Шпор Л.

90

(Spohr) Луи (Людвиг) (5 IV 1784, Брауншвейг - 22 X 1859, Кассель) - нем. Композитор, скрипач, дирижёр и педагог. Род. В семье врача, родители были любителями музыки. В 5-летнем возрасте начал обучаться игре на скрипке. Позже в Брауншвейге занимался по муз.-теоретич. Предметам у органиста К. Хартунга, обучался игре на скрипке, в т. Ч. У Ф. Экка (с 1802). С 1799 скрипач придв. Оркестра Брауншвейга, с 1805 концертмейстер придв. Оркестра в Готе. В 1812-15 был капельмейстером "Театр ан дер Вин" (Вена). В 1817-20 дирижёр Оперного т-ра во Франкфурте-на-Майне, в 1821 - в Дрездене, в 1822-49 - в Касселе. Выступал как скрипач-виртуоз в разл. Городах Германии, Австрии, Италии, Великобритании, Франции. В 1812 состязался с П. Роде в Вене (к-рого победил).

В 1817 в Милане исполнил вместе с Н. Паганини ряд дуэтов для скрипки. В 1857 сломал левую руку и больше не выступал как скрипач.Ш. - основоположник нем. Скр. Школы 19 в. Среди учеников Ш. - Ф. Давид, М. Хауптман, А. Кёмпель,. Л. Сен-Любен. Славился виртуозной техникой, мощным певучим тоном. Его игра отличалась спокойствием и величавой патетикой. В 1820-х гг. Ш. Изобрёл подбородник для скрипки. Автор скр. Школы (1831) и "Автобиографии" (тт. 1-2, 1860-61). Будучи известным дирижёром, Ш. Первым ввёл в муз. Практику дирижирование палочкой.Вместе с Э. Т. А. Гофманом Ш. Положил начало нем. Романтич. Опере (см. Романтизм). Его опера "Фауст" (по роману Ф. М. Клингера "Жизнь Фауста, его деяния и гибель в аду"), поставленная под упр. К. М. Вебера (1816, Прага), стала после "Ундины" Э.

Т. А. Гофмана одним из первых образцов нем. Сказочно-романтич. Оперы. Ш. Писал оперы гл. Обр. На историко-легендарные, сказочно-экзотич. И рыцарско-героич. Сюжеты. В ряде опер использовал для муз. Характеристик новые средства гармонии, систему лейтмотивов, колористич. Приёмы орк. Письма. В опере "Горный дух", стремясь к сквозному действию, отказался от деления сцен на отд. Номера. Оперы Ш. Оказали влияние на творчество К. М. Вебера и Р. Вагнера. Романтич. Тенденции присущи и симф. Произв. Ш. К числу лучших относятся программные 4-я и 7-я симфонии, 2-й, 8-й и 9-й концерты для скрипки с оркестром, двойные квартеты, струн. Секстет, посв. Дрезденскому восстанию 1848. В 1908 основано об-во Л. Шпора в Касселе. В 1921 там же - музей Ш.Сочинения. Оперы - Испытание (Die Prьfung, 1806, Гота), Альруна, королева сов (Alruna, die Eulenkцnigin, 1808, Кассель), Поединок с возлюбленной (Der Zweikampf mit der Geliebten, 1811, Гамбург), Фауст (1816, Прага.

Нов. Ред. 1852, Лондон), Земира и Азор (1819, Франкфурт-на-Майне), Йессонда (1823, Кассель), Горный дух (Der Berggeist, 1825, Кассель), Пьетро из Альбано (1827, там же), Алхимик (Der Alchimist, 1830, там же), Крестоносцы (Die Kreuzfahrer, 1845, там же). Для голосов, хора и орк. - оратории Страшный суд (Das jьngste Gericht, 1812), Последние деяния (Die letzen Dinge, 1826), Последние часы Спасителя (Des Heilands letzte Stunden, 1835), Падение Вавилона (Der Fall Babylons, 1842), месса Отче наш (Vater unser, ел. Ф. Г. Клопштока), сценич. Кантата - Освобождённая Германия (Das befreite Deutschland, 1814). Для opк. - 9 симфоний (в т. Ч. 4-я, Святость звуков (Die Weihe der Tцne, 1832). 6-я, Историческая (Historische, 1839). 7-я, Земное и божественное в жизни человека (Irdisches und Gцttliches im Menschenleben, для 2 орк., 1841).

9-я, Времена года (Die Jahreszeiten, 1850)), 3 конц. Увертюры, в т. Ч. Увертюра к трагедии "Макбет" Шекспира. Для инструментов с орк. - 12 концертов для скр. (1803-44), 3 концертино для скр. (1835-39), 4 концерта для кларнета (1808-28), концерт для струн. Квартета и орк. (1845), для арфы и орк. Камерно-инстр. Ансамбли - 3 сонаты для скр. И фп., 15 дуэтов для 2 скр., 5 фп. Трио (1841-45), 34 струн. Квартета, 4 двойных квартета (1823-47), 3 фп. Квинтета (1820, 1845, 1853), фп. Секстет (1848), струн. Секстет (1848), септет (для флейты, кларнета, валторны, фагота, скрипки, влч. И фп.), октет для скр., 2 альтов, влч., кларнета, 2 валторн и контрабаса, 1814), нонет (для скр., альта, влч., флейты, гобоя, кларнета, валторны, фагота и контрабаса (1813).

Для фп.- пьесы. Для арфы - 2 фантазии. Для хора - кантаты, псалмы, хоры. Для голоса с фп. - ок. 100 песен, в т. Ч. Песни на тексты И. В. Гёте. Гретхен за прялкой (Gretchen am Spinnrade, 1809), Миньона (1815) и др.Литературные сочинения. L. Spohr's Selbstbiographie, Bd 1-2, Kassel-Gцtt., 1860-61, факсим. Переизд., Kassel, 1954-55. Briefwechsel mit seiner Frau Dorette, hrsg. Von F. Gцthel, Kassel, 1957.Литература. О. В-ва (Оссовский А. В.), Л. Шпор,"РМГ", 1909, No 44. Rаабен Л., Людвиг Шпор, в его кн. Жизнь замечательных скрипачей, (М.-Л., 1967). Stierlin L., L. Spohr..., Bd 1-2, L., (1862-63). Wassermann В., L. Spohr als Opernkomponist, Rostock, 1909. Gцthel F., Das Violinspiel L. Spohrs..., В., 1935 (Diss.). Jacobs A., Spohr and the Baton, "ML", 1950, Jahrg.

31, No 4. Michel P., Die pдdagogischen Ansichten L. Spohr's und ihre Beziehungen zum Philanthropismus, в сб. L. Spohr. Festschrift 1959, Weimar, 1959. Lidke W., Ьbereinstimmung und Gegensatz der Violineschulen von L. Mozart und L. Spohr, там же.Л. Б. Римский..

Значения в других словарях
Шписс Лео

(Spies) Лео (23 V (4 VI) 1899, Москва - 1 V 1965, Аренсхоп, близ Ростока) - нем. Композитор и дирижёр (ГДР). Чл. Нем. Академии иск-в (с 1952). В 1913-15 изучал композицию под рук. О. Риземанна в Москве, в 1915-16 - у Я. Шрейера в Дрездене, в 1916-17 в Высшей муз. Школе у Р. Кана и Э. Хумпердинка в Берлине. В 1921 брал уроки у Э. Кшенека. С 1920 работал в качестве дирижёра на небольших сценах. Дирижёр Гор. Т-ра в Ростоке (с 1924), дирижёр и муз. Рук. Балета Гос. Оперы в Берлине (в 1928-35 и 1945-..

Шпитта Ю. А.

(Spitta) Юлиус Август Филипп (27 XII 1841, Вехольд, близ г. Хойя - 13 IV 1894, Берлин) - нем. Филолог и музыковед. В детские годы обучался игре на фп., органе, изучал композицию. В 1860 поступил в Гёттингенский ун-т, где вначале специализировался в области теологии, позднее посвятил себя классич. Филологии, занимаясь под рук. Г. Зауппе и Э. Курциуса. Возглавлял студенч. Песенный союз в ун-те, выступал как пианист, много времени уделял сочинению музыки. В Гёттингене Ш. Познакомился с И. Брамсом, ..

Шрайер П.

(Schreier) Петер (р. 29 VII 1935, Мейсен) - нем. Певец (лирич. Тенор) (ГДР). Учился в Лейпциге и в Высшей муз. Школе Дрездена, в 1945-54 певчий Крёйцхора в Дрездене. С 1961 пел в Дрезденской опере, с 1963 - в Нем. Гос. Опере (Берлин). Выступал на Зальцбургских фестивалях, в Венской гос. Опере, миланском т-ре "Ла Скала" и т-ре "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк), в т-ре "Колон" (Буэнос-Айрес). Исполняет ведущие партии в операх В. А. Моцарта, К. Вебера, Р. Вагнера (в т.ч. "Нюрнбергские мейстерзингеры"..

Шрамек И. О.

Иван Осипович (ок. 1814, Прага - 6(18) X 1874, Москва) - дирижёр и композитор. По национальности чех. Изучал богословие в пражской семинарии, одноврем. Учился игре на фп. - уже в юные годы слыл виртуозом. Окончил Пражскую консерваторию по классу фп. С передвижной нем. Оперной труппой совершил путешествие по Германии. Нек-рое время был дирижёром нем. Оперы в Париже, с 1839 оперным капельмейстером в Риге. С 1861 жил в Москве, с кон. 1863 капельмейстер Большого т-ра. Был известен как широко образов..

Дополнительный поиск Шпор Л. Шпор Л.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шпор Л." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шпор Л., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 7 символа