиль (17 XII 1840, Копенгаген - 8 VI 1906, там же) - дат. Композитор. В 1858-60 учился в Лейпцигской консерватории у М. Гауптмана, Э. Рихтера и И. Мошелеса. В 1880 основал вторую в Копенгагене консерваторию (существовала до 1920), в 1865 совм. С Э. Григом и Г. Маттисон-Хансеном организовал муз. Об-во "Евтерпа", к-рое устраивало популярные концерты. Один из представителей дат. Муз. Романтизма. Наиболее яркие произв. X. Относятся к области театр. Музыки (музыка к пьес..

Хорнпайп

Горнпайп (англ. Hornpipe, от horn - рог и pipe - труба), пибгорн (гэльское, валлийское, шотл. Pibgorn, pibcorn, от piob, pib - труба и gorn, corn - рог). 1) Древний валлийский и шотл. Нар. Дух. Язычковый муз. Инструмент. Представлял собой конусообразную трубку из животного рога (гл. Обр. - бычьего) или копыта с 6 игровыми отверстиями на лицевой стороне трубки и одним на тыльной. Первоначально X. Имел одинарный бьющий язычок, затем двойной. У валлийцев бытовал также инструмент, состоявший из дере..

Дополнительный поиск Хорнбостель Э. М. Хорнбостель Э. М.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хорнбостель Э. М." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хорнбостель Э. М., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 17 символа