Данилевский

188

ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822-1885) - русский публицист, социальный мыслитель, культуролог, идеолог панславизма. Магистр ботаники Петербургского университета (1849). За научно-административную деятельность награждался золотой медалью Русского географического общества. Директор Никитского ботанического сада (1879). Основные сочинения. "Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому" (1869), "Дарвинизм. Критическое исследование" (1885-1889), "Сборник политических и экономических статей" (1890) и др. Известность приобрел благодаря работе "Россия и Европа", вызвавшей острую полемику и зачастую несправедливую критику (например, со стороны В. Соловьева, Кареева).

Критики обратили внимание прежде всего на поверхностный, связанный с "восточным вопросом", слой книги и проигнорировали (за исключением Страхова и Леонтьева) ее более глубокий социологический и философско-исто-рический план, обнаруживший свое значение позднее. Рассуждая в русле методологии натурализма и отвергая европоцентристский эволюционный принцип объяснения истории, Д. Считал невозможной общую теорию общества, управляемого всеобщими законами. Общество - не особая целостность, но только сумма национальных организмов, развивающихся на основе морфологического принципа, т.е. По собственным имманентным законам. Д., следовательно, наметил одну из ранних форм структурно-функционального анализа социальных систем.

Человечество в различных точках роста укладывается в крупные социальные формы (организмы), называемые Д. "культурно-историческими типами" (цивилизациями). "Типы" есть интеграция существенных признаков определенного социального организма, объективирующих национальный характер. Положительную роль в истории, по Д., сыграли 11 основных культурно-исторических типов. Египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский или древнесемитический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический или аравийский, романо-германский или европейский. Ряд народов не сложились в культурный тип и выполняют либо функцию "бичей Божиих", т.е. Разрушителей отживших культур, либо составляют "этнографический материал" для других цивилизаций.

В идеальном плане культура структурируется на 4 разряда (или основы). Религия. Культура в узком смысле слова (наука, искусство и промышленность). Политика. Общественно-экономическая деятельность. Исторически существовавшие культурно-исторические типы развивали какой-либо один разряд, либо, в лучшем случае, - два (как европейский). Восточнославянский же тип, по мнению Д., будет первым полным "четырехосновным" культурно-историческим типом. На этом основывались вызвавшие неприятие многих современников политические выводы Д. О месте России в Европе и о славянском мире, который ради спасения своей самобытности должен объединиться в особый культурно-исторический тип и отказаться от подражательности иным культурам. Д., используя биологические аналогии, формулирует законы эволюции культурно-исторических типов.

Основы цивилизации одного типа не передаются цивилизациям другого типа. Попытка заменить такие основы ведет к уничтожению культуры. Однако Д. Не отрицает культурную преемственность, адекватной формой которой является метод "почвенного удобрения", т.е. Знакомство народа с чужим опытом и использование его наименее национально окрашенных элементов. Особое значение для развития цивилизации имеет политическая интеграция культурно близких народов. Выход интеграции за пределы культурного типа приносит только вред. Культурно-исторический тип переживает ряд этапов, причем если период накопления культурного запаса народом неопределенно долог, то период цивилизации ("плодоношения", "растраты", "творчества") весьма короток, культура быстро иссякает и приходит к естественному концу.

Д. Одним из первых увидел опасность концепции линейного прогресса, подчеркнув гибельность для человечества господства какого-либо одного культурно-исторического типа. Ни одна цивилизация не может утверждать, что она представляет высшую точку истории, каждая вносит свои плоды, идет в своем направлении и только в этом многообразии и осуществляется прогресс. Не существует никакой абстрактной общечеловеческой задачи. От общечеловеческого нужно отличать всечеловеческое как совокупность всего национального. Всечеловеческое подобно городу, где каждый отстраивает свою улицу по собственному плану, а не теснится на общей площади и не берется за продолжение чужой улицы. В таком развитии и заключается социальный идеал.

Концепция Д. Стала одной из первых попыток обоснования взгляда на историю как на нелинейный многовариантный процесс. Будучи недооцененными в момент создания, идеи Д. Оказались созвучными многим концепциям 20 в. Теории локальных цивилизаций, теории аккультурации, социологии знания и т.д..

Значения в других словарях
Данилевский

IДаниле́вский Александр Сергеевич [19.2(4.3).1911, с. Олефировка, ныне Полтавской обл., — 27.6.1969, Ленинград], советский энтомолог, доктор биологических наук (1962), профессор (1963). Заведующий кафедрой энтомологии (с 1955) и декан биолого-почвенного факультета ЛГУ (с 1966). Основные работы по систематике, экологии и физиологии насекомых. Исследования Д. И его школы экологов-экспериментаторов по проблеме фотопериодизма и сезонно-циклических явлений у членистоногих, представляющие оригинальное..

Данилевский

ДАНИЛЕВСКИЙ Александр Яковлевич (1838-1923), один из основоположников биохимии в России. Осн. Труды по химии белков, в т. Ч. Про-теолитических ферментов, биохимии питания.2.. ..

Данилевский

ДАНИЛЕВСКИЙ Григорий Петрович (1829 - 90), русский писатель. Романы "Мирович" (1879), "Княжна Тараканова" (1883), "Сожженная Москва" (1886) - занимательное чтение на историческом материале из эпохи 18 - начала 19 вв.. ..

Данилевский

ДАНИЛЕВСКИЙ Григорий Петрович (1829-1890) - русский писатель. Р. В богатой дворянской семье, учился в Петербургском университете. В 1849 был арестован по делу Петрашевского. В 1850-1857 служил в мин. Нар. Просв. В 1868-1881 редактировал «Правительственный вестник».Д. - автор ряда исторических романов и повестей, пользовавшихся в свое время большой популярностью и переведенных на ряд иностранных яз. «Мирович» (1879), «Сожженная Москва» (1886), «Черный год» (1889), «Потемкин на Дунае» и мн. Др. Э..

Данилевский

Поэт.{Венгеров}. ..

Данилевский

ДАНКОВ ДАНИЛЕВИЧ ДАНИЛЕНКО ДАНИЛИН ДАНИЛИХИН ДАНИЛИШИН ДАНИЛКИН ДАНИЛОВ ДАНИЛОВИЧ ДАНИЛЬЦЕВ ДАНИЛЬЧЕНКО ДАНИЛЬЧЕВ ДАНИЛЬЧИК ДАНИЛЬЧУК ДАНИЛЮК ДАНИЛЯК ДАНОВ ДАНОВИЧ ДАНЧЕНКО ДАНЧИН ДАНШИН ДАНЩИН ДАНЬКОВ ДАНЬШИН ДАХНОВ ДАНИЛЕВСКИЙ ДАНИЛЕЙКО ДАНИЛИЧЕВ ДАНИЛКО ДАНИЛОВСКИЙ ДАНИЧ ДАНИШКИН ДАНЧЕВ ДАНЮК ДАНЮКОВ ДАНИЛЫЧЕВ ДАНЧЕНКОВ ДАНИШЕВСКИЙ ДАНИШЕВИЧ ДАНЧИКОВ ДАНЧУК ДАНИЛЫЧЕВ ДАНЧЕНКОВ ДАНИШЕВСКИЙ ДАНИШЕВИЧ ДАНЧИКОВ ДАНЧУКПравославное крестильное имя Данила имело достаточно широкое Даниил означает по-..

Данилевский

Николай Яковлевич (28.XI.1822 - 7.XI.1885) - рус. Публицист, естествоиспытатель. Чл. Рус. Географич. Об-ва. Идеолог пореформ. Славянофильства и панславизма. Окончил Петерб. Ун-т (1847). В кон. 40-х гг. Участвовал в кружках петрашевцев, по делу к-рых в 1850 был выслан из Петербурга. Осн. Обществ. Филос. Соч. Д. "Россия и Европа" ("Заря", 1869, No 5-6, 8-9, отд. Изд., СПБ, 1871) было публицистич. Откликом на общеполитич. И междунар. Проблемы современности и попыткой разрешения проблемы ист. Роли Р..

Дадаизм

ДАДАИЗМ - направление в модернизме, культивируемое в период с 1916 по 1921 и связанное с именами таких авторов, как Т. Тцара (основоположник Д.), X. Балль, Р. Хюльзенбек, Г. Арп, М. Янко, Г. Прайс, Р. Хаусман, В. Меринг, О'Люти, Ф. Глаузер, П.А. Биро, М. Д'Ареццо, Дж. Канторелли, Р. Ван Реез, Г. Тойбер, А. Морозини, Ф. Момбелло-Пасквати, Ф. Пикабия, К. Швиттерс и др. Д. Был поддержан А. Брето-ном, Ф. Супо (см. СЮРРЕАЛИЗМ), П. Реверди, П. Элюаром, Л. Арагоном и др. В определенный период своего тв..

Дамиани

ДАМИАНИ Петр - см. ПЕТР ДАМИАНИ.. ..

Данте

ДАНТЕ Алигьери (Dante Alighieri) (1265-1321) - итальянский поэт общеевропейского и мирового масштаба, мыслитель и политический деятель позднего средневековья, гуманист, основоположник итальянского литературного языка. Перу Д. Принадлежат. Грандиозная философская поэма. "Божественная комедия", фактически представляющая собою обзор всей предшествующей культурной традиции (как в проблемном, так и персональном планах). Трактат "Пир" - первый прецедент ученой прозы на итальянском языке (volgare) и пе..

Дао

ДАО (кит. - Бог, слово, логос, путь) - понятие древнекитайской философии, обозначающее то, что. Не имея ни имени, ни формы. Будучи вечно единым, неизменным, непреходящим, существующим от века. Являясь неслышимым, невидимым, недоступным для постижения - неопределяемым, но совершенным. Находясь в состоянии покоя и неизбывного движения. Выступая первопричиной всех изменений, - является "матерью всех вещей", "корнем всего". Д. - ("всеединое" по Лао-цзы) - зависит лишь от себя самого. "человек зависи..

Дополнительный поиск Данилевский Данилевский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Данилевский" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Данилевский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 11 символа