Шоссон А.
(Chausson) Эрнест Амеде (20 I 1855, Париж - 10 VI 1899, Лиме, близ г. Мант) - франц. Композитор. Учился в Парижской консерватории в классе композиции у Ж. Массне (1880). В 1880-83 брал уроки у С. Франка. С 1889 был секретарём Национального музыкального общества. Уже ранние произв. Ш., прежде всего вок. Циклы (7 песен на сл. Ш. Леконта де Лиля, А. Сильвестра, Т. Готье и др., 1879-82), обнаруживают его склонность к утончённой, мечтательной лирике. Для музыки Ш. Характерны ясность, простота выражения, изысканность колорита. В ранних соч. Заметно воздействие Массне (4 песни на сл. М. Бушора, 1882-88, и др.), позже - Р. Вагнера. Симф. Поэма "Вивиана" (1882), опера "Король Артюс" (1886-1895), написанные на сюжеты легенд т. Н. Артуровского цикла (благодаря чему аналогия с творчеством Вагнера особенно явственна).
Однако в разработке сюжета оперы Ш. Далёк от пессимистич. Концепции "Тристана и Изольды". Композитор отказался от развёрнутой системы лейтмотивов (основой развития служат четыре муз. Темы), доминирующей роли инстр. Начала. В ряде соч. Ш. Несомненно также влияние творчества Франка, проявившееся прежде всего в 3-частной симфонии (1890), в её принципах структуры и мотивного развития. Вместе с тем рафинированно-блеклый орк. Колорит, лирич. Интимность (2-я часть) свидетельствуют об увлечении Ш. Музыкой молодого К. Дебюсси (знакомство с к-рым в 1889 перешло в дружбу, длившуюся почти до смерти Ш.). Мн. Произв. 90-х гг., напр. Цикл "Теплицы" ("Les serres chaudes", на сл. M. Метерлинка, 1893-96), с их сдержанной речитацией, изысканно-неустойчивым гармонич.
Языком (широкое использование модуляций), тонкостью звуковой палитры, можно отнести к раннему импрессионизму. Особенную известность приобрела "Поэма" для скрипки с оркестром (1896), высоко оценённая Дебюсси и исполняемая многими скрипачами.Сочинения. Оперы - Прихоти Марианны (Les caprices de Marianne, по пьесе А. Де Мюссе, 1884), Елена (по Ш. Леконту де Лилю, 1886), Король Артюс (Le roi Arthus, либр. Ш., 1895, пост. 1903, т-р"Де ла Монне", Брюссель). Кантата Араб (L'arabe, для скр., муж. Хора и орк., 1881). Для орк.- симфония B-dur (1890), симф. Поэмы Вивиана (1882, 2-я ред. 1887), Одиночество в лесу (Solitude dans les bois, 1886), Праздничный вечер (Soir de fкte, 1898). Поэма Es-dur для скр. С орк. (1896). Ведический гимн для хора с орк.
(Hymne vйdique, сл. Леконта де Лиля, 1886). Для жен. Хора фп. Свадебная песнь (Chant nuptial, сл. Леконта де Лиля, 1887), Погребальная песнь (Chant funиbre, сл. У. Шекспира, 1897). Для хора a cappella - Жанна д'Арк (лирич. Сцена для солиста и жен. Хора, 1880, возможно, фрагмент неосуществлённой оперы), 8 мотетов (1883-1891), Баллада (сл. Данте, 1897) и др. Камерно-инстр. Ансамбли - фп. Трио g-moll (1881), фп. Квартет (1897, закончен В. Д'Энди), струн. Квартет c-moll (1899, не окончен). Концерт для скр., фп. И струн. Квартета (1891). Для фп. - 5 фантазий (1879-80), сонатина F-dur (1880), Пейзаж (Paysage, 1895), Несколько танцев (Quelques danses, 1896). Для голоса с орк. - Поэма любви и моря (Poиme de l'amour et de la mer, сл. Бушора, 1892), Вечная песнь (Chanson perpйtuelle, сл.
Ж. Кро, 1898). Для голоса с фп. - песни (св. 50) на сл. Леконта де Лиля, Т. Готье, П. Бурже, Бушора, П. Верлена, Метерлинка, Шекспира и др. 2 дуэта(1883). Музыка к спектаклям драм. Т-ра - "Буря" Шекспира (1888, "Пти театр де марионет", Париж), "Легенда о св. Цецилии" Бушора (1892, там же), "Птицы" Аристофана (1889, не пост.).Письма. Dix lettres d'Ernest Chausson а Cl. Debussy (1893-1894), (йditeur F. Lesure), "Revue de musicologie", 1962, v. 48, Juillet - dйcembre.Литература. Sere О., Е. Chausson. 1855-1899, в его кн. Musiciens franзais d'aujourd'hui..., P., 1911. "RM", 1925, No 2 (номер посв. Ш.). Tiersоt J., Un demi- iиcle de musique franзaise. Entre des deux guerres. 1870-1917, P., 1918 (рус. Пер.- Тьepсо Ж., Полвека французской музыки, в кн.
Французская музыка 2-й половины XIX века, под ред. М. С. Друскина, М., 1938). Оulmont С h., Musique de l'amour, (v. ) 1 - E. Chausson et la "bande а Franck", P., 1935. Samazeuilh G., Musiciens de mon temps, P., (1947). Le Flem P., Chausson et la musique pure, "Euterpe", 1949, No 9. Вarriсelli J. P., Weinstein L., E. Chausson, the composer's life and works, Norman, 1955. (Gйrard Y.), Lettres de H. Duparc а E. Chausson, "Revue de musicologie", 1956, v. 38, dйcembre. Grover R. S., The influence of Franck, Wagner and Debussy on representative works of E. Chausson, Chapel Hill (N. С), 1966 (Diss.). Gallоis J., E. Chausson..., (P., 1967). Lesure Fr., Cl. Debussy, E. Chausson et H. Lerolle, в кн. Humanisme actif. Mйlanges d'art et de littйrature offerts а J.
Cain, (v.) i, (P., 1968).В. А. Кулаков.
Дополнительный поиск Шоссон А.
На нашем сайте Вы найдете значение "Шоссон А." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шоссон А., различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ш". Общая длина 9 символа