Чтение партитур

282

1) Процесс мысленного восприятия музыки, записанной в виде партитуры. В психологии понятие Ч. П. Применяется в качестве определения горизонтально- вертикального охвата целой страницы текста.2) Практическая учебная дисциплина в муз. Учебных заведениях. Её цель - развитие навыков мысленного чтения партитуры (симф., вок.-инстр., хоровой, для дух. Оркестра, нар. Оркестра, камерного ансамбля) и исполнения её на фп. Умение читать партитуры необходимо дирижёрам, композиторам, музыковедам. Для Ч. П. Нужно разбираться в специфич. Особенностях записи партитуры. Таковы употребление ключей до, транспозиция, октавные перемещения в партиях нек-рых инструментов, нотация флажолетов на струн. Инструментах. Необходимо знать и правила чтения генерал-баса.

Ряд трудностей связан с высотным размещением отдельных партий - перекрещиванием голосов, наличием дублировок. Ч. П. Требует навыков в передаче партитурного текста на фп., т. Е. Умения аранжировать. Вспомогат. Формой при овладении Ч. П. Являются фп. Переложение в письменном виде, анализ партитур. Практич. Задача курса Ч. П. - приобретение навыков свободного Ч. П. Будучи одним из звеньев муз.-теоретич. Образования, он имеет и более широкую цель. Знакомство с симф. И оперной музыкой, с приёмами орк. Письма разл. Композиторов, с особенностями функционального строения партитур разл. Стилей. Ч. П. Развивает внутренний высотный и тембровый слух.Литература. Пузыревский А. И., Краткое руководство по инструментовке и сведения о сольных голосах и хоре. Пособие для чтения партитур (курс обязательной инструментовки Санктпетербургской консерватории), М., 1908.

Таранов Г., Курс чтения партитур, М.-Л., 1939. Аносов Н. П., Практическое руководство по чтению симфонических партитур, ч. 1, М.-Л., 1951, то же на рум. Яз. - Citirea partiturilor simfonice, Buc., 1963. Вольф О., Хрестоматия по чтению партитур, Л., 1958, доп. И испр. 1976. Готлиб М., Каабак Я., Макаров Е., Практический курс чтения партитур для духового оркестра, М., 1960. Лысань Г. A., Чтение партитур и инструментовка для духовых оркестров, М., 1961. Полтавцев И., Светозарова М., Курс чтения хоровых партитур, т. 1-2, М., 1964-65. Фортунатов Ю., Барсова И., Практическое руководство по чтению симфонических партитур, вып. 1, М., 1966. Чайкин H., Курс чтения партитур для оркестров русских народных инструментов, вып. 1-2, М., 1966-67.

Шпитальный П., Чтение симфонических партитур. Хрестоматия, вып. 1, М., 1970. Варелас С. A., Курс чтения партитур. Для учащихся музыкальных училищ и студентов консерваторий, Таш., 1974 (на узб. Яз.). Коломиец A., Пащенко В., Тихова Э., Курс чтения хоровых партитур. Учебно-методическое пособие для музыкально- педагогических факультетов и отделов педагогических институтов и педагогических училищ, К., 1977. Riemann H., Anleitung zum Partiturspiel, Lpz., 1902, 1924. Gбl H., Anleitung zum Partiturlesen, W., 1923, W. - L., (1950) (укр. Пер. - Читання партитури, (К.), 1925, рус. Пер. - Руководство к чтению партитур, Л., 1930). Кroуer Th., Der volkommene Partitur-Spieler, 1930. Hagel R.., Die Lehre von Partiturspiel, (Potsdam). Leschetizky Th., Anleitung zum Partiturlesen, W., 1941.

Nбgy О., Partituraolvasбs. Partiturajбtйk, Bdpst, 1954. Creuzburg H., Partiturspiel. Ein Ьbungsbuch, Bd 1-4, Mainz, 1956-66. Jakobi Th., Die Kunst des Partiturspiels, В., 1957. Eben P., Burghauser J., Ctenн a hra partitur, Praha, 1960. Velehorschi A., Studiul transpozitiei, Buc., 1968. Bцlsche E., Schule des Partiturspiels, Bd 1, Lpz., s. A. Reciter F., Praktisches Partiturspielen, Halle, 1951.И. А. Барсова..

Значения в других словарях
Чортя Т.

(Ciortea) Тудор (р. 28 XI 1903, Брашов) - рум. Композитор, музыковед и педагог. Засл. Деят. Иск-в СРР (1964). Учился в Клужской консерватории (1923-24), затем в Брюсселе (1924-25), Париже, где занимался в "Эколь нормаль" (1927-28) у П. Дюка (полифония) и Н. Буланже (муз. Анализ и композиция), в Бухарестской консерватории (1929-31) у Й. Н. Отеску (композиция) и К. Брэилою (фольклор, история музыки). С 1949 профессор Бухарестской консерватории, в 1963-68 вице-президент CK СРР. Гос. Пр. СРР (1955),..

Чохели Г. Н.

Гюлли (Гиули) Николаевна (р. 12 II 1935, Тбилиси) - сов. Эстр. Девица. Засл. Арт. Груз. ССР (1967). В 1952 окончила муз. Школу-десятилетку при Тбилисской консерватории, с того же года участница вок.-инстр. Трио Тбилисской филармонии, с 1955 солистка Гос. Эстр. Оркестра Грузии, в 1959-60 - Эстр. Оркестра под упр. О. Л. Лундстрема. С 1961 выступает с сольными концертами в сопровождении инстр. Ансамбля "Весёлые тромбоны" и джаза "Чанги". Одна из ведущих сов. Джазовых певиц. В её репертуаре песни на..

Чтение с листа

(франц. А livre ouvert) - исполнение музыкантом на инструменте или голосом незнакомого ему произведения по его нотной записи без предварит. Разучивания, в темпе и с выразит. Оттенками, по возможности отвечающими пожеланиям автора и содержанию музыки. Наряду с навыками чтения нот требует быстрого постижения авторского замысла, интуитивного охвата целого до ознакомления с полным нотным текстом произведения. Помимо психофизиологич. Качеств и музыкальности, для Ч. С л. Необходима постоянная трениров..

Чу Вэньчун

(Chou Wen-chung) (p. 29 VI 1923, Чифу, Китай) - амер. Композитор кит. Происхождения. Учился в Китае в Чунцинском ун-те (1941-45) и в США - в Новоангл. Консерватории в Бостоне (1946-49), брал уроки у Б. Мартину (1949) и Э. Варе-за (1949-54) в Нью-Йорке, занимался в Колумбийском ун-те (Нью-Йорк, 1954), в к-ром затем разрабатывал программу изучения китайской музыки (1955-57). Преподаёт там же (с 1964, с 1972 профессор). Читал лекции в нескольких колледжах. Работал в ряде музыкальных организаций, с ..

Дополнительный поиск Чтение партитур Чтение партитур

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Чтение партитур" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чтение партитур, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 15 символа