Штейнберг М. О.
Максимилиан Осеевич (22 VI (4 VII) 1883, Вильнюс - 6 XII 1946, Ленинград) - сов. Композитор, дирижёр, педагог, муз. Деятель. Засл. Деят. Иск-в РСФСР (1934), нар. Арт. Узб. ССР (1944). Д-р искусствоведения (1943). В 1907 окончил естеств. Ф-т Петерб. Ун-та и в 1908 - Петерб. Консерваторию по классу композиции у Н. А. Римского-Корсакова (по гармонии занимался у А. К. Лядова, по инструментовке - у А. К. Глазунова). В 1908-46 преподавал в Петерб. (Ленингр.) консерватории композицию и инструментовку (с 1915 профессор, в 1917-31 декан композиторского ф-та, в 1931-34 зав. Дирижёрским отделением, в 1934-1939 зам. Директора, с 1939 зав. Кафедрой композиции). Как педагог был продолжателем традиций Римского-Корсакова. Сыграл большую роль в воспитании мн. Сов.
Композиторов. Среди учеников - М. А. Ашрафи, С. В. Бархударян, Б. Г. Брусиловский, В. М. Дешевов, Р. О. Меликян, А. Ф. Пащенко, В. А. Успенский, С. А. Чернецкий, Ю. А. Шапорин, Т. К. Шейблер, Д. Д. Шостакович, В. В. Щербачёв. Завершил труд Римского-Корсакова "Основы оркестровки" (изд. 1913), редактор его же "Практического учебника гармонии" (изд. 9-19, 1912-56).Для творчества Ш. Характерны красочность, мастерское владение колористич. Средствами орк. Звучности. Во мн. Соч. Ш. Опирался на муз. Фольклор народов СССР. 4-я симфония "Турксиб" основана на казах. И кирг. Нар. Темах, 5-я симфония-рапсодия - на узб. Темах. Написал финал 2-го акта и заключит. Сцену к опере "Алмаст" Спендиарова (1939), дополнит. Номера к опере "Отечество" ("Фландрия") Паладиля. Под ред. Ш. Опубликован ряд муз. Произв.
Римского-Корсакова.Сочинения. Балеты - Метаморфозы (по Овидию, 1913, пост. 1914, "Русские сезоны" С. П. Дягилева, Париж), Тиль Уленшпигель (по Ш. Де Костеру, 1936), Сарай Мульк Хануи (не оконч.). Для солистов, хора и орк. - кантаты Русалка (по М. Ю. Лермонтову, 1907), памяти А. С. Пушкина (сл. В. А. Рождественского, 1937), Небо и земля (драм. Поэма, по Дж. Байрону, 1918). Для орк. - 5 симфоний (1906. 1909, памяти Н. А. Римского-Корсакова. 1928, посв. Н. Я. Мясковскому. Турксиб, 1933. Симфония-рапсодия на узб. Темы, 1942), Вариации (1905), Прелюдия памяти Н. А. Римского-Корсакова (1908), Драматическая фантазия (1910), Торжественная увертюра на темы песен революций 1905-07 и 1917 (1930), каприччио В Армении (1940), Узбекский марш, марш К 25-летию Красной Армии (1943), героическая узб.
Увертюра Илгари (Вперёд, 1943). Концерт для скр. С орк. (1946). Камерно-инстр. Ансамбли - 4 узб. Песни для влч. И фп., 2 струн. Квартета (1907, 1925). Для голоса с фп. - романсы и песни на сл. К. Д. Бальмонта (1905), А. Н. Апухтина (1906), Р. Тагора (1924, 1925). Обр. Нар. Песен для голоса с орк. - 4 цикла (1930-31) и др.Литературные сочинения. О вреде музыки, "Музыка", 1913, No 118. В спорах о "Борисе Годунове", "Красная газета", Ленинград, 1928, 1 марта, веч. Выпуск. А. К. Глазунов. Воспоминания о нём и его письма, в кн. Глазунов. Исследования. Материалы. Публикации. Письма, т. 2, Л., 1960, и др.Литература. Римский-Корсаков А. Н., Максимилиан Штейнберг, М., 1928. Гнесин M. P., Максимилиан Штейн-берг, "СМ", 1946, No 12. Памяти М. О. Штейнберга, там же. Богданов-Березовский В., Максимилиан Штейнберг, М., 1947.
Максимилиан Осеевич Штейнберг, в сб. Ленинградские композиторы, Л.-М., 1950. Никольская Л. Б., Симфоническое творчество М. О. Штейнберга, в сб. Научно-методические записки Уральской гос. Консерватории, вып. 2, Свердловск, 1959.Л. Б. Римский..
Дополнительный поиск Штейнберг М. О.
На нашем сайте Вы найдете значение "Штейнберг М. О." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Штейнберг М. О., различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ш". Общая длина 15 символа