Хроматическая система

116

Двенадцатиступенная система, расширенная тональность, - система тональной гармонии, допускающая в пределах данной тональности аккорд любой структуры на каждой из двенадцати ступеней хроматич. Гаммы. Специфическими для X. С. Являются ступени, не входящие ни в диатонич., ни в мажоро-минорную системы (см. Диатоника, Мажоро-минор) и не являющиеся в них гармониями субсистем (отклонений). В примере помечены чёрными нотами:Образец применения гармонии из X. С:С. С. Прокофьев. "Обручение в монастыре" ("Дуэнья"), картина 1.(Аккорд X. С. НII функционально замещает здесь DV по принципу тритоновой замены.) Гармонии X. С. Обладают большой яркостью и красочностью звучания. Различают два осн. Типа X. С. - с сохранением моноладовой основы (хроматич.

Мажор или хроматич. Минор. В соч. С. С. Прокофьева) и с отказом от неё (хроматич. Тональность без указания лада. У П. Хиндемита). Системы обоих типов применяются как с центром в виде консонир. Созвучия (см. Пример выше. Также фугу in С из "Ludus tonalis" Хиндемита), так и с диссонир. Центром (гл. Тема "Великой священной пляски" из "Весны священной" И. Ф. Стравинского. Гл. Тема 2-й части "Лирической сюиты" Берга). Отд. Проявления X. С. Обнаруживаются уже в музыке 19 в. (А. П. Бородин, заключит. Каданс "Половецких плясок" из оперы "Князь Игорь". HV-I), но наиболее типична она для тональной музыки 20 в. (Д. Д. Шостакович, Н. Я. Мясковский, А. И. Хачатурян, Т. Н. Хренников, Д. Б. Кабалевский, Р. К. Щедрин, А. Я. Эшпай, Р. С. Леденёв, Б. Барток, А. Шёнберг, А. Веберн и др.).В муз. Науке идея X.

С. Была выдвинута С. И. Танеевым (1880, 1909) и Б. Л. Яворским (1908). Термин "хроматическая тональность" применил Шёнберг (1911). Совр. Трактовка X. С. Дана В. М. Беляевым (1930). Подробно теория X. С. Разработана в 60-е гг. 20 в. (М. Скорик, С. М. Слонимский, M. E. Тараканов и др.).Литература. Танеев С. И., Письмо П.И.Чайковскому от 6 августа 1880, в кн. П. И. Чайковский - С. И. Танеев, Письма, (М.), 1951. Его же, Подвижной контрапункт строгого письма, Лейпциг, 1909, М., 1959. Яворский Б., Строение музыкальной речи, ч. 1, М., 1908. Катуар Г. Л., Теоретический курс гармонии, ч. 1-2, М., 1924-1925. Беляев В. М., "Борис Годунов" Мусоргского. Опыт тематического и теоретического раэбора, в кн. Мусоргский, Статьи и исследования, т. 1, М., 1930. Оголевец А. С, Введение в современное музыкальное мышление, М.-Л., 1946.

Скорик M. M., Прокофьев и Шёнберг, "СМ", 1962, No 1. Его же, Ладовая система С.Прокофьева, К., 1969. Слонимский С. М., Симфонии Прокофьева. Опыт исследования, М.-Л., 1964. Тифтикиди Н., Хроматическая система, "Музыкознание", вып. 3, Алма-Ата, 1967. Tараканов М. Е., Стиль симфоний Прокофьева, М., 1968. Sсhoenberg A., Harmonielehre, W., 1911. Hindemith P., Unterweisung im Tonsatz, Bd 1, Mainz, 1937. Коhоutek С., Novodobй skladebnй smery v hudbe, Praha, 1965 (рус. Пер.-Когоутек Ц., Техника композиции в музыке XX века, М., 1976).Ю. Н. Холопов..

Значения в других словарях
Хроматизм

(греч. Xromatismos - окраска, от xroma - цвет кожи, цвет, краска. Xromatikon - хроматический, подразумевается genos - род) - полутоновая система (по А. Веберну, X.- это "движение полутонами"). К X. Относят два рода интервальных систем - древнегреч. "хрому" и европ. X.1) "Хрома" - один из трёх осн. "родов" тетрахорда (или "родов мелодий") наряду с "диатоном" и "энармонией" (см. Греческая музыка). Вместе с энармонией (и в противоположность диатону) хрома характеризуется тем, что сумма двух меньших..

Хроматическая гамма

Последовательность расположенных в восходящем или нисходящем порядке звуков, в к-рой расстояние между соседними ступенями равно полутону. Октава содержит 12 звуков X. Г. Не являясь гаммой самостоят. Лада, X. Г. Образуется из звукорядов натурального мажора или натурального минора при заполнении больших секунд хроматич. Полутонами. В восходящей X. Г. Хроматич. Полутона записываются как повышения диатонич. Ступеней, в нисходящей - как их понижения, за нек-рыми исключениями, учитывающими родство тон..

Хромка

Один из видов рус. Гармони. Двухрядный диатонич. Инструмент, к-рый (в отличие от т. Н. Венской гармони) при сжатии и разжиме мехов издаёт звуки одной и той же высоты, как хроматич. Гармоника (отсюда её назв.). X. Возникла в 1890-х гг. В Вологодской губ. До 1900-х гг. Называлась "северянкой". Имела 21 клавишу для правой руки и 12 для левой, позднее в клавиатуре для каждой руки стало по 25 клавишей.Каждый бас звучит одноврем. В неск. Октавах.X. Была популярна до 1930-х гг., однако из-за ограниченн..

Хромченко С. М.

Соломон Маркович (р. 21 XI (4 XII) 1907, Златополь Киевской губ.) - сов. Певец (лирич. Тенор) и педагог. Засл. Арт. РСФСР (1947). Чл. КПСС с 1939. В 1932 окончил Киевский высший муз.-драматич. Ин-т им. Н. В. Лысенко по классу пения у M. M. Энгель-Крона. 3-я пр. На Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (1933, Москва). В 1935 окончил аспирантуру Моск. Консерватории (рук. К. Н. Дорлиак). В 1934-57 солист Большого т-ра. С 1961 преподаватель Моск. Муз.-педагогич. Ин-та им. Гнесиных (с 1974 доце..

Дополнительный поиск Хроматическая система Хроматическая система

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хроматическая система" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хроматическая система, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 21 символа