Гречанинов Александр Тихонович

251

( 25 X 1864, Москва - 4 I 1956, Нью-Йорк) С годами я все более и более укреплялся в сознании истинного своего призвания и в призвании этом видел свой жизненный долг...А. ГречаниновБыло в его натуре что-то неистребимо русское, отмечали все, кому доводилось встречаться с А. Гречаниновым. Он являл собой тип настоящего русского интеллигента - статный, белокурый, в очках, с "чеховской" бородкой. Но более всего - той особой чистотой души, строгостью нравственных убеждений, которые определили его жизненную и творческую позицию, верность традициям отечественной музыкальной культуры, истовый характер служения ей. Творческое наследие Гречанинова огромно - ок. 1000 произведений, в том числе 6 опер, детский балет, 5 симфоний, 9 крупных симфонических произведений, музыка к 7 драматическим спектаклям, 4 струнных квартета, многочисленные инструментальные и вокальные сочинения.

Но самая драгоценная часть этого наследия - хоровая музыка, романсы, хоровые и фортепианные произведения для детей. Музыка Гречанинова пользовалась популярностью, ее охотно исполняли Ф. Шаляпин, Л. Собинов. А. Нежданова, Н. Голованов, Л. Стоковский. Однако творческая биография композитора складывалась трудно."Я не принадлежал к тем счастливцам, жизненный путь которых усеян розами. Каждый шаг моей артистической карьеры стоил мне неимоверных усилий". Семья московского купца Гречанинова прочила мальчика в торговлю. "Только когда мне было 14 лет, я впервые увидел фортепиано. С той поры фортепиано делается моим неизменным другом". Упорно занимаясь, Гречанинов в 1881 г. Втайне от родителей поступил в Московскую консерваторию, где занимался у В.

Сафонова, А. Аренского, С. Танеева. Самыми большими событиями своей консерваторской жизни он считал Исторические концерты А. Рубинштейна и общение с музыкой П. Чайковского. "Мальчиком мне удалось быть на первых представлениях "Евгения Онегина" и "Пиковой дамы". На всю жизнь я сохранил громадное впечатление, какое произвели на меня эти оперы". В 1890 г. Из-за разногласий с Аренским, отрицавшим у Гречанинова композиторские способности, пришлось оставить Московскую консерваторию и перейти в Петербургскую. Здесь молодой композитор встретил полное понимание и добрую поддержку Н. Римского-Корсакова, в том числе и материальную, что было немаловажно для нуждающегося юноши. Консерваторию Гречанинов закончил в 1893 г., представив в качестве дипломной работы кантату "Самсон", а через год за Первый струнный квартет был удостоен премии на Беляевском конкурсе.

(Такими же премиями впоследствии были отмечены Второй и Третий квартеты.)В 1896 г. Гречанинов вернулся в Москву уже известным композитором, автором Первой симфонии, многочисленных романсов и хоров. Начался период самой активной творческой, педагогической, общественной деятельности. Сблизившись с К. Станиславским, Гречанинов создает музыку к спектаклям МХТ. Особенно удачным оказалось музыкальное оформление пьесы А. Островского "Снегурочка". Станиславский назвал эту музыку превосходной.В 1903 г. Состоялся дебют композитора в Большом театре оперой "Добрыня Никитич" при участии Ф. Шаляпина и А. Неждановой. Опера заслужила одобрение публики и критики. "Считаю ее хорошим вкладом в русскую оперную музыку", - писал Римский-Корсаков автору.

В эти годы Гречанинов много работал в жанрах духовной музыки, поставив перед собой цель максимально приблизить ее к "народному духу". А преподавание в школе сестер Гнесиных (с 1903 г.) послужило стимулом к сочинению детских пьес. "Я обожаю детей. С детьми я всегда чувствовал себя равным им", - говорил Гречанинов, объясняя ту легкость, с которой создавал детскую музыку. Для детей он написал множество хоровых циклов, среди которых "Ай, ду-ду!, Петушок, Ручеек, Ладушки" и др. Фортепианные сборники "Детский альбом, Бусинки, Сказочки, Бирюльки, На зеленом лугу". Специально для детского исполнения предназначены оперы "Елочкин сон" (1911), "Теремок, Кот, петух и лиса" (1921). Все эти сочинения мелодичны, интересны по музыкальному языку.В 1903 г.

Гречанинов принял участие в организации Музыкальной секции Этнографического общества при Московском университете, в 1904 г. Участвовал в создании Народной консерватории. Это стимулировало работу по изучению и обработке народных песен - русских, башкирских, белорусских.Кипучую деятельность развернул Гречанинов во время революции 1905 г. Вместе с музыкальным критиком Ю. Энгелем он был инициатором "Заявления московских музыкантов", собирал средства семьям погибших рабочих. К похоронам Э. Баумана, вылившимся в народную демонстрацию, написал "Траурный марш". Письма этих лет полны уничтожающей критики в адрес царского правительства. "Несчастная родина. Какой прочный фундамент сложили они себе из мрака и невежества народного".

Общественная реакция, наступившая после поражения революции, в какой-то мере отразилась на творчестве Гречанинова. В вокальных циклах "Цветы зла" (1909), "Мертвые листья" (1910), в опере "Сестра Беатриса" по М. Метерлинку (1910) ощущаются пессимистические настроения.В первые годы Советской власти Гречанинов активно участвовал в музыкальной жизни. Организовывал концерты-лекции для рабочих, руководил хором детской колонии, давал хоровые уроки в музыкальной школе, выступал в концертах, делал обработки народных песен, много сочинял. Однако в 1925 г. Композитор уехал за границу и на родину больше не вернулся. До 1939 г. Он жил в Париже, где концертировал, создал большое количество произведений (Четвертая, Пятая симфонии, 2 мессы, 3 сонаты для разных инструментов, детский балет "Лесная идиллия" и др.), в которых остался верен русским классическим традициям, противопоставляя свое творчество западному музыкальному авангарду.

В 1929 г. Гречанинов вместе с певицей Н. Кошиц с триумфальным успехом гастролировал в Нью-Йорке и в 1939 г. Переселился в США. Все годы пребывания за рубежом Гречанинов испытывал острую тоску по родине, постоянно стремился к контактам с Советской страной, особенно в годы Великой Отечественной войны. Событиям войны он посвятил симфоническую поэму "К победе" (1943), ноты которой выслал в Советский Союз, и "Элегическую поэму памяти героев" (1944).24 октября 1944 г. В Большом зале Московской консерватории торжественно отмечалось 80-летие Гречанинова, исполнялась его музыка. Это чрезвычайно воодушевило композитора, вызвало новый прилив творческих сил.До последних дней Гречанинов мечтал вернуться на родину, но этому не суждено было осуществиться.

Почти оглохший и ослепший, в крайней бедности и одиночестве он скончался на чужбине в возрасте 92 лет..

Значения в других словарях
Гранадос Энрике

( Грана дос-и-Кампинья, Gran ados v Campina) (27 VII 1867, Лерича, Каталония - 24 III 1916, погиб в Ла Манше) С творчеством Э. Гранадоса связано возрождение национальной испанской музыки. Участие в движении Ренасимьенто, которое охватило страну на рубеже XIX-XX вв., дало композитору импульс к созданию классических образцов музыки нового направления. Деятели Ренасимьенто, в частности музыканты И. Альбенис, М. Де Фалья, X. Турина, стремились вывести испанскую культуру из состояния застоя, возродит..

Гретри Аидре

( 8 или 11 II 1741 Льеж - 24 IX 1813, Монморанси, близ Парижа) Французский оперный композитор XVIII в. А. Гретри - современник и свидетель Великой Французской революции - был самой крупной фигурой оперного театра Франции эпохи Просвещения. Накаленность политической атмосферы, когда шла идейная подготовка революционного переворота, в острой борьбе сталкивались мнения и вкусы, не обошла и оперу. Даже тут разгорались войны, возникали партии сторонников того или иного композитора, жанра или направле..

Григ Эдвард

( 15 VI 1843, Берген - 4 IX 1907, там же) ...Я вычерпывал богатую сокровищницу народных песен родины и из этого, до сих пор не исследованного, изучения норвежской народной души пытался создать национальное искусство...Э. ГригЭ. Григ - первый норвежский композитор, творчество которого вышло за пределы своей страны и стало достоянием европейской культуры. Фортепианный концерт, музыка к драме Г. Ибсена "Пер Гюнт, Лирические пьесы" и романсы являются вершинами музыки второй половины XIX в. Творческо..

Губайдулина София Асгатовна

( р. 24 X 1931, Чистополь) В тот час, душа, вершиМиры, где хочешьЦарить, - чертог души,Душа, верши.М. ЦветаеваС. Губайдулина принадлежит к числу наиболее значительных советских композиторов второй половины XX в. Ее музыке свойственна большая эмоциональная сила, крупная линия развития и вместе с тем тончайшее ощущение выразительности звука - характера его тембра, исполнительского приема.Одна из важных задач, которую ставит перед собой С. А. Губайдулина, - синтезировать черты культуры Запада и Вос..

Дополнительный поиск Гречанинов Александр Тихонович Гречанинов Александр Тихонович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гречанинов Александр Тихонович" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гречанинов Александр Тихонович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 30 символа