Губайдулина София Асгатовна

193

( р. 24 X 1931, Чистополь) В тот час, душа, вершиМиры, где хочешьЦарить, - чертог души,Душа, верши.М. ЦветаеваС. Губайдулина принадлежит к числу наиболее значительных советских композиторов второй половины XX в. Ее музыке свойственна большая эмоциональная сила, крупная линия развития и вместе с тем тончайшее ощущение выразительности звука - характера его тембра, исполнительского приема.Одна из важных задач, которую ставит перед собой С. А. Губайдулина, - синтезировать черты культуры Запада и Востока. Этому способствует и ее происхождение из русско-татарской семьи, жизнь сначала в Татарии, потом в Москве. Не принадлежа ни к "авангардизму", ни к "минимализму", ни к "новой фольклорной волне" или какому-либо иному современному течению, она обладает ярким собственным индивидуальным стилем.Губайдулина - автор многих десятков сочинений в разных жанрах.

Через все ее творчество проходят вокальные опусы. Ранняя "Фацелия" по поэме М. Пришвина (1956). Кантаты "Ночь в Мемфисе" (1968) и "Рубайят" (1969) на ст. Восточных поэтов. Оратория "Laudatio pacis" (на ст. Я. Коменского, в соавт. С М. Копелентом и П. X. Дитрихом - 1975). "Perception" для солистов и ансамбля струнных (1983). "Посвящение Марине Цветаевой" для хора a cappella (1984) и др.Наиболее обширна группа камерных сочинений. Соната для фортепиано (1965). Пять этюдов для арфы, контрабаса и ударных (1965). "Concordanza" для ансамбля инструментов (1971). 3 струнных квартета (1971, 1987, 1987). "Музыка для клавесина и ударных инструментов из коллекции Марка Пекарского" (1972). "Detto-II" для виолончели и 13 инструментов (1972). Десять этюдов (прелюдий) для виолончели solo (1974).

Концерт для фагота и низких струнных (1975). "Светлое и темное" для органа (1976). "Detto-I" - Соната для органа и ударных (1978). "De prolundis" для баяна (1978), "Юбиляция" для четырех ударников (1979), "In croce" для виолончели и органа (1979). "В начале был ритм" для 7 ударников (1984). "Quasi hoketus" для фортепиано, альта и фагота (1984) и др.К области симфонических произведений Губайдулиной относятся "Ступени" для оркестра (1972). "Час души" для солирующих ударных, меццо-сопрано и симфонического оркестра на ст. Марины Цветаевой (1976). Концерт для двух оркестров, эстрадного и симфонического (1976). Концерты для фортепиано (1978) и скрипки с оркестром (1980). Симфония "Stimmen. Verftummen". ("Слышу. Умолкло". - 1986) и др.

Одно сочинение - чисто электронное, "Vivente - non vivante" (1970). Значительна музыка Губайдулиной для кино. "Маугли, Балаган" (мультфильмы), "Вертикаль, Кафедра, Смерч, Чучело" и др. Губайдулина в 1954 г. Окончила Казанскую консерваторию как пианистка (у Г. Когана), занималась факультативно по композиции у А. Лемана. Как композитор окончила Московскую консерваторию (1959, у Н. Пейко) и аспирантуру (1963, у В. Шебалина). Желая посвятить себя только творчеству, она на всю жизнь избрала путь свободного художника.Творчество Губайдулиной было сравнительно мало известно в период "застоя", и только перестройка принесла ему широкое признание. Произведения советского мастера получили высочайшую оценку и за рубежом. Так, во время Бостонского фестиваля советской музыки (1988) одна из статей была озаглавлена.

"Запад открывает гений Софии Губайдулиной".Среди исполнителей музыки Губайдулиной - известнейшие музыканты. Дирижер Г. Рождественский, скрипач Г. Кремер, виолончелисты В. Тонха и И. Монигетти, фаготист В. Попов, баянист Ф. Липе, ударник М. Пекарский и др.Индивидуальный композиторский стиль Губайдулиной сложился в середине 60-х гг., начиная с Пяти этюдов для арфы, контрабаса и ударных, наполненных одухотворенным звучанием нетрадиционного ансамбля инструментов. Затем последовали 2 кантаты, тематически обращенные к Востоку, - "Ночь в Мемфисе" (на тексты из древнеегипетской лирики в переводе А. Ахматовой и В. Потаповой) и "Рубайят" (на стихи Хакани, Хафиза, Хайяма). Обе кантаты раскрывают вечные человеческие темы любви, скорби, одиночества, утешения.

В музыке осуществлен синтез элементов восточной мелизматической мелодии с западной действенной драматургией, с додекафонной техникой сочинения.В 70-е гг., не увлекшись ни стилем "новой простоты", широко распространившимся в Европе, ни методом полистилистики, которым активно пользовались ведущие композиторы ее поколения (А. Шнитке, Р. Щедрин и др.), - Губайдулина продолжала поиск в области звуковой выразительности (например, в Десяти этюдах для виолончели) и музыкальной драматургии. Концерт для фагота и низких струнных представляет собой острый "театральный" диалог "героя" (солирующего фагота) и "толпы" (группы виолончелей и контрабасов). При этом показан их конфликт, который проходит различные этапы взаимного непонимания.

Навязывание "толпой" своей позиции "герою" - внутренняя борьба "героя" - его "уступки толпе" и моральное фиаско главного "персонажа"."Час души" для солирующих ударных, меццо-сопрано и оркестра содержит противопоставление человеческого, лирического и агрессивного, бесчеловечного начал. Итогом служит вдохновенный лирический вокальный финал на возвышенные, "атлантские" стихи М. Цветаевой. В произведениях Губайдулиной появилось и символическое толкование исходных контрастных пар. "Светлое и темное" для органа, "Vivente - non vivente". ("Живое - неживое") для электронного синтезатора, "In croce" ("Крест накрест") для виолончели и органа (2 инструмента в ходе развития обмениваются своими темами).В 80-х гг. Губайдулина снова создает и произведения крупного, масштабного плана, и продолжает излюбленную "восточную" тему, и усиливает внимание к вокальной музыке.Утонченным восточным колоритом наделяется ею "Сад радости и печали" для флейты, альта и арфы.

В этом сочинении прихотлива тонкая мелизматика мелодии, изысканно сплетение инструментов высокого регистра.Концерт для скрипки с оркестром, названный автором "Offertorium", музыкальными средствами воплощает идею жертвования и возрождения к новой жизни. В качестве музыкального символа выступает тема из "Музыкального приношения" И. С. Баха в оркестровой обработке А. Веберна. Третий струнный квартет (одночастный) отступает от традиции классического квартета, он основан на контрасте "рукотворной" игры pizzicato и "нерукотворной" игры смычком, чему также придано символическое значение.Одним из лучших своих произведений Губайдулина считает "Perception" ("Восприятие") для сопрано, баритона и 7 струнных инструментов в 13 частях.

Возникло оно как результат переписки с Ф. Танцером, когда поэт присылал тексты своих стихотворений, а композитор давала на них и словесные, и музыкальные ответы. Так возник символический диалог Мужчины и Женщины на темы. Творец, Творение, Творчество, Тварь. Губайдулина добивалась здесь повышенной, проникающей выразительности вокальной партии и применила вместо обычного пения целую шкалу голосовых приемов. Чистое пение, пение с придыханием, Sprechstimme, чистая речь, речь с придыханием, интонированная речь, шепот. В отдельных номерах добавлена магнитная пленка с записью участников исполнения. Лирико-философский диалог Мужчины и Женщины, пройдя этапы его воплощения в ряде номеров (№ 1 "Взгляд", № 2 "Мы", № 9 "Я", № 10 "Я и Ты"), приходит к своей кульминации в № 12 "Смерть Монти".

Эта наиболее драматическая часть - баллада о черном коне Монти, который когда-то брал призы на скачках, а теперь предан, продан, забит, мертв. № 13 "Голоса" служит рассеивающим послесловием. Начальное и конечное слова финала - "Stimmen. Verstummen". ("Голоса. Умолкло...") послужили подзаголовком к крупной, двенадцатичастной Первой симфонии Губайдулиной, продолжившей художественные идеи "Perception".Путь Губайдулиной в искусстве может быть обозначен словами из ее кантаты "Ночь в Мемфисе". "Свершай дела свои на земле по велению своего сердца"..

Значения в других словарях
Гречанинов Александр Тихонович

( 25 X 1864, Москва - 4 I 1956, Нью-Йорк) С годами я все более и более укреплялся в сознании истинного своего призвания и в призвании этом видел свой жизненный долг...А. ГречаниновБыло в его натуре что-то неистребимо русское, отмечали все, кому доводилось встречаться с А. Гречаниновым. Он являл собой тип настоящего русского интеллигента - статный, белокурый, в очках, с "чеховской" бородкой. Но более всего - той особой чистотой души, строгостью нравственных убеждений, которые определили его жизне..

Григ Эдвард

( 15 VI 1843, Берген - 4 IX 1907, там же) ...Я вычерпывал богатую сокровищницу народных песен родины и из этого, до сих пор не исследованного, изучения норвежской народной души пытался создать национальное искусство...Э. ГригЭ. Григ - первый норвежский композитор, творчество которого вышло за пределы своей страны и стало достоянием европейской культуры. Фортепианный концерт, музыка к драме Г. Ибсена "Пер Гюнт, Лирические пьесы" и романсы являются вершинами музыки второй половины XIX в. Творческо..

Губаренко Виталий Сергеевич

( р. 13 VI 1934, Харьков) Главное эмоциональное впечатление, которое рождается при встречах с творчеством В. Губаренко, можно определить как масштабность. Это проявляется в тяготении художника к серьезным общезначимым темам и широкому кругу образов - историко-героическое прошлое страны и нравственные проблемы сегодняшнего дня, мир чувств личности, неисчерпаемый поэтический мир народной фантазии и неуловимо изменчивой природы. Композитор постоянно обращается к монументальным музыкально-театральны..

Гуно Шарль

( 17 VI 1818, Париж - 18 X 1893, Сен-Клу, близ Парижа) Искусство - это сердце, способное мыслить.Ш. ГуноШ. Гуно - автор всемирно известной оперы "Фауст" - занимает одно из самых почетных мест среди композиторов XIX в. Он вошел в историю музыки как один из основоположников нового направления в оперном жанре, получившего впоследствии название "лирическая опера". В каком бы жанре ни работал композитор, он всегда отдавал предпочтение мелодическому развитию. Он считал, что мелодия всегда будет самым ..

Дополнительный поиск Губайдулина София Асгатовна Губайдулина София Асгатовна

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Губайдулина София Асгатовна" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Губайдулина София Асгатовна, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 27 символа