Хота

162

(испан. Jota) - испан. Парный танец в трёхдольном метре. Восходит по крайней мере к 17 в., хотя под назв. "X." впервые появляется в 1779 в тонадилье "Летние приключения" ("Los pasajes del verano") П. Эстеве-и-Гримау. Генетически X. Связана с культом Пиларской божьей матери - святой покровительницы Арагона - и с празднествами в её честь, что указывает на Арагон как район первонач. Формирования X. В нач. 19 в. Она распространилась по всему полуострову, проникла на Балеарские и Канарские острова и была завезена в Испан. Америку (в 1820 в Аргентину, в 1840 в Мексику, в 1847 в Перу). В 20 в. Исследователи насчитывают на территории Испании до 100 разновидностей X.Классич. Тип X. - арагонская. Она существует в трёх видах. Как танец с пением, как самостоят.

Песня и как инстр. Пьеса. Танцуют X. Парами - мужчина и женщина друг против друга, в нац. Костюмах, с кастаньетами (для арагонской X. Используют особые кастаньеты - т. Н. "пульгареты", звучащие сильнее и резче обычных). В танце может участвовать одновременно любое число пар. Арагонская X. - оживлённый, подвижный, энергичный танец. Аккомпанирует ему инстр. Ансамбль "рондалья", в к-рый входят гитары, гитарроны (гитара несколько меньшего размера, чем обычная), типле (гитара ещё меньшая, чем гитаррон) и бандуррии. На бандурриях исполняется мелодия танца, остальные инструменты ведут гармонич. Голоса и подчёркивают метр и ритм.Полная арагонская X. (танец с пением) включает инстр. Интродукцию ("вариации", или "эстрибильо") и песенную строфу (коплу), исполняемую не участвующим в танце солистом (реже дуэтом).

В арагонской X. Используются только мажорные тональности и только гармонии I и V ступеней. Интродукция состоит из четырёх 8-тактовых периодов, каждый из к-рых повторяется. Начинается интродукция обязательными четырьмя аккордами тонического трезвучия, а завершается также стереотипной 4-тактовой кадансовой формулой на доминанте, служащей сигналом для вступления певца.Арагонская хота. Интродукция.Песенный раздел арагонской X. Состоит из 7 муз. Фраз по 4 такта каждая. Нечётные фразы строятся на доминантовой гармонии, чётные - на тонич. Трезвучии. Строгое соблюдение традиционной формы требует, чтобы как чётные, так и нечётные фразы соответственно были мелодически идентичными (допускаются незначит. Вариационные отклонения в 5-й и 7-й фразах).

В качестве словесного текста в арагонской X. Используется исключительно копла (четверостишие) с 8-сложными стихами (т. Н. Кастильский восьмисложник), к-рые исполняются в такой последовательности. Сначала 2-й стих, за ним 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, затем ещё раз 4-й и в заключение снова 1-й. Образуется строфа из 7 стихов соответственно 7 муз. Фразам. В муз. Плане копла контрастирует с интродукцией благодаря более умеренному темпу, более протяжённым мелодич. Фразам, исполняемым, как правило, rubato, с длительным распеванием последних (неударных) слогов каждого стиха, что даёт возможность солисту продемонстрировать своё вокальное мастерство. Сам танец продолжается как во время интродукции, так и при пении коплы, но когда вступает певец, в рондалье звучат только гитары, поддерживающие аккордами вок.

Мелодию, а кастаньеты танцующих щёлкают приглушённо.Арагонская хота. Копла. Цифрами в кружке указаны стихи коплы.Перевод текста (цифры указывают последовательность исполнения стихов):Я шагал всю ночь до света (2,7)По дороге длинной, снежной (1,3)Только на тебя взглянуть, (4)Голос твой услышать нежный. (5,6)Описанный тип X. Является классическим для Арагона, где X. Издавна культивируется с особым энтузиазмом и является предметом нац. Гордости. Во время осады наполеоновскими войсками Сарагосы (столицы Арагона) защитники города, бросаясь в бой, воодушевляли себя пением X. (сохранились многие относящиеся к этому времени X. Героико-патриотич. Содержания, в т. Ч. Знаменитая "Хота Пиларской девы" - "Jota de la Virgen del Pilar").

В Сарагосе существуют Муниципальная школа хоты (Escuela Municipal de Jota), общество "Друзья хоты" (Amigos de la Jota), проводятся конкурсы исполнителей X. Имена победителей начиная с 1894 заносятся в книгу гор. Капитула.Почти в каждой пров. Испании имеется свой тип X. Наиболее близки к арагонским наваррские X., отличающиеся ещё более протяжёнными распеваниями отдельных слогов и применением миксолидийской VII ступени наряду с ионийской, что делает их мелодии особенно гибкими и красивыми, а также тем, что во время пения коплы танец прекращается. Особенно сложной и изысканной структурой обладают те наваррские X., текст к-рых включает эстрибильо или многократные регулярные повторы отдельных слов (группы слов).

Своеобразны валенсийские X., более сдержанные по сравнению с арагонскими и с заметным ориентальным колоритом, к-рый придают им пышные мелизмы и большая ритмич. Свобода вок. Мелодии, а также подчёркнутые несовпадения метрич. Акцентов и гармонич. Модуляций в партии певца и в инстр. Сопровождении. Др. Особенность валенсийской X. - периодич. Отклонения в минорные тональности. Чередование мажора и минора не менее характерно для кастильской и эстремадурской X., к-рые в целом проще арагоно-наваррских. В частности, в них отсутствует длительное распевание слогов текста и редко соблюдается порядок чередования стихов коплы (вместо этого часто используется обычная копла с эстрибильо). В Кастилии изредка встречаются X., полностью выдержанные в миноре.

Леонские X. Используют "лад ми" (см. Фламенко). Наиболее далёкими родственниками X. Являются балеарский копео (сорео) и Канарская иса (isa). Собственно от X. В них сохраняются хореография, трёхдольный метр и подвижный темп, сама же музыка более похожа на быстрый вальс. Вместо традиционной для X. Коплы с 8-сложными стихами используются хореич. Шестисложник (копео) и строфа сегидильи (иса). Кроме этих общих типов X. В разных районах Испании имеется множество индивидуальных X. Каталонская "Хота с ракетами" - виртуозный, почти акробатич. Танец, в к-ром танцоры в определ. Моменты бросают зажжённые ракеты. Эстремадурская "Хота трёх", к-рую танцуют втроём - один мужчина и две женщины. X. "Пинарьега" в пров. Сеговия (Старая Кастилия), исполняемая раз в году во время местного церк.

Праздника. В ней участвуют одновременно тысячи танцующих пар.Помимо X., объединяющей в единое целое танец, пение и музыку рондальи, широко распространена X., представляющая собой самостоят. Песню. Чаще всего в этой функции X. Выступает как "ронда" (jota de ronda). Так в Испании называют группу молодых людей, гуляющих с пением ночью по улицам села или городка, а также исполняемые ими песни - своеобразные серенады в честь избранного лица. По своей структуре X. Де ронда ничем не отличается от коплы, исполняемой в полной X. Поёт один солист, аккомпанируют гитары и бандуррии. Есть аналогичные "Хота новобранцев" ("Jota de quintos"), "Свадебная хота" ("Jota de boda"). Известны X. В функции трудовых песен - напр. "Хота жнецов" ("Jota de segadores"), особенно распространённая в Кастилии, "Хота сборщиков винограда" ("Jota de uva") в Эстремадуре и др.

Их поют непосредственно во время трудового процесса без инстр. Сопровождения.X. Нашла широкое отражение в творчестве испан. И заруб. Композиторов. Классич. Образцы претворения X. В проф. Музыке - увертюры "Арагонская хота" и "Ночь в Мадриде" Глинки, "Испанская рапсодия" для фп. Листа, финал балета "Треуголка" Фалья, его же "Хота" из вок. Цикла "Семь испанских несен" и первая пьеса из фп. Цикла "Четыре испанские пьесы" ("Арагонская").Литература. Ribera у Tarragu J., La musica de la jota aragonesa, Madrid, 1928. Galбn Bergъa D., Aragуn en la Jota y la jota en Aragуn, Zaragoza, 1960. Его же, El librо de la jota aragonesa, Zaragoza, 1966.Л. A. Пичугин.

Значения в других словарях
Хоровод

(от греч. Xoros - групповой танец с песней, хоровод, хор и общеславянского - водить) - синкретич. Вид нар. Творчества, объединяющий в разных соотношениях музыку (песенную или инстр.), танец и игровое действие. X. Распространены у мн. Народов. В ряде языков их названия близки или совпадают. Chorovod (чеш.), korovod (польск.), коровод (укр.), карагод (белорус), kцrtanc (венг.), хoрo (болг.), xцpo (серб.-хорватское), хурэ (молд.), oрo (македонское), хоруми (грузинское). X. Восходят к эпохе общинно-..

Хоруми

Груз. Нар. Хороводный воен. Танец. X. Известен с давних времён. Близок к древнекритскому пиррихию, описанному ещё Платоном. Распространён в Гурии и Аджарии.Старинный хоруми. Запись А. Парцхаладзе.Темп, как правило, умеренный, но так же, как и муз. Сопровождение, находится в полной зависимости от развития сюжета танца, в к-ром эпизоды воен. Событий (разведка, наступление, победа и т. Д.) перемежаются возвращающимся эпизодом "отдыха", что обусловливает рондообразную форму (abcbdb). Отличит. Черты ..

Хофмайстер Ф. А.

(Hoffmeister) Франц Антон (12 V 1754, Роттенбург, Баден-Вюртемберг - 9 II 1812, Вена) - нем. Композитор и муз. Издатель. С 1768 жил в Вене, где получил муз. Образование, а также изучал юридич. Науки. В 1784 основал муз. Изд-во (одно из первых крупных муз. Изд-в в Вене), позднее открыл собств. Нотный магазин. В эти годы X. Сблизился с В. А. Моцартом и стал при жизни композитора осн. Издателем его произведений, служил капельмейстером в одной из венских церквей, много сочинял. В 1798 X. С флейтисто..

Хохлов П. А.

Павел Акинфиевич (21 VII (2 VIII) 1854, с. Устье, ныне Беднодемьянский р-н Пензенской обл.- 20 IX 1919, Москва) - рус. Певец (баритон). В детстве учился игре на фп., позже - на скрипке (у К. А. Кламрота). Окончил юридич. Ф-т Моск. Ун-та (1878). Увлекаясь пением, в 1873-75 брал уроки у Ю. К. Арнольда, к-рый считал, что у X. Бас (в 1875 в студенч. Концерте исполнил басовую партию - арию Зарастро из "Волшебной флейты"). Почувствовав неполадки с голосом, начал заниматься у А. Д. Александровой-Кочето..

Дополнительный поиск Хота Хота

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хота" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хота, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 4 символа