Кьеркегор

84

КЬЕРКЕГОР, Киркегор (Kierkegaard) Серен (1813-1855) - датский философ и писатель. Творчество К., укорененное в интимно-личностных переживаниях и рефлексии самонаблюдения, неразрывно связано с его личной жизнью, к наиболее существенным моментам которой относится. Суровое христианское воспитание, проходившее под определяющим влиянием отца, по воле которого К. Стал студентом теологического факультета, сочетая занятия с увлечением эстетикой и богемным образом жизни. Разрыв с невестой, ставший поворотным событием в жизни К., после которого вскоре и начался новый этап в его жизни - творческое затворничество, а также предпринятая им в последние годы жизни страстная полемика с официальной церковью, за которой К.

Не признавал какой-либо причастности к истинному христианству. К. Отличался поразительной работоспособностью (почти все основные произведения. "Или-Или", "Страх и трепет", "Повторение", "Философские крохи", "Понятие страха", "Этапы жизненного пути", "Заключительное ненаучное послесловие к философским крохам" - были опубликованы им за четыре года, с 1843 по 1846. В 1849 вышла в свет "Болезнь к смерти") и литературной плодовитостью (один только "Дневник" К. Занял 14 печатных томов). Свои труды (исключая "Назидательные речи", носившие характер религиозных проповедей) К. Публиковал под различным псевдонимами, созвучными идее произведения. Определенное влияние на мировоззрение К. Оказал романтизм (магистерская диссертация К.

Была посвящена понятию иронии). Прояснение собственных философских позиций осуществлялось К. В русле критики философского рационализма Гегеля. К. Подверг критике основополагающий принцип гегелевской философии о тождестве мышления и бытия, указав на его тавтологичность и противопоставив ему существование (existenz) как то, что как раз и разделяет мышление и бытие. Постулируя экзистенциальный характер истины, К. Исключает ее из сферы научного знания с его принципами объективности и систематичности. Объективное мышление ввиду его абстрактности и общезначимости не затрагивает существующей субъективности, в которой, по убеждению К., и обретается истина. Философская система, которая может быть построена только с точки зрения вечности, предполагает исключение "истинно конкретного", единичного человеческого существования, чьим определяющим условием является "временность".

Полагая в качестве исходного пункта философии не вневременное всеобщее, но саму экзистенцию, К. Вместе с тем отрицает способность логического мышления понять ее, что обусловлено разными планами бытия логического и экзистенциального. А именно возможностью и действительностью (соответственно). При этом решающую роль, по мнению К., играет несовместимость логики и диалектики, что проявляется, прежде всего, в неспособности логики выразить движение, становление. Понимая экзистенцию как нечто по самому существу своему диалектическое, К. Противопоставляет гегелевской диалектике как логике бытия и мышления (К. Называет ее "количественной") экзистенциальную диалектику ("качественную", по его определению). В последней, "прыжок" - как переход в новое качество - необъясним ("количество" не может быть предпосылкой "качества", а противоречия непримиримы, ибо "снятие принципа противоречия для существующего означает, что он сам должен перестать существовать").

Диалектический аспект проблемы, говорит К., требует мышления иного рода, нежели мышление абстрактное, чистое от собственного существования мыслителя, а именно мышления-страсти, способного на удерживание качественной диалектики существования и предполагающего бесконечный интерес существующего индивидуума к своей экзистенции. Взяв за критерий энергию отношения человека к Богу, К. Выделяет три стадии существования. Эстетическую, этическую и религиозную. "Эстетический" человек, в своем стремлении к наслаждению ориентированный на внешнее, не является у К. Собственно личностью, имеющей свой центр в самой себе, - что выступает необходимой предпосылкой богоотношения. Подлинное существование носит эти-ческо-личностный характер.

При этом личность как конкретное выступает у К. Условием осуществления этического как общего, т.е. Имеет этическое (долг) не вне себя, а в самой себе. Этическое содержание существования концентрируется у К. В понятии выбора. К. Интересует только абсолютный выбор, который, будучи осуществлением свободы, (признаваемой им исключительно в сфере "внутреннего" (InnerlichKeit), означает выбор человеком не "того или другого", но самого себя в своем вечном значении, т.е. Грешным, виновным и раскаивающимся перед Богом. Средоточием третьей, религиозной, стадии является у К. Мгновение прыжка веры, которое открывает истинный смысл существования, состоящий в абсолютном отношении к Богу, т.е. Парадоксальном соприкосновении временного и вечного, - что, в свою очередь, является экзистенциальным повторением абсолютного Парадокса.

Существующего (= временного) вечного, когда Бог существовал в образе человека. Как высшая страсть вера осуществляется, согласно К., вопреки разуму и этическому, утверждая себя через абсурд. Подчеркивая личный характер богоотношения, К. Отвергает опосредованную связь с Богом, признавая абсолютную невыразимость опыта веры, - выступая тем самым преемником той линии в интерпретации христианства, которая идет от посланий апостола Павла, через философию Тертуллиана, Августина, средневековой мистики и Паскаля к знаменитому "Sola fide" - "только верой" (спасется человек) - Лютера. Всякий экзистенциальный опыт обретает у К. Подлинный смысл и относится к сфере истинного существования постольку, поскольку содействует осознанию человеком религиозного значения своей личности (в противоположность существованию неистинному, связанному с рассеиванием субъективности и, следовательно, уводящему от Бога).

Особое внимание при этом К. Уделяет страху, связанному с переживанием личностью своего существования как бытия "лицом к смерти", а также отчаянию как "исходной точке для достижения абсолютного". Существование, согласно К., требует постоянного духовного напряжения и страдания (в особенности на религиозной стадии). Основные экзистенциальные понятия, призванные описать непознаваемую и немыслимую в своей тайне экзистенцию, не выводятся последовательно одно из другого, но взаимообусловлены таким образом, что каждое понятие уже содержит в себе все остальные. Широкую известность философия К. Получила только в 20 в., оказавшись созвучной и устремлениям протестантской неоортодоксии, и исканиям зарождающегося экзистенциализма.

Заострение нравственных и религиозных проблем человеческого существования сближает философию К. С творчеством Достоевского. Иррационалистический пафос философии К., отказ разуму в познании "последних истин" бытия, открывающихся во "внезапности загадочного", совпадает с духом и основной идеей творчества Шестова..

Значения в других словарях
Кьеркегор

Киркегор (Kierkegaard) Сёрен (5.5.1813, Копенгаген, — 11.11.1855, там же), датский теолог, философ-идеалист и писатель. Изучал философию и теологию в Копенгагенском университете. После разрыва с невестой в 1841 вёл замкнутую жизнь одинокого мыслителя, наполненную интенсивной литературной работой. В конце жизни вступил в бурную полемику с официальными теологическими кругами. Многие из своих трудов («Или — или», «Страх и трепет», 1843, «Философские крохи», 1844 и др.) К. Публиковал под различными..

Кьеркегор

См. Киркегор. ..

Культурология

КУЛЬТУРОЛОГИЯ - гуманитарная дисциплина, изучающая культуру в совокупности ее цельных исторических форм. К., в отличие от философии культуры, не ставит перед собой задачи раскрыть сущностные основания и универсальные принципы культуры как таковой. Цель К. - реконструкция культурного универсума ("картины мира"), определяющего целостное мировосприятие человека конкретной исторической эпохи. Данная цель реализуется посредством решения следующих задач. Анализ целостных синхронных "срезов" культуры. ..

Кун

КУН (Kuhn) Томас Сэмюэл (1922-1996) - американский философ и историк науки, один из лидеров современной постпозитивистской философии науки. В отличие от логического позитивизма, занимавшегося анализом формально-логических структур научных теорий, К. Одним из первых в западной философии акцентировал значение истории естествознания как единственного источника подлинной философии науки. Проблемам исторической эволюции научных традиций в астрономии была посвящена первая книга К. "Коперникан-ская рев..

Кэрролл

КЭРРОЛЛ (Carroll) Льюис (настоящее имя - ДОДЖСОН Чарльз Лутвидж) (1832-1898) - британский писатель, математик, один из творцов литературы "нонсенса" (англ, nonsense - бессмыслица). Священник (сан диакона - 1861), магистр математики (1857). Преподаватель оксфордского колледжа Крайст-черч. Основные сочинения. "Конспекты по плоской алгебраической геометрии Чарлза Лютвиджа Доджсо-на" (1860), "Руководство для изучающих математику" (1864), "Приключения Алисы в Стране Чудес" (1865), "Сведения детермина..

Лабиринт

ЛАБИРИНТ - образ-метафора постмодернизма - один из центральных элементов системы понятий философского миропонимания Борхеса (см. Эссе. "Сад расходящихся тропок", 1944. "Дом Астерия", 1949. "Абенхакан эль Боха-ри, погибший в своем лабиринте", 1949 и др.) и Эко (см. "Имя розы", 1980. "Заметки на полях "Имени розы", 1983. "Путешествия в гиперреальности", 1987. "Пределы Интерпретации", 1990. "Остров прежнего дня", 1994. "Поиск совершенного языка", 1995 и др.). У Борхеса выступал, в частности, своеоб..

Дополнительный поиск Кьеркегор Кьеркегор

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кьеркегор" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кьеркегор, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 9 символа