Эпиталама

100

(от греч. Epitalamios - свадебный, брачный, от epi - при, перед и talamos - брачный покой) - свадебная песнь, бытовавшая в антич. Муз. Практике как часть художеств. Оформления свадебного обряда. Исполнялась перед брачным покоем хором, иногда и двумя хорами (юношей и девушек). Тематика сохранившихся текстов Э. Свидетельствует о связи с фольклорной традицией. Существовали величальные Э. (epitalamios ymnos и epitalamios odn) и Э.-плачи. Нередко в Э. Использовались мифологич. Сюжеты (напр., в одной из эпиталам Сапфо описывается свадьба Гектора и Андромахи). О музыке Э. Судить трудно, т. К. Среди дошедших до нас памятников антич. Муз. Иск-ва соч. Этого жанра отсутствуют, а древние муз.-теоретич. Трактаты не сообщают об Э. Ничего конкретного.

Только Аристид Квинтилиан ("О музыке", 1, 12) упоминает Э. Наряду с др. Жанрами, каждый из к-рых исполнялся в особой звуковысотной области. Нередко окончание раздела формы Э. Сопровождалось возгласом men o Ymenaie ("гимен, о Гименей!"), отчего Э. Иногда назывались Гименеями (Гименей - Ymnnaos, или 'Ymenaios, в др.-греч. Мифологии спутник Афродиты, бог брака). Сочинитель Э. Назывался "эпиталамиограф" (epitalamiograpos).К жанру Э. Обратился А. Г. Рубинштейн в своей опере "Нерон" (1876).Издания. Сапфо. Стихотворения и фрагменты, М., 1915.Литература. Морева Н., Мифологизм русской и античной свадебной песни, "Ученые записки ЛГУ (Сер. Филологич. Науки)", 1939, No 33, вып. 2. Толстой И. И., Сапфо и тематика ее песен, в его кн. Статьи о фольклоре, М.-Л., 1966.

Герцман Е., Восприятие разновысотных звуковых областей в античном музыкальном мышлении, "Вестник древней истории", 1971, No 4. Romagnoli E., Musica e poesia nell' antica Grecia, Bari, 1911. Wheeler A. L., Tradition in the Epithalamium, "American Journal of Philology", 1930, v. 51, No 203. Georgiades Th., Greeck music. Verse and dance, N. Y., (1956). Keydell R., Epitalamium. В кн. Reallexikon fьr Antike und Christentum, Bd 5, Stuttg., 1962.E. В. Герцман.

Значения в других словарях
Эпилог

(греч. Epilogos, букв. - послесловие) в музыке - раздел завершающего характера, как правило, в муз.-сценич. Жанрах. Представляет собой заключит. Сцену, обобщающую муз.-образное содержание произв. После окончания сюжетного развития, напр. В операх "Дон Жуан" Моцарта, "Иван Сусанин" Глинки, "Похождения повесы" Стравинского. В "Иване Сусанине" Э. - большая массовая сцена, включающая трио Антониды, Собинина и Вани, оплакивающих гибель Сусанина (средняя часть), и величественный хор "Славься" (финал....

Эпиникий

(греч. Epinikion (asma, melos), от epinikios - победный, от epi - на и nikn - победа) - жанр величальной песни, существовавший в Др. Греции. Известны тексты эпиникиев Симонида (14 фрагментов), Пиндара (45 Э.) и Бакхилида (14 Э.). Особенно популярными были эпиникии Пиндара, посв. Прославлению победителей на общегреч. Соревнованиях. Олимпийские, немейские, истмийские и пифийские. Э. Обычно исполнялись хором, реже - соло, всегда с сопровождением струн. Инструментов (форминкс, кифара, лира). Иногда ..

Эпитафия

(от греч. Epitapios - надгробный, от epi - на, над и tapos - могила) - надгробная надпись, обычно стихотворная. Тип Э. Сложился в Др. Греции и Риме. В европ. Культуре применялись и реальная Э., и как бы воспроизводящая её фиктивная - стихотворение в духе надгробной надписи, существующее на тех же правах, что и другие "неприкладные" стихотворения. Сохранились отд. Э., посвященные музыкантам, напр. Трубачу римского войска (см. Кн. Федорова Е. В., Латинские надписи, М., 1976, с. 140, 250, No 340) и..

Эрар С.

(Erard) Себастьян (5 IV 1752, Страсбург - 5 VIII 1831, Ла-Мюэт, близ Пасси) - франц. Мастер арф и клавишных инструментов. Сын столяра. С 1768 обучался в мастерской по изготовлению клавесинов, вскоре превзошёл своих учителей. Сконструировал "механич. Клавесин", в к-ром транспонировка на октаву вверх достигалась укорачиванием струн наполовину. В возрасте 25 лет Э. Был уже известным мастером. В 1777 построил первое во Франции фортепьяно. В эти же годы совм. С братом Жаном Батистом Э. (7 VII 1745 - ..

Дополнительный поиск Эпиталама Эпиталама

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эпиталама" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эпиталама, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 9 символа