Губайдулина София Асгатовна
( р. 24 X 1931, Чистополь) В тот час, душа, вершиМиры, где хочешьЦарить, - чертог души,Душа, верши.М. ЦветаеваС. Губайдулина принадлежит к числу наиболее значительных советских композиторов второй половины XX в. Ее музыке свойственна большая эмоциональная сила, крупная линия развития и вместе с тем тончайшее ощущение выразительности звука - характера его тембра, исполнительского приема.Одна из важных задач, которую ставит перед собой С. А. Губайдулина, - синтезировать черты культуры Запада и Востока. Этому способствует и ее происхождение из русско-татарской семьи, жизнь сначала в Татарии, потом в Москве. Не принадлежа ни к "авангардизму", ни к "минимализму", ни к "новой фольклорной волне" или какому-либо иному современному течению, она обладает ярким собственным индивидуальным стилем.Губайдулина - автор многих десятков сочинений в разных жанрах.
Через все ее творчество проходят вокальные опусы. Ранняя "Фацелия" по поэме М. Пришвина (1956). Кантаты "Ночь в Мемфисе" (1968) и "Рубайят" (1969) на ст. Восточных поэтов. Оратория "Laudatio pacis" (на ст. Я. Коменского, в соавт. С М. Копелентом и П. X. Дитрихом - 1975). "Perception" для солистов и ансамбля струнных (1983). "Посвящение Марине Цветаевой" для хора a cappella (1984) и др.Наиболее обширна группа камерных сочинений. Соната для фортепиано (1965). Пять этюдов для арфы, контрабаса и ударных (1965). "Concordanza" для ансамбля инструментов (1971). 3 струнных квартета (1971, 1987, 1987). "Музыка для клавесина и ударных инструментов из коллекции Марка Пекарского" (1972). "Detto-II" для виолончели и 13 инструментов (1972). Десять этюдов (прелюдий) для виолончели solo (1974).
Концерт для фагота и низких струнных (1975). "Светлое и темное" для органа (1976). "Detto-I" - Соната для органа и ударных (1978). "De prolundis" для баяна (1978), "Юбиляция" для четырех ударников (1979), "In croce" для виолончели и органа (1979). "В начале был ритм" для 7 ударников (1984). "Quasi hoketus" для фортепиано, альта и фагота (1984) и др.К области симфонических произведений Губайдулиной относятся "Ступени" для оркестра (1972). "Час души" для солирующих ударных, меццо-сопрано и симфонического оркестра на ст. Марины Цветаевой (1976). Концерт для двух оркестров, эстрадного и симфонического (1976). Концерты для фортепиано (1978) и скрипки с оркестром (1980). Симфония "Stimmen. Verftummen". ("Слышу. Умолкло". - 1986) и др.
Одно сочинение - чисто электронное, "Vivente - non vivante" (1970). Значительна музыка Губайдулиной для кино. "Маугли, Балаган" (мультфильмы), "Вертикаль, Кафедра, Смерч, Чучело" и др. Губайдулина в 1954 г. Окончила Казанскую консерваторию как пианистка (у Г. Когана), занималась факультативно по композиции у А. Лемана. Как композитор окончила Московскую консерваторию (1959, у Н. Пейко) и аспирантуру (1963, у В. Шебалина). Желая посвятить себя только творчеству, она на всю жизнь избрала путь свободного художника.Творчество Губайдулиной было сравнительно мало известно в период "застоя", и только перестройка принесла ему широкое признание. Произведения советского мастера получили высочайшую оценку и за рубежом. Так, во время Бостонского фестиваля советской музыки (1988) одна из статей была озаглавлена.
"Запад открывает гений Софии Губайдулиной".Среди исполнителей музыки Губайдулиной - известнейшие музыканты. Дирижер Г. Рождественский, скрипач Г. Кремер, виолончелисты В. Тонха и И. Монигетти, фаготист В. Попов, баянист Ф. Липе, ударник М. Пекарский и др.Индивидуальный композиторский стиль Губайдулиной сложился в середине 60-х гг., начиная с Пяти этюдов для арфы, контрабаса и ударных, наполненных одухотворенным звучанием нетрадиционного ансамбля инструментов. Затем последовали 2 кантаты, тематически обращенные к Востоку, - "Ночь в Мемфисе" (на тексты из древнеегипетской лирики в переводе А. Ахматовой и В. Потаповой) и "Рубайят" (на стихи Хакани, Хафиза, Хайяма). Обе кантаты раскрывают вечные человеческие темы любви, скорби, одиночества, утешения.
В музыке осуществлен синтез элементов восточной мелизматической мелодии с западной действенной драматургией, с додекафонной техникой сочинения.В 70-е гг., не увлекшись ни стилем "новой простоты", широко распространившимся в Европе, ни методом полистилистики, которым активно пользовались ведущие композиторы ее поколения (А. Шнитке, Р. Щедрин и др.), - Губайдулина продолжала поиск в области звуковой выразительности (например, в Десяти этюдах для виолончели) и музыкальной драматургии. Концерт для фагота и низких струнных представляет собой острый "театральный" диалог "героя" (солирующего фагота) и "толпы" (группы виолончелей и контрабасов). При этом показан их конфликт, который проходит различные этапы взаимного непонимания.
Навязывание "толпой" своей позиции "герою" - внутренняя борьба "героя" - его "уступки толпе" и моральное фиаско главного "персонажа"."Час души" для солирующих ударных, меццо-сопрано и оркестра содержит противопоставление человеческого, лирического и агрессивного, бесчеловечного начал. Итогом служит вдохновенный лирический вокальный финал на возвышенные, "атлантские" стихи М. Цветаевой. В произведениях Губайдулиной появилось и символическое толкование исходных контрастных пар. "Светлое и темное" для органа, "Vivente - non vivente". ("Живое - неживое") для электронного синтезатора, "In croce" ("Крест накрест") для виолончели и органа (2 инструмента в ходе развития обмениваются своими темами).В 80-х гг. Губайдулина снова создает и произведения крупного, масштабного плана, и продолжает излюбленную "восточную" тему, и усиливает внимание к вокальной музыке.Утонченным восточным колоритом наделяется ею "Сад радости и печали" для флейты, альта и арфы.
В этом сочинении прихотлива тонкая мелизматика мелодии, изысканно сплетение инструментов высокого регистра.Концерт для скрипки с оркестром, названный автором "Offertorium", музыкальными средствами воплощает идею жертвования и возрождения к новой жизни. В качестве музыкального символа выступает тема из "Музыкального приношения" И. С. Баха в оркестровой обработке А. Веберна. Третий струнный квартет (одночастный) отступает от традиции классического квартета, он основан на контрасте "рукотворной" игры pizzicato и "нерукотворной" игры смычком, чему также придано символическое значение.Одним из лучших своих произведений Губайдулина считает "Perception" ("Восприятие") для сопрано, баритона и 7 струнных инструментов в 13 частях.
Возникло оно как результат переписки с Ф. Танцером, когда поэт присылал тексты своих стихотворений, а композитор давала на них и словесные, и музыкальные ответы. Так возник символический диалог Мужчины и Женщины на темы. Творец, Творение, Творчество, Тварь. Губайдулина добивалась здесь повышенной, проникающей выразительности вокальной партии и применила вместо обычного пения целую шкалу голосовых приемов. Чистое пение, пение с придыханием, Sprechstimme, чистая речь, речь с придыханием, интонированная речь, шепот. В отдельных номерах добавлена магнитная пленка с записью участников исполнения. Лирико-философский диалог Мужчины и Женщины, пройдя этапы его воплощения в ряде номеров (№ 1 "Взгляд", № 2 "Мы", № 9 "Я", № 10 "Я и Ты"), приходит к своей кульминации в № 12 "Смерть Монти".
Эта наиболее драматическая часть - баллада о черном коне Монти, который когда-то брал призы на скачках, а теперь предан, продан, забит, мертв. № 13 "Голоса" служит рассеивающим послесловием. Начальное и конечное слова финала - "Stimmen. Verstummen". ("Голоса. Умолкло...") послужили подзаголовком к крупной, двенадцатичастной Первой симфонии Губайдулиной, продолжившей художественные идеи "Perception".Путь Губайдулиной в искусстве может быть обозначен словами из ее кантаты "Ночь в Мемфисе". "Свершай дела свои на земле по велению своего сердца"..
Дополнительный поиск Губайдулина София Асгатовна
На нашем сайте Вы найдете значение "Губайдулина София Асгатовна" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Губайдулина София Асгатовна, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 27 символа