Кун

128

КУН (Kuhn) Томас Сэмюэл (1922-1996) - американский философ и историк науки, один из лидеров современной постпозитивистской философии науки. В отличие от логического позитивизма, занимавшегося анализом формально-логических структур научных теорий, К. Одним из первых в западной философии акцентировал значение истории естествознания как единственного источника подлинной философии науки. Проблемам исторической эволюции научных традиций в астрономии была посвящена первая книга К. "Коперникан-ская революция" (1957), где на примерах птолемеевской и сменившей ее копериканской традиций К. Впервые осуществил реконструкцию содержательных механизмов научных революций. Коперниканский переворот при этом рассматривается им как переход научного сообщества к принципиально иной системе мировидения, что стало возможным благодаря не только внутринаучным факторам развития, но и различным социальным процессам ренессансной культуры в целом.

Свою конкретизацию и наиболее яркое выражение позиция К. Нашла в его следующей книге "Структура научных революций" (1962), которая инициировала постпозитивистскую ориентацию в современной философии науки и сделала К. Одним из ее наиболее значимых авторов. Анализируя историю науки, К. Говорит о возможности выделения следующих стадий ее развития. Допарадигмальная наука, нормальная наука (парадигмаяьная), экстраординарная наука (вне-парадигмальная, научная революция). В допарадигмальный период наука представляет собой эклектичное соединение различных альтернативных гипотез и конкурирующих научных сообществ, каждое из которых, отталкиваясь от определенных фактов, создает свои модели без особой апелляции к каким-либо внешним авторитетам.

Однако со временем происходит выдвижение на первый план какой-то одной теории, которая начинает интерпретироваться как образец решения проблем и составляет теоретическое и методологическое основание новой парадигмальной науки. Парадигма (дисциплинарная матрица) выступает как совокупность знаний, методов и ценностей, безоговорочно разделяемых членами научного сообщества. Она определяет спектр значимых научных проблем и возможные способы их решения, одновременно игнорируя не согласующиеся с ней факты и теории. В рамках нормальной науки прогресс осуществляется посредством кумулятивного накопления знаний, теоретического и экспериментального усовершенствования исходных программных установок. Вместе с тем в рамках принятой парадигмы ученые сталкиваются с рядом "аномальных" (т.е.

Не артикулируемых адекватно в рамках принятой парадигмы) фактов, которые после многочисленных неудачных попыток эксплицировать их принятым способом, приводят к научным кризисам, связанным с экстраординарной наукой. Эта ситуация во многом воспроизводит допарадигмальное состояние научного знания, поскольку наряду со старой парадигмой активно развивается множество альтернативных гипотез, дающих различную интерпретацию научным аномалиям. Впоследствие из веера конкурирующих теорий выбирается та, которая, по мнению профессионального сообщества ученых, предлагает наиболее удачный вариант решения научных головоломок. При этом приоритет той или иной научной теории отнюдь не обеспечивается автоматически ее когнитивными преимуществами, но зависит также от целого ряда вненаучных факторов (психологических, политических, культурных и т.п.).

Достижение конвенции в вопросе выбора образцовой теории означает формирование новой парадигмы и знаменует собой начало следующего этапа нормальной науки, характеризующегося наличием четкой программы деятельности и искусственной селекцией альтернативных и аномальных смыслов. Исключение здесь не составляет и тот массив знаний, который был получен предшествующей историей науки. Процесс принятия новой парадигмы, по мнению К., представляет собой своеобразное переключение гештальта на принципиально иную систему мировидения, со своими образами, принципами, языком, непереводимыми и несоизмеримыми с другими содержательными моделями и языками. Видимость кумулятивной преемственности в развитии знания обеспечивается процессом специального образования и учебниками, интерпретирующими историю науки в соответствии с установками, заданными господствующей парадигмой.

В силу этого достаточно проблематично говорить о действительном прогрессе в истории естествознания. Усовершенствование и приращение знания отличает только периоды нормальной науки, каждый из которых формирует уникальное понимание мира, не обладающее особыми преимуществами по сравнению с остальными. К. Предпочитает говорить не столько о прогрессе, сколько об эволюции (наподобие биологической), в рамках которой каждый организм занимает свою нишу и обладает своими адаптационными возможностями. Куновская интерпретация научного прогресса вызвала всплеск критических публикаций, и его последующие работы были связаны с уточнением исходных положений, сформулированных в "Структуре научных революций". В своей монографии "Теория черного тела и квантовая прерывность.

1894-1912" (1978) К. Анализирует социально-психологические и теоретико-методологические факторы революции в квантовой физике, на примере которой показывает парадоксальную перманентность революционных открытий, психологию гештальт-переклю-чения при создании новых научных сообществ. Концепция К. Оказала огромное влияние на современную философию науки. Обоснованные им историко-эволюционистский подход, антикумулятивизм, идея о социокультурной обусловленности научного познания (экстернализм), введенные понятия парадигмы и научной революции в значительной степени способствовали преодолению неопозитивистской традиции в философии науки и оформлению постпозитивизма, социологии и психологии науки..

Значения в других словарях
Кун

I(Кип) Бела (20.2.1886 — 30.11.1939), деятель венгерского и международного рабочего движения. Родился в м. Силадьчех (современная Трансильвания) в семье деревенского писаря. Окончил среднюю школу в г. Клуж. В 1902 вступил в Социал-демократическую партию Венгрии (СДПВ). В 1904—05 обучался на юридическом факультете университета, затем работал журналистом, служащим больничной кассы в Клуже. В 1913 участвовал (от Клужской организации) в работе 20-го съезда СДПВ. Во время 1-й мировой войны 1914—18 бы..

Кун

КУН (Kuhn) Томас> (родился в 1922), американский философ и историк науки. В его работе "Структура научных революций" (1963), получившей широкую известность, история> науки представлена как чередование эпизодов конкурентной борьбы между различными научными сообществами. Ввел в современную методологию науки понятие> научной революции как смены парадигм.. ..

Кун

Выкуп. ..

Кун

М.1) Выкуп за убийство родственникам убитого, спасающий от кровной мести (у тюркских и кавказских народов).2) Выкуп родителям жениха в случае расстройства сватовства по вине семьи невесты (у тюркских и кавказских народов).. ..

Кун

Куна, мн. Нет, м. (перс. - кровь). Пережиток родового быта у тюркских и кавказских народностей, состоящий в уплате выкупа за убийство с целью освободиться от кровной мести.. ..

Кун

Кун Бела (1886-1939?). Венгерский коммунистический лидер. Родился в Трансильвании, в молодости вступил в венгерскую социал-демократическую партию, во время русского плена примкнул к большевикам. Был организатором Венгерской компартии и руководителем Венгерской Советской Республики в 1919 г. Кун сначала поддерживал Зиновьева, потом последовал за Сталиным и стал вождем ИККИ. Был обвинен в 1937 г. В "троцкизме" и, вероятно, расстрелян в 1939 г.. ..

Кун

КУН (Kuhn) Рихард (1900-67), немецкий химик. В 1938 г. Вместе с Полем КАРРЕРОМ был представлен к Нобелевской премии в области химии. Они исследовали КАРОТИНОИДЫ и пытались выделить витамин В2. Нацисты заставили его отказаться от премии, и он не получал ее до конца Второй мировой войны.. ..

Кун

(1Пар 18.8)-см. Берот.. ..

Кун

1.(Kun), Бела (20.II.1886 - 30.XI.1939) - деятель венг. И междунар. Рабочего движения. Род. В местечке Леле в семье деревенского писаря. С 16 лет участвовал в рабочем движении. В 1902 вступил в Социал-демократич. Партию Венгрии. Вел пропагандистскую работу среди студентов в Будапеште, где участвовал в создании марксистских студенческих орг-ций. В 1905 руководил забастовками, сопровождавшимися столкновениями с полицией, за что неоднократно подвергался арестам. В 1909 решительно выступил против бе..

Культурного Отставания Концепция

КУЛЬТУРНОГО ОТСТАВАНИЯ КОНЦЕПЦИЯ - интерпретация культурно-исторического процесса в рамках философии техники. Сформулирована Отборном и Вебленом на базе общей методологической установки технологического детерминизма. Развитие техники выступает детерминантой социокультурного процесса (Веблен), причем сферы техники и культуры развиваются с различной скоростью (Огборн). В рамках концепции К.О. Выделяются так называемая "материальная культура", обладающая внутренним эволюционным потенциалом и фактич..

Культурология

КУЛЬТУРОЛОГИЯ - гуманитарная дисциплина, изучающая культуру в совокупности ее цельных исторических форм. К., в отличие от философии культуры, не ставит перед собой задачи раскрыть сущностные основания и универсальные принципы культуры как таковой. Цель К. - реконструкция культурного универсума ("картины мира"), определяющего целостное мировосприятие человека конкретной исторической эпохи. Данная цель реализуется посредством решения следующих задач. Анализ целостных синхронных "срезов" культуры. ..

Кьеркегор

КЬЕРКЕГОР, Киркегор (Kierkegaard) Серен (1813-1855) - датский философ и писатель. Творчество К., укорененное в интимно-личностных переживаниях и рефлексии самонаблюдения, неразрывно связано с его личной жизнью, к наиболее существенным моментам которой относится. Суровое христианское воспитание, проходившее под определяющим влиянием отца, по воле которого К. Стал студентом теологического факультета, сочетая занятия с увлечением эстетикой и богемным образом жизни. Разрыв с невестой, ставший поворо..

Кэрролл

КЭРРОЛЛ (Carroll) Льюис (настоящее имя - ДОДЖСОН Чарльз Лутвидж) (1832-1898) - британский писатель, математик, один из творцов литературы "нонсенса" (англ, nonsense - бессмыслица). Священник (сан диакона - 1861), магистр математики (1857). Преподаватель оксфордского колледжа Крайст-черч. Основные сочинения. "Конспекты по плоской алгебраической геометрии Чарлза Лютвиджа Доджсо-на" (1860), "Руководство для изучающих математику" (1864), "Приключения Алисы в Стране Чудес" (1865), "Сведения детермина..

Кун

Кун, город Адраазара, царя сувского (1Пар 18:8), где Давид взял много меди. Впоследствии Соломон приказал сделать из этого металла "медное море". Римляне называли этот город Конна. Ныне на месте К., в 807 км от Бейрута и в 34 км сев.-вост. Баальбека, расположено селение Рас-Баальбек.. ..

Кун

- название города, упоминаемого в (1Пар.18:8 ) и во (2Цар.8:8 ), называемого Берофа. Это был один из городов Адраазара, царя Сувского. Царь Давид, взявши оный вывез отсюда весьма много меди, употребленной впоследствии Соломоном на устройство в храме медного моря, умывальницы, столбов и всех сосудов. По Фюрсту, название соответствует названию Сатурн и что означенное название город получил от того, что основателем сего города почитался Сатурн или от того, что здесь покланялись означенному языческо..

Кун

Куна, название хорватской денежная единица в период второй мировой войны. ..

Дополнительный поиск Кун Кун

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кун" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кун, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 3 символа