В нашей базе магии слов: 194 словаря. 2 207 871 слов

Аренский Антон Степанович

21

( 12 VII 1861, Новгород - 25 II 1906, Питка-Ярви, ныне Ленинградская обл.)

Аренский удивительно умен в музыке... Это очень интересная личность!

П. Чайковский

Из новейших - лучший Аренский, он прост, мелодичен...

Л. Толстой

Музыканты и любители музыки конца прошлого и начала нынешнего столетия не поверили бы, что творчество и даже само имя Аренского спустя всего три четверти века будет мало кому известно. Ведь его оперы, симфонические и камерные сочинения, особенно же фортепианные произведения и романсы, звучали постоянно, ставились в лучших театрах, исполнялись знаменитыми артистами, горячо принимались критикой и публикой...

Первоначальное музыкальное образование будущий композитор получил в семье. Отец, нижегородский врач, был музыкантом-любителем, хорошей пианисткой была мать. Следующий этап жизни Аренского связан с Петербургом. Здесь он продолжил занятия музыкой и в 1882 г. окончил консерваторию по классу композиции Н. Римского-Корсакова. Занимался неровно, но проявил яркий талант и был удостоен золотой медали. Молодой музыкант сразу был приглашен в Московскую консерваторию преподавателем теоретических предметов, позже композиции. В Москве Аренский сблизился с Чайковским и Танеевым. Влияние первого стало определяющим для музыкального творчества Аренского, второй стал близким другом. По просьбе Танеева Чайковский отдал Аренскому либретто своей ранней уничтоженной оперы "Воевода" - и появилась опера "Сон на Волге", с успехом поставленная московским Большим театром в 1890 г. Чайковский назвал ее одной из лучших, "а местами даже превосходной русской оперой" и добавил: "Сцена сна Воеводы заставила меня пролить немало сладких слез". Другая опера Аренского "Рафаэль" - строгому Танееву казалась способной одинаково восхитить как специалистов-музыкантов, так и публику; в дневнике этого несентиментального человека встречаем в связи с Рафаэлем то же слово, что в признании Чайковского: "Был тронут до слез"... Может быть, это относилось и к популярной до сих пор Песне певца за сценой - "Страстью и негою сердце трепещет"?

Деятельность Аренского в Москве была разнообразной. Работая в консерватории, он создал учебники, по которым занимались многие поколения музыкантов. В его классе учились Рахманинов и Скрябин, А. Корещенко, Г. Конюс, Р. Глиэр. Последний вспоминал: ..."замечания и советы Аренского носили более художественный, нежели технический характер". Впрочем, неровный характер Аренского - он был человеком увлекающимся и вспыльчивым - приводил порою к конфликтам с учениками. Выступал Аренский в качестве дирижера, как с симфоническим оркестром, так и в концертах молодого Русского хорового общества. Вскоре, по рекомендации М. Балакирева, Аренского приглашают в Петербург на пост управляющего Придворной певческой капеллой. Должность была весьма почетной, но и очень обременительной и не соотвегетвоаала склонностям музыканта. За 6 лет он создал мало произведений и, лишь, освободившись от службы в 1901 г., вновь начал и выступать в концертах и интенсивно сочинять. Но его уже подстерегала болезнь - туберкулез легких, которая через несколько лет свела в могилу...

Среди прославленных исполнителей сочинений Аренского был Ф. Шаляпин: пел он и романтическую балладу "Волки", ему посвященную, и "Детские песни", и - с наибольшим успехом - "Менестреля". В особом, распространенном в начале века жанре мелодекламации с исполнением сочинений Аренского выступала В. Комиссаржевская; слушатели запомнили ее чтение на музыке "Как хороши, как свежи были розы"... Оценку одного из лучших произведений - Трио ре минор можно встретить в "Диалогах" Стравинского: "Аренский... относился ко мне дружелюбно, с интересом и помогал мне; мне всегда нравился он сам и, по меньшей мере, одна из его вещей - знаменитое фортепианное трио". (Имена обоих композиторов встретятся позже - на парижской афише С. Дягилева, в которую войдет музыка балета Аренского "Египетские ночи".)

Выше других современных русских композиторов ценил Аренского Лев Толстой, и в частности, сюиты для двух фортепиано, действительно принадлежащие к лучшему из написанного Аренским. (Не без их влияния писал потом сюиты для такого же состава Рахманинов). В одном из писем Танеева, жившего у Толстых в Ясной Поляне летом 1896 г. и вместе с А. Гольденвейзером игравшего по вечерам для писателя, сообщается: "Два дня назад мы, в присутствии многочисленного общества играли... на двух фортепиано "Силуэты"" (Сюита № 2. - Л. К.) "Антона Степановича, которые имели очень большой успех и примирили Льва Николаевича с новой музыкой. Особенно ему понравилась "Испанская танцовщица" (последний номер), и он долго об ней вспоминал". Сюиты и другие фортепианные пьесы до конца своей исполнительской деятельности - до 1940 - 50-х гг. - сохраняли в репертуаре советские пианисты старшего поколения, ученики Аренского - Гольденвейзер и К. Игумнов.

И до сих пор звучит в концертах и по радио Фантазия на темы Рябинина для фортепиано с оркестром, созданная в 1899 г. Еще в начале 90-х гг. Аренский записал в Москве от замечательного сказителя - олонецкого крестьянина Ивана Трофимовича Рябинина несколько былин; и две из них - о боярине Скопине-Шуйском и "Вольга и Микула" - положил в основу своей Фантазии. И Фантазия, и Трио, и многие другие инструментальные и вокальные пьесы Аренского, не будучи очень глубокими по заложенному в них эмоциональному и интеллектуальному содержанию, не отличаясь новаторством, в то же время привлекают искренностью лирического - часто элегического - высказывания, щедрым мелодизмом. Они темпераментны, изящны, артистичны. Эти свойства склоняли к музыке Аренского сердца слушателей в. прежние годы. Они могут доставить радость и сегодня, ибо отмечены и талантом, и мастерством.


Значения в других словарях
Аппассионата

«Ничего не знаю лучше Аппассионаты, готов слушать ее каждый день... Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть наивной, думаю, вот какие чудеса могут делать люди», - так передает М. Горький слова Владимира Ильича Ленина об одной из сонат Л. Бетховена. Фортепианная соната No 23 фа минор соч. 57 была написана композитором в 1806 году. Вернее - записана в этом году, так как ...

Аранжировка

Французское слово arranger, как и немецкое arrangieren, в буквальном переводе означают устраивать, приводить в порядок. Однако в музыке этот термин приобретает несколько иное значение. В самом деле: трудно представить, что музыкальное произведение необходимо «привести в порядок»! Ведь композитор уже сделал в нем все, что считал нужным. И на русский язык в данном случае термин аранжировка переводят ...

Ариозо

см. ария. ...

Дополнительный поиск Аренский Антон Степанович

Кударь, Петр Сергеевич / Да будет стыдно тому, кто об этом дурно думает / Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на слона / Сесть на шею / Молодец! Возьми с полки пирожок с гвоздями (с котятами) / Мимо яблоньки яблочко не падает. / Где цветок, там и медок. / Без четырех углов изба не рубится. / Сибагатуллин, Айрат Миннемуллович / Сам смекай, где берег, где край! / Пень не околица, глупая речь не пословица. / Ехал прямо, да попал в яму. / Фитуни, Леонид Леонидович / Криво дерево, да яблоки сладки. / Да был ли мальчик-то? / Всякая лиса свой хвост хвалит. / Мелко плавать - дно задевать. / Свой своему поневоле брат / Уме недозрелый, плод недолгой науки! / Четыре четырки, две растопырки, седьмой вертун. / Цервиковагинит(Воспалительные болезни шейки матки) / Трансцендентное И Трансцендентальное / Худое - охапками, хорошее щепотью. / Обворожить / В чужом хлеву овец не считают. /
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Аренский Антон Степанович" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Аренский Антон Степанович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 48 символа