Скарлатти Доменико

151

( 25 X 1685, Неаполь - 23 VII 1757, Мадрид) ...Шутя и играя, в своих бешеных ритмах и головоломных прыжках, он утверждает новые формы искусства...К. КузнецовИз всей династии Скарлатти - одной из самых выдающихся в музыкальной истории - наибольшую славу снискал Джузеппе Доменико, сын Алессандро Скарлатти, ровесник И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. В летопись музыкальной культуры Д. Скарлатти вошел прежде всего как один из основоположников фортепианной музыки, создатель виртуозного клавесинного стиля.Скарлатти родился в Неаполе. Он был учеником своего отца и видного музыканта Г. Герца и уже в 16 лет стал органистом и композитором Неаполитанской королевской капеллы. Но вскоре отец отправляет Доменико в Венецию. Причины своего решения А.

Скарлатти объясняет в письме к герцогу Алессандро Медичи. "Я заставил его уехать из Неаполя, где вполне достаточно было места для его таланта, но талант его не для такого места. Мой сын - орел, у которого выросли крылья". 4 года занятий у виднейшего итальянского композитора Ф. Гаспарини, знакомство и дружба с Генделем, общение с прославленным Б. Марчелло - все это не могло не сыграть существенную роль в формировании музыкального дарования Скарлатти.Если Венеция в жизни композитора осталась порой учения и совершенствования, то в Риме, куда он переехал благодаря покровительству кардинала Оттобони, уже наступил период его творческой зрелости. В круг музыкальных связей Скарлатти входят Б. Паскуини и А. Корелли. Он пишет оперы для польской королевы-изгнанницы Марии Казимиры.

С 1714 г. Становится капельмейстером в Ватикане, создает много духовной музыки. К этому времени упрочивается слава Скарлатти-исполнителя. По воспоминаниям ирландского органиста Томаса Розенгрейва, способствовавшего популярности музыканта в Англии, он никогда не слышал таких пассажей и эффектов, превосходящих всякую степень совершенства, "словно за инструментом была тысяча дьяволов". Скарлатти, концертирующего виртуоза-клавесиниста, знала вся Европа. Неаполь, Флоренция, Венеция, Рим, Лондон, Лиссабон, Дублин, Мадрид - такова лишь в самых общих чертах география стремительных передвижений музыканта по столицам мира. Блистательному концертанту покровительствовали влиятельнейшие европейские дворы, высказывали расположение коронованные особы.

По воспоминаниям Фаринелли, друга композитора, у Скарлатти было много клавесинов, сделанных в различных странах. Каждый инструмент композитор называл именем какого-либо знаменитого итальянского художника, соответственно той ценности, которую он имел для музыканта. Любимый клавесин Скарлатти был назван "Рафаэль из Урбино".В 1720 г. Скарлатти навсегда покинул Италию и отправился в Лиссабон ко двору инфанты Марии-Барбары в качестве ее учителя и капельмейстера. На этой службе он провел всю вторую половину жизни. Впоследствии Мария-Барбара стала испанской королевой (1729) и Скарлатти последовал за ней в Испанию. Здесь он общался с композитором А. Солером, через творчество которого влияние Скарлатти сказалось на испанском клавирном искусстве.Из обширного наследия композитора (20 опер, ок.

20 ораторий и кантат, 12 инструментальных концертов, мессы, 2 "Miserere, Stabat mater") живое художественное значение сохранили клавирные произведения. Именно в них с истинной полнотой проявился гений Скарлатти. Наиболее полное собрание его одночастных сонат содержит 555 сочинений. Сам композитор называл их упражнениями и писал в предисловии к прижизненному изданию. "Не жди - будь ты дилетант или профессионал - в этих произведениях глубокого плана. Бери их как забаву, дабы приучить себя к технике клавесина". Эти бравурные и остроумные произведения полны задора, блеска и выдумки. Они вызывают ассоциации с образами оперы-buffa. Многое здесь и от современного им итальянского скрипичного стиля, и от народной танцевальной музыки, причем не только итальянской, но также испанской и португальской.

Народное начало своеобразно сочетается в них с лоском аристократизма. Импровизационность - с прообразами сонатной формы. Совершенно новой была специфически клавирная виртуозность. Игра регистров, перекрещивание рук, огромные скачки, ломаные аккорды, пассажи двойными нотами. Музыку Доменико Скарлатти постигла сложная судьба. Вскоре после смерти композитора ее забыли. Рукописи сочинений попали в различные библиотеки и архивы. Оперные же партитуры почти все безвозвратно утрачены. В XIX в. Интерес к личности и творчеству Скарлатти начал возрождаться. Многое из его наследия было обнаружено и опубликовано, стало известно широкой публике и вошло в золотой фонд мировой музыкальной культуры..

Значения в других словарях
Симфония

Среди многочисленных музыкальных жанров одно из самых почетных мест принадлежит симфонии. Всегда, с момента своего возникновения и до наших дней, она чутко отражала свое время. Симфонии Моцарта и Бетховена, Берлиоза и Малера, Прокофьева и Шостаковича - это размышления об эпохе, о человеке, о путях мира, путях жизни на земле. Симфония как самостоятельный музыкальный жанр возникла сравнительно недавно. Каких-нибудь два с половиной столетия тому назад. Однако за этот исторически недолгий срок она п..

Скарлатти Алессандро

( 2 V 1660, Палермо - 22 X 1725, Неаполь) Человек, к художественному наследию которого сводят в настоящее время. Всю неаполитанскую музыку XVII века, - это Алессандро Скарлатти.Р. РолланИтальянский композитор А. Скарлатти вошел в историю европейской музыкальной культуры как глава и родоначальник широко известной в конце XVII - начале XVIII в. Неаполитанской оперной школы. Биография композитора до сих пор изобилует белыми пятнами. Особенно это касается его детства и ранней юности. Долгое время сч..

Скерцо

Итальянское слово scherzo в переводе - шутка. Издавна оно привилось в музыке для обозначения ее характера - живого, веселого, шутливого. Бетховен ввел название скерцо для одной из средних частей симфонии вместо традиционного ранее менуэта. А в середине XIX века композиторы стали называть так и самостоятельные пьесы, причем не только шутливые, но иногда и драматические или имеющие зловещий оттенок. Так, широко известны скерцо Шопена - фортепианные пьесы, отличающиеся богатством образов, разнообра..

Скрипичный Ключ

См. Ключ.. ..

Дополнительный поиск Скарлатти Доменико Скарлатти Доменико

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Скарлатти Доменико" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Скарлатти Доменико, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 18 символа