Эфиопская музыка

102

Муз. Культура Эфиопии благодаря особенностям географич. Положения страны (расположена на стыке Африки и Азии) складывалась во взаимодействии с разл. Культурами, в т. Ч. Древнеегип., древнееврейской, позднее арабской, а также нек-рых африканских. Вобрав мн. Влияния, с 8 в. Э. М. Долгое время развивалась в изоляции от внешнего мира и выработала своеобразные стили и формы. Существ. Роль отводится музыке и литургич. Танцу в христианской монофиситской церкви (в 5-6 вв. Христианство стало господствующей религией Эфиопии). При мн. Монастырях создавались школы пения (зема-бет), готовящие высококвалифицир. Церк. Певчих - дэбтэра (к 19 в. Стали известны школы церковного пения в Дэбрэ-Аббай, Гондэре). Песнопения, входящие в литургию и др. Богослужения, исполняются хором a cappella (преобладает унисонное пение с элементами гетерофонии), а также в сопровождении систра цынацыль, барабана кэбэро (эти инструменты используются только в сакральной сфере).

Для церк. Музыки характерны хроматика, богатая орнаментика.Согласно преданию, систематизацию важнейших песнопений осуществил в 6 в. Легендарный музыкант - св. Яред. Антифонарий "Дэггуа" и др. Сб-ки песнопений ("Цома Дэггуа", "Мауасеэт", "Меэраф") содержат тексты песнопений, снабжённые знаками нотации мнемонич. Типа. В 16 в. Деятели эфиопской церкви Гэра и Рагуэль внесли существ. Вклад в формирование системы нотации, основанной на сокращённом обозначении мелодич. Оборотов (серайе) с помощью спец. Знаков - мэлекет, использующих буквы слогового письма языка гыыз. Культовая музыка и танцы исполняются также вне церкви (в религ. Процессиях и т. П.), причём при участии и светских музыкантов, играющих на инструментах, не использующихся в церкви.

Церк. Музыка, сохраняя архаич. Черты, связанные с др.-евр,, др.-егип. И сирийско-визант. Влияниями, впитала мн. Особенности нар. Музыки Эфиопии.В связи с пестротой и разнородностью этнич. Состава населения богата и разнообразна традиц. Э. М. Так, для народов Центр. Плато (амхара, тиграи и др.) характерно преобладание вок. Музыки. Распространены разновидности песни-танца зэфэн, воинские песни фукэра, плачи мушо. Пение преим. Одноголосно (за исключением.2-голосия, встречающегося у хамина - бродячих певцов низших сословий), мелодика основана на пентатонич. Звукорядах, богата мелизматикой. Вок. Жанры преобладают также у разл. Групп народов галла (оромо), тематика многочисл. Песен к-рых отражает особенности их хозяйств, уклада (большинство оромо - скотоводы).

В муз. Традициях народов юго-зап. Эфиопии (консо, гимира, маджи и др.) важную роль выполняют инстр. Ансамбли (флейты, рога). Встречается многоголосие разл. Типов (в т. Ч. Сложные 4-гол. Хоры у народности дорзе). Господство на значит. Территории Эфиопии ислама (с 10-12 вв.) привело к проникновению в фольклор прибрежных (народ тигре), восточных (данакиль, адэре, сомали) и центральных (часть оромо и гураге) р-нов страны арабо-мусульм. Муз. Жанров.Разнообразен муз. Инструментарий. У народов Центр. Плато широко представлены струн. Щипковые - бэгэна (10 струн), кырар (6 струн), однострунный смычковый мэспнко (масинко). Из духовых популярны вашинт (вертикальная флейта с 4 отверстиями. Первоначально - пастушья свирель), ымбылта (эмбилта.

Флейта с 1 отверстием), труба малакат. Из ударных - барабаны атамо, литавры нэгарит. В юго-зап. Областях встречаются бамбуковые трубы дл. 2-6 м, разл. Флейты, в т. Ч. Флейты Пана, и рога. У нилотских народов - ксилофоны и ламеллофоны типа санза. В этих р-нах на муз. Инструментах играли лишь члены низших ремесленных каст (кожевников, гончаров, кузнецов и др.).Носителями традиц. Муз. Культуры в Эфиопии были проф. Певцы-сказители азмари. Они нередко служили при дворах знатных вельмож, а также путешествовали по стране, сообщая новости и исполняя песни героико-историч. И философского содержания. Их песни зачастую содержали острую социальную критику. Отличит. Особенность азмари - сольное пение, сопровождаемое виртуозной игрой на мэсинко или кыраре.

Хамина (члены касты отверженных) поют небольшими группами и без инстр. Сопровождения (на языке народов тиграи обе эти категории обозначаются термином "уата"). В прошлом профессия азмари презиралась. Несколько трансформированная традиция азмари сохранилась в совр. Эфиопии, престиж их растёт, создано проф. Объединение азмари. Известностью в стране пользуются Тылахун Гэссэсе, Мэлаку Гэлау, Гэтамесай Абэбе.Существ. Изменения в муз. Жизни Эфиопии связаны с проникновением в страну элементов европ. Культуры (кон. 19 - нач. 20 вв.), быстрым ростом городов (1-я треть 20 в.). Появились дух. Бэнды (первый военный бэнд осн. В 1924 К. Налбандяном), танц. Оркестры (1947) и хор. Коллективы европ. Типа. В городах возникли новые формы муз. Жизни - исполнение музыки на эстраде.

Получила распространение музыка, сочетающая местные и евро-амер. Черты. Комп. Каньятта Иофатаха Негуссе, Алэка Мэлаку Бэгго-сеу впервые применили европ. Систему нотации. Основываясь на нац. Материале, они используют в своём творчестве элементы европ. Муз. Языка. В 1940-50-х гг. Были созданы многочисл. Ансамбли, состоящие из европ. Муз. Инструментов и ориентированные на евро-амер. Массовую культуру. Одноврем. Появились т. Н. Фольклорные оркестры, включающие разл., гл. Обр. Модифицированные, нац. Инструменты. Для музыки, исполняемой обоими видами ансамблей, характерно существ. Упрощение мелодики и метроритмич. Структур по сравнению с традиц. Формами.В то же время в 50-60-х гг. Возрос интерес к традиц. Э. М. В 1952 началось серьёзное изучение фольклора (этим занималось этнологич.

Студенч. Об-во при Университетском колледже в Аддис-Абебе). Появились первые эфиопские музыковедч. Работы, посв. Нац. Музыке (Ашшэннафи Кэбэдэ, Тито Лэписа, Тэсфае Лемма и др.). Большое внимание уделяется муз. Образованию. Основаны ф-ты иск-в в ун-тах Аддис-Абебы и Асмары. В 1963 при ун-те Аддис-Абебы создан Центр художеств. Творчества. В 1963 в Аддис-Абебе открыта Нац. Школа музыки Яреда.Музыканты страны объединены в муз. Ассоциацию, к-рую возглавляет комп. Аманэ Ибрахим, автор ряда камерно-инстр. Произв., муз. Драмы, революц. Песен. Известностью пользуется комп. Даниель Иоханнэс, написавший Гимн социалистич. Эфиопии.Победа революции (1974) изменила отношение к нац. Муз. Наследию. Создано Мин-во культуры, в ведении к-рого находится б. Ч. Проф.

Муз. Коллективов. Популярны ансамбли традиц. Музыки Нац. Т-ра, Патриотич. Т-ра, Рас-театра и Культурной группы при Горсовете г. Аддис-Абеба. Ансамбли из Эфиопии неоднократно выступали в СССР, в сов. Муз. Уч. Заведениях обучаются эфиопские студенты.Литература. Быстров Б., О музыке абиссинцев, в кн. Долганев Е., Страна эфиопов, СПБ, 1896. Аврамец Б. A., О некоторых направлениях в изучении традиционной музыкальной культуры Эфиопии, в сб. Музыка. Научно-реферативный сб., вып. 1, М., 1979. Mondon-Vidailhet С., La musique йthiopien, в кн. Encyclopйdie de la musique et dictionnaire de conservatoire..., fondateur A. Lavignac, pt. 1 (v. 5), P., 1922. Reinhard К., Die Musik der Borana, в кн. Haberland E., Galla Sьd-Дthiopiens, Stuttg., 1963. Velat В., Me'eraf..., v.

1-2, Louvain, 1966. Sаrоsi В., The music of the Ethiopian peoples, "Studia musicologica", 1966, t. 9. Rоwne M., Ethiopian music. An introduction, L., 1968. Aye1e Takla Haimanot, Il "wata", una tipica figura folkloristica dell'Efiopia, в кн. Proceedings of the 3rd International conference of Ethiopian studies, v. 2, Addis Ababa, 1970. Tito Lepisa, The three modes and the sings of the songs in the Ethiopian liturgy, там же. Tesfaye Lemma, Ethiopian musical instruments, Addis Ababa, 1975. Ashenafi Kebede, The azmari, poet-musician of Ethiopia, "MQ", 1975, v. 61, No 1. Его же, The bowl-lyre of North-East Africa, "Ethnomusicology", 1977, v. 21, No 3.Б. А. Аврамец.

Значения в других словарях
Этнография музыкальная

(от греч. Etnos - народ и grapo - пишу) - науч. Дисциплина, посв. Изучению нар. Музыки. Известна в разных странах и в разл. Историч. Периоды под названиями. Музыкальная фольклористика, муз. Этнология (в странах нем. И слав. Яз.), сравнит. Музыкознание (в ряде стран Зап. Европы), этномузыкология (в англоязычной, ныне также во франкоязычной традиции), этномузыкознание (в СССР). Первоначально Э. М. Была чисто описательной наукой, фиксирующей специфич. Материал музыки устной традиции для теоретич. И..

Этюд

(от франц. Etude - учение, изучение. Нем. Etьde, англ. Study, etude, итал. Studio) - муз. Пьеса, предназначенная для совершенствования технич. Навыков игры на к.-л. Инструменте. Понятие Э. Как пьесы, разучиваемой для совершенствования в мастерстве, имеет широкий смысл. Так "Etudes de transition et 2 fantasies" Рейхи (op. 31, 1800) представляют собой упражнения в модуляции. Как самостоят. Жанр Э. Получил развитие в 19 в. В связи с расцветом виртуозного исполнительства, усовершенствованием муз. Ин..

Эфы

Два резонаторных отверстия на верхней деке струн. Смычковых муз. Инструментов, имеющие форму строчной лат. Буквы f ("эф", отсюда назв.). Общие контуры Э. И угол их среза по отношению к своду и его основанию несколько различаются у инструментов итал., франц. И тирольских мастеров. Ширина прорези влияет на характер тона инструмента. По деталям отделки Э. Определяется принадлежность мастера к той или иной школе. Красотой Э. Славились инструменты работы виднейших итал. Мастеров. Мастера 16 - нач. 17..

Эхо

(греч. Nxo - звук, голос, молва, отголосок, эхо. Hxo - Эху (имя нимфы)) - по антич. Мифологич. Сказаниям, излагаемым Овидием, Апулеем, Авзонием и др. Древними авторами, Э. - нимфа, дочь речного бога Кефиса и нимфы Лаврионы. Пруклятая Герой (по римской мифологии - Юноной), Э. Не могла заговорить первой, а на вопросы отвечала лишь повторением последних слов. Отвергнутая Нарциссом, она превратилась в камень. Термином "Э." с древнейших времён обозначали эффект отражения звуковых волн. Если отражение..

Дополнительный поиск Эфиопская музыка Эфиопская музыка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эфиопская музыка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эфиопская музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 16 символа