Шпитта Ю. А.

77

(Spitta) Юлиус Август Филипп (27 XII 1841, Вехольд, близ г. Хойя - 13 IV 1894, Берлин) - нем. Филолог и музыковед. В детские годы обучался игре на фп., органе, изучал композицию. В 1860 поступил в Гёттингенский ун-т, где вначале специализировался в области теологии, позднее посвятил себя классич. Филологии, занимаясь под рук. Г. Зауппе и Э. Курциуса. Возглавлял студенч. Песенный союз в ун-те, выступал как пианист, много времени уделял сочинению музыки. В Гёттингене Ш. Познакомился с И. Брамсом, их знакомство впоследствии перешло в тесную дружбу. В 1864 защитил докторскую диссертацию о синтаксисе Тацита ("Der Satzbau bei Tacitus"). Преподавал классич. Языки в ср. Уч. Заведениях Ревеля (ныне Таллин). Читал также лекции по истории музыки, затем - в гимназиях Зондерсхаузена и Лейпцига.

В Лейпциге Ш. Вместе со своими друзьями основал Баховский союз (Bach-Verein), к-рый сыграл заметную роль в развитии муз. Жизни города. С 1875 преподаватель истории музыки и адм. Директор Высшей муз. Школы в Берлине, а также секретарь Академии иск-в и сверхштатный профессор истории музыки в Берлинском ун-те. Вместе с Г. Беллерманом Ш. Воспитал в ун-те целую плеяду видных историков музыки, явившись по существу создателем муз.-историч. Школы в Германии. Среди учеников - П. Вагнер, Й. Вольф, А. Зандбергер, М. Зейферт, К. Кребс, О. Флейшер, Э. Фогель, М. Фридлендер, а также Ж. Комбарьё.Ш. - один из основоположников истории музыки как науки. В своих муз. Исследованиях использовал передовые методы совр. Ему нем. Классич. Филологии, следовал важнейшему принципу историзма, выработанному этой наукой.

Ш. Продолжил линию, намеченную О. Яном в его труде о В. А. Моцарте. Ш. - "отец науч. Баховедения". Его монография о Бахе (равно как и мн. Представления о музыке Баха, выработанные Ш.) не утратила своего значения. Книга Ш. Характеризует не только личность и творчество великого музыканта, но содержит также первое обширное и достаточно полное описание нем. Музыки баховской эпохи. Ш. Разделял представление мн. Своих современников (в т. Ч. Брамса) о музыке Баха как вершине мировой муз. Культуры. Среди нем. Композиторов, подготовивших творчество Баха, Ш. Выделял Г. Шюца. Ш. Положил начало возрождению музыки Шюца, науч. Изучению его творчества. В своих эстетич. Оценках стремился основываться на тех требованиях иск-ва, к-рые представлялись ему наиболее актуальными и перспективными.

Был большим приверженцем творчества Брамса, к-рый, в свою очередь, высоко ценил Ш., называя его работы "драгоценными и непреходящими". Брамс посв. Ш. Два мотета a cappella op. 74 (1877). Ш. - ред. Изданий. "Органные сочинения Д. Букстехуде" ("Dietrich Bux-tehude's Orgelkompositionen", hrsg. Von Ph. Spitta..., Bd 1-2, Lpz., 1876-77). "Собрания сочинений Г. Шюца" (Schьtz H., "Sдmtliche Werke", Bd 1-16, Lpz., 1885- 1894). "Музыкальные сочинения Фридриха Великого" ("Musikalische Werke Friedrichs der GroЯen", Bd 1-4, Lpz., 1889). Совместно с Ф. Кризандером и Г. Адлером Ш. Осн. Журн. "Vierteljahrsschrift fьr Musikwissenschaft" (1885-94), явился одним из инициаторов издания монументальной серии "Памятники немецкого музыкального искусства" ("Denkmдler Deutscher Tonkunst", с 1892).

Публиковал статьи в периодич. Изданиях. "Allgemeine musikalische Zeitung", "Grenzboten", "Monatshefte fьr Musikgeschichte", в энциклопедии "Allgemeine Deutsche Biographie", в первом изд. Словаря Грова ("Grove's Dictionary of Music and Musicians", 1879-89). Автор муз. Сочинений.Сочинения. Ein Lebensbild R. Schumann's, Lpz., 1862. Jon. Seb. Bach, Bd 1-2, Lpz., 1873-1880, Darmstadt, 1962, (сокр. Изд.) Lpz., 1935, "Wiesbaden, 1961. Zur Musik..., В., 1892. Musik-geschichtliche Aufsдtze, В., 1894. Palestrina im 16. Und 19. Jahrhundert, "Deutsche Rundschau", 1894, Jahrg. 20, Bd 79, H. 7, и др.Литература. Друскин М., Швейцер и вопросы баховедения. Послесловие, в кн. Швейцер A. Иоганн Себастьян Бах, пер. С нем., М., 1965. Его же, Из истории зарубежного баховедения, "СМ", 1978, No 3-4.

Rodenberg J., Nachruf auf Ph. Spitta, "Deutsche Rundschau", 1894, Jahrg. 20, Bd 79, H. 9. Reimann H., Ph. Spitta und seine Bach-Biographie, В., 1900. Johannes Brahms im Briefwechsel mit Ph. Spitta, hrsg. Von С Krebs, В., 1920. Gurlitt W., Musikhistoriker Ph. Spitta, "Musik und Kirche", 1942, Jahrg. 14. Вlume Fr., J. S. Bach im Wandel der Geschichte, в его кн. Musikwissenschaftliche Arbeiten, Bd 1, Kassel, 1947. Heinz R., Geschichtsbegriff und Wissenschaftscharakter der Musikwissenschaft in der zweiten Hдlfte des 19. Jahrhunderts..., Regensburg, 1968 ("Studien zur Musikgeschichte des 19. Jahrhunderts", Bd 11). Dahlhaus C., Geschichtliche und дsthetische Erfahrung, в кн. Die Ausbreitung des Historismus ьber die Musik, Regensburg, 1969 ("Studien zur Musikgeschichte des 19.

Jahrhunderts", Bd 14).M. H. Лобанова..

Значения в других словарях
Шпис Людовик

(Spiess) Людовик (р. 13 V 1938, Клуж, ныне Клуж-Напока) - рум. Певец (тенор). Учился в Бухарестской консерватории (1961-65), совершенствовался в Милане. С 1964 солист Бухарестского т-ра оперы и балета, дебютировал в партии Герцога. Начиная с 1967 гастролирует в крупнейших т-рах мира - Венской гос. Опере, Баварском гос. Оперном т-ре (Мюнхен), т-ре "Колон" (Буэнос-Айрес), "Ла Скала" (Милан), "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк), "Гранд-Опора" (Париж), "Ковент-Гарден" (Лондон). В 1967 Ш. Пел в Ленингр. ..

Шписс Лео

(Spies) Лео (23 V (4 VI) 1899, Москва - 1 V 1965, Аренсхоп, близ Ростока) - нем. Композитор и дирижёр (ГДР). Чл. Нем. Академии иск-в (с 1952). В 1913-15 изучал композицию под рук. О. Риземанна в Москве, в 1915-16 - у Я. Шрейера в Дрездене, в 1916-17 в Высшей муз. Школе у Р. Кана и Э. Хумпердинка в Берлине. В 1921 брал уроки у Э. Кшенека. С 1920 работал в качестве дирижёра на небольших сценах. Дирижёр Гор. Т-ра в Ростоке (с 1924), дирижёр и муз. Рук. Балета Гос. Оперы в Берлине (в 1928-35 и 1945-..

Шпор Л.

(Spohr) Луи (Людвиг) (5 IV 1784, Брауншвейг - 22 X 1859, Кассель) - нем. Композитор, скрипач, дирижёр и педагог. Род. В семье врача, родители были любителями музыки. В 5-летнем возрасте начал обучаться игре на скрипке. Позже в Брауншвейге занимался по муз.-теоретич. Предметам у органиста К. Хартунга, обучался игре на скрипке, в т. Ч. У Ф. Экка (с 1802). С 1799 скрипач придв. Оркестра Брауншвейга, с 1805 концертмейстер придв. Оркестра в Готе. В 1812-15 был капельмейстером "Театр ан дер Вин" (Вена..

Шрайер П.

(Schreier) Петер (р. 29 VII 1935, Мейсен) - нем. Певец (лирич. Тенор) (ГДР). Учился в Лейпциге и в Высшей муз. Школе Дрездена, в 1945-54 певчий Крёйцхора в Дрездене. С 1961 пел в Дрезденской опере, с 1963 - в Нем. Гос. Опере (Берлин). Выступал на Зальцбургских фестивалях, в Венской гос. Опере, миланском т-ре "Ла Скала" и т-ре "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк), в т-ре "Колон" (Буэнос-Айрес). Исполняет ведущие партии в операх В. А. Моцарта, К. Вебера, Р. Вагнера (в т.ч. "Нюрнбергские мейстерзингеры"..

Дополнительный поиск Шпитта Ю. А. Шпитта Ю. А.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шпитта Ю. А." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шпитта Ю. А., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 12 символа