Аренский Антон Степанович

412

( 12 VII 1861, Новгород - 25 II 1906, Питка-Ярви, ныне Ленинградская обл.) Аренский удивительно умен в музыке. Это очень интересная личность!П. ЧайковскийИз новейших - лучший Аренский, он прост, мелодичен...Л. ТолстойМузыканты и любители музыки конца прошлого и начала нынешнего столетия не поверили бы, что творчество и даже само имя Аренского спустя всего три четверти века будет мало кому известно. Ведь его оперы, симфонические и камерные сочинения, особенно же фортепианные произведения и романсы, звучали постоянно, ставились в лучших театрах, исполнялись знаменитыми артистами, горячо принимались критикой и публикой...Первоначальное музыкальное образование будущий композитор получил в семье. Отец, нижегородский врач, был музыкантом-любителем, хорошей пианисткой была мать.

Следующий этап жизни Аренского связан с Петербургом. Здесь он продолжил занятия музыкой и в 1882 г. Окончил консерваторию по классу композиции Н. Римского-Корсакова. Занимался неровно, но проявил яркий талант и был удостоен золотой медали. Молодой музыкант сразу был приглашен в Московскую консерваторию преподавателем теоретических предметов, позже композиции. В Москве Аренский сблизился с Чайковским и Танеевым. Влияние первого стало определяющим для музыкального творчества Аренского, второй стал близким другом. По просьбе Танеева Чайковский отдал Аренскому либретто своей ранней уничтоженной оперы "Воевода" - и появилась опера "Сон на Волге", с успехом поставленная московским Большим театром в 1890 г. Чайковский назвал ее одной из лучших, "а местами даже превосходной русской оперой" и добавил.

"Сцена сна Воеводы заставила меня пролить немало сладких слез". Другая опера Аренского "Рафаэль" - строгому Танееву казалась способной одинаково восхитить как специалистов-музыкантов, так и публику. В дневнике этого несентиментального человека встречаем в связи с Рафаэлем то же слово, что в признании Чайковского. "Был тронут до слез". Может быть, это относилось и к популярной до сих пор Песне певца за сценой - "Страстью и негою сердце трепещет"?Деятельность Аренского в Москве была разнообразной. Работая в консерватории, он создал учебники, по которым занимались многие поколения музыкантов. В его классе учились Рахманинов и Скрябин, А. Корещенко, Г. Конюс, Р. Глиэр. Последний вспоминал. ..."замечания и советы Аренского носили более художественный, нежели технический характер".

Впрочем, неровный характер Аренского - он был человеком увлекающимся и вспыльчивым - приводил порою к конфликтам с учениками. Выступал Аренский в качестве дирижера, как с симфоническим оркестром, так и в концертах молодого Русского хорового общества. Вскоре, по рекомендации М. Балакирева, Аренского приглашают в Петербург на пост управляющего Придворной певческой капеллой. Должность была весьма почетной, но и очень обременительной и не соотвегетвоаала склонностям музыканта. За 6 лет он создал мало произведений и, лишь, освободившись от службы в 1901 г., вновь начал и выступать в концертах и интенсивно сочинять. Но его уже подстерегала болезнь - туберкулез легких, которая через несколько лет свела в могилу...Среди прославленных исполнителей сочинений Аренского был Ф.

Шаляпин. Пел он и романтическую балладу "Волки", ему посвященную, и "Детские песни", и - с наибольшим успехом - "Менестреля". В особом, распространенном в начале века жанре мелодекламации с исполнением сочинений Аренского выступала В. Комиссаржевская. Слушатели запомнили ее чтение на музыке "Как хороши, как свежи были розы". Оценку одного из лучших произведений - Трио ре минор можно встретить в "Диалогах" Стравинского. "Аренский. Относился ко мне дружелюбно, с интересом и помогал мне. Мне всегда нравился он сам и, по меньшей мере, одна из его вещей - знаменитое фортепианное трио". (Имена обоих композиторов встретятся позже - на парижской афише С. Дягилева, в которую войдет музыка балета Аренского "Египетские ночи".)Выше других современных русских композиторов ценил Аренского Лев Толстой, и в частности, сюиты для двух фортепиано, действительно принадлежащие к лучшему из написанного Аренским.

(Не без их влияния писал потом сюиты для такого же состава Рахманинов). В одном из писем Танеева, жившего у Толстых в Ясной Поляне летом 1896 г. И вместе с А. Гольденвейзером игравшего по вечерам для писателя, сообщается. "Два дня назад мы, в присутствии многочисленного общества играли. На двух фортепиано "Силуэты"" (Сюита № 2. - Л. К.) "Антона Степановича, которые имели очень большой успех и примирили Льва Николаевича с новой музыкой. Особенно ему понравилась "Испанская танцовщица" (последний номер), и он долго об ней вспоминал". Сюиты и другие фортепианные пьесы до конца своей исполнительской деятельности - до 1940 - 50-х гг. - сохраняли в репертуаре советские пианисты старшего поколения, ученики Аренского - Гольденвейзер и К.

Игумнов.И до сих пор звучит в концертах и по радио Фантазия на темы Рябинина для фортепиано с оркестром, созданная в 1899 г. Еще в начале 90-х гг. Аренский записал в Москве от замечательного сказителя - олонецкого крестьянина Ивана Трофимовича Рябинина несколько былин. И две из них - о боярине Скопине-Шуйском и "Вольга и Микула" - положил в основу своей Фантазии. И Фантазия, и Трио, и многие другие инструментальные и вокальные пьесы Аренского, не будучи очень глубокими по заложенному в них эмоциональному и интеллектуальному содержанию, не отличаясь новаторством, в то же время привлекают искренностью лирического - часто элегического - высказывания, щедрым мелодизмом. Они темпераментны, изящны, артистичны.

Эти свойства склоняли к музыке Аренского сердца слушателей в. Прежние годы. Они могут доставить радость и сегодня, ибо отмечены и талантом, и мастерством..

Значения в других словарях
Аппассионата

«Ничего не знаю лучше Аппассионаты, готов слушать ее каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть наивной, думаю, вот какие чудеса могут делать люди», - так передает М. Горький слова Владимира Ильича Ленина об одной из сонат Л. Бетховена. Фортепианная соната No 23 фа минор соч. 57 была написана композитором в 1806 году. Вернее - записана в этом году, так как сочинил ее Бетховен раньше, но в течение двух лет она оставалась не записанной. Название «Аппассионат..

Аранжировка

Французское слово arranger, как и немецкое arrangieren, в буквальном переводе означают устраивать, приводить в порядок. Однако в музыке этот термин приобретает несколько иное значение. В самом деле. Трудно представить, что музыкальное произведение необходимо «привести в порядок». Ведь композитор уже сделал в нем все, что считал нужным. И на русский язык в данном случае термин аранжировка переводят словом «переложение». Переложить можно, например, оркестровую или оперную партитуру для исполнения ..

Ариозо

См. Ария.. ..

Ария

Вы включили радио и услышали. «Ни сна, ни отдыха измученной душе...» Конечно, вы сразу узнали, что это ария Игоря из оперы А. Бородина «Князь Игорь». Томясь в плену, Игорь тяжко переживает свое поражение, свое вынужденное бездействие. Вспоминает о любимой жене - Ярославне. Музыка арии рисует портрет князя - полный и многогранный, портрет человека, мучительно переживающего судьбу отчизны, воина, любящего мужа. Слово «ария» итальянского происхождения и означает - песня. Можно вспомнить много арий...

Дополнительный поиск Аренский Антон Степанович Аренский Антон Степанович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Аренский Антон Степанович" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Аренский Антон Степанович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 25 символа