Леонтьев

207

• ЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич (1903-1979) - советский психолог, профессор (1932), доктор педагогических наук (1941), академик АПН РСФСР (1950), основатель (1965) и декан психологического факультета Московского университета (по 1979). Академик Академии педагогических наук СССР. Почетный член Венгерской Академии наук, почетный доктор Парижского и Будапештского университетов, почетный член Итальянской психологической ассоциации, президент Общества психологов СССР, президент, позже член Исполкома Международного союза научной психологии. Лауреат Ленинской премии (1963). Основные сочинения. "Развитие памяти" (1931), "Очерк развития психики" (1947), "Очерки психологии детей" (1950), "Проблемы развития психики" (1959), "Деятельность.

Сознание. Личность" (1975) и др. Экспериментальные и теоретические работы Л. Посвящены проблемам общей, детской и возрастной, педагогической психологии, патопсихологии, социальной и инженерной психологии, зоопсихологии. Л. Исследовал проблему генезиса психики, ее биологической эволюции и общественно-исторического развития. Выдвинул гипотезу о возникновении чувствительности в связи с переходом от жизни в гомогенной среде к жизни в вещно-оформленной среде. Формирование элементарных форм психики, по Л., обусловливается в значительной степени изменением условий существования и характера жизнедеятельности организмов. Элементарная чувствительность проявляется в реакциях, ориентирующих организм на витально-безразличные, но тесно связанные с жизненнозначи-мыми свойствами факторы окружающей среды.

Возникновение чувствительности, появление ориентировочных реакций возможны лишь в условиях активного действия в поисковой ситуации. Л. Разработал новую периодизацию стадий развития психики в ходе биологической эволюции, выделив сенсорную психику, перцептивную психику, интеллектуальное поведение и дав характеристику каждой из этих стадий. Ключевыми понятиями анализа закономерностей развития психики Л. Считал понятия "жизнь", "жизнедеятельность" и "деятельность". На основе деятельностного подхода Л. Разработал конкретно-психологическую теорию сознания человека. Необходимость возникновения сознания, по Л., формируется лишь в контексте продуктивной деятельности (изготовление вещи по образцу или ее изображение), требующей сопоставления имеющегося у человека представления с этапами его реализации в продукте ("внутреннее при-меривание").

Это сопоставление требует, чтобы представление выступало для человека в одной плоскости с предметным миром, не сливаясь однако с ним, чтобы человек мог действовать с образом, прежде чем он начнет действовать с предметом. Л. Дал психологическое обоснование принципу единства сознания и деятельности, согласно которому источником бытийных (т.е. Поддающихся объективации) характеристик сознания является человеческое действие, обладающее биодинамической и чувственной тканью. Двумя главными образующими сознания Л. Считал смысл и значение. Понятие смысла, по Л., выражает укорененность индивидуального познания в бытии человека, а понятие значения - подклю-ченность этого сознания к общественному сознанию. Л. Выдвинул положение о формировании в психике особой интегральной структуры амодального характера - "образа мира" как условия адекватного восприятия и отдельного предмета и предметного мира в целом.• ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич (1831-1891) - русский мыслитель, писатель и публицист.

Ведущий идеолог панславизма. По окончании медицинского факультета Московского университета принимал участие в Крымской войне 1853-1856 в качестве военного медика. В 1863-1873 - на дипломатической службе (консул в различных греческих городах). За три месяца до смерти тайно постригся в монахи. Своим учителем Л. Называл Данилевского, но все творчество Л. Свидетельствует о нем как о самостоятельном и оригинальном мыслителе, "предшественнике Ницше" (Бердяев). В философии Л. Центральное место отведено двум принципам. Личному Православию (религиозности) и эстетизму (доходящему до принципиального аморализма), которые тесно переплетены и взаимно обусловлены, Зеньковский указывал на религиозность как единственный принцип философии Л.

Ярко выраженная консервативность и реакционность взглядов Л. Коренится в его "катастрофическом чувстве жизни" (Бердяев - ср. С понятием "трагического чувства жизни" у Унамуно), в натуралистическом и апокалиптическом понимании истории. Историософия, антропология и политические доктрины Л. Покоятся на принятии за истину "космического закона разложения" всего существующего. В истории этот закон выражен в "триедином процессе" развития любого общества, которое проходит три стадии существования. Первичной простоты. Цветущей сложности (апогея, полноты развития). Вторичного смесительного упрощения (всеобщей нивелировки и как следствие - смерти). Это - естественный ход вещей, который человек не может изменить. История фаталистична, в ней нет места человеческой свободе и активности.

Антропология Л. Отрицает веру в земного Человека, в идеальное, самостоятельное, автономическое достоинство лица, которому поклоняются в Европе с конца 18 в. "Свободный индивидуализм" и "атомизм" губят современную культуру, ибо наивный и покорный авторитетам человек оказывается. Ближе к истине, чем самоуверенный и заносчивый человек". Человек должен смириться с ходом истории и может искать только личного спасения, быть "трансцендентным эгоистом", т.е. Заботиться о своем посмертном существовании. Не истины искал Л. В христианстве и вере, а только спасения (B.C. Соловьев), которое основано на страхе Божием, на вере в загробную жизнь, на монашеском послушании и аскезе. "христианству мы должны помогать. Из трансцендентного эгоизма, по страху загробного суда...".

Европейская культура - культура мещанства и либерализма - отрывает человека, по Л., от пути личного спасения, предлагая программы обустройства земной жизни, уничижительные идеи всеобщего равенства, благополучия и сытости. Л. Испытывает эстетическое отвращение к буржуазно-мещанской культуре Европы 19 века, с ее культом мелочности, безликости и серости. Но от Европы уже нечего ждать - в конце 18 в. Она вступила в стадию вторичного упростительного смешения. "Нынешний прогресс не есть процесс развития. Он есть процесс вторичного, смесительного упрощения, процесс разложения". "Цветущей сложности", как кажется Л., можно ожидать в современной культуре от России, где возможен расцвет за счет "византизма" - организационного принципа общества.

Могучей монархистской государственности, жесткой сословной иерархии, строгой церковности византийско-монашеского типа (которую Л. Противопоставлял модернизированному христианству Хомякова, Толстого). "Византизм" способен задержать Россию, а с ее помощью и все славянство, от вступления на путь либерально-эгалитарного прогресса, который разъедает уже Европу и начал проникать в Россию. К концу жизни Л. Разуверился в возможности России стать благодатной почвой для "византизма", стал пророчествовать кровавые социальные революции и приход царства антихриста. Социально-политические взгляды Л. Проникнуты тем же духом натурализма и пессимизма (с изрядной долей трезвого политического анализа), что и его философия. Л.

Выступает за сильное и жестокое монархическое государство. Богоносным русский народ станет, когда "при меньшей свободе, при меньших порывах к равенству прав будет больше серьезности и достоинства в смирении". Государственный строй, как и история, не поддается этической оценке. В социальной видимой "неправде" и таится невидимая социальная истина общественного здравия, которой безнаказанно нельзя противоречить даже во имя самых добрых и сострадательных чувств. Мораль, по Л., имеет свою сферу и свои пределы. В этом весь принципиальный аморализм Л. Существует дуализм личной морали (с приматом религиозности, смирения, аскезы, любви, сопровождаемой страхом Божиим) и общественной (с приматом эстетического критерия, с ценностями мощи и красоты).

Европейская культура смешала эти представления, она вторглась в общественную мораль с этическими идеями всеобщего равенства, любви и блага, разрушила и секуляризовала личную мораль политическими проповедями либерализма, мещанства и прогресса. Истины и справедливости на земле достичь нельзя - это убьет саму жизнь, красоту, которая суть выражение контраста и борьбы между разнополярными сущностями. Творчество Л. Оценивается по-разному. Бердяев, например, писал, что "следовать за Л. Нельзя, его последователи делаются отвратительными", однако признавал, что Л. Нельзя отказать в остроте и радикализме мысли, а часто и в исторической проницательности. Основные работы. "Византизм и славянство" (1875). "Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения" (1872-1884, не завершена, опубликована в 1912).

"Восток, Россия и славянство" (т. 1-2, 1885-1886) и др. (В 1912-1913 вышло 9-ти томное собрание сочинений)..

Значения в других словарях
Леонтьев

IЛео́нтьев Алексей Леонтьевич (1716, Москва, — 12.5.1786, Петербург), один из первых русских китаеведов. Родился в семье церковного служителя. Окончил Славяно-греко-латинскую академию в Москве. В 1743—55 ученик-практикант Российской духовной миссии в Пекине. По возвращении служил переводчиком китайского и маньчжурского языков в Азиатском департаменте Коллегии иностранных дел. Л. Перевёл на русский язык свыше 20 китайских и маньчжурских книг. Многие из переводов, осуществленных Л., были первыми в..

Леонтьев

ЛЕОНТЬЕВ Авангард Николаевич (род. 1947), актёр, народный артист Российской Федерации (1996). С 1968 в Театре "Современник". Среди ролей. Беня Альтер ("Трудные люди" И. Бар-Иосифа), Миша ("Мы едем, едем, едем" Н. Коляды), Чёрт ("Карамазовы и ад" по Ф. М. Достоевскому), Чичиков ("В городе N" по Н.В. Гоголю). Снимался в фильмах. "Несколько дней из жизни И. И. Обломова", "Очи чёрные", "Попугай, говорящий на идиш", "Утомлённые солнцем" и др.2.. ..

Леонтьев

ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич> (1831 - 1891), русский писатель, публицист и литературный критик. Поздний славянофил. Считая главной опасностью либерализм> с его "омещаниванием" быта и культом всеобщего благополучия, проповедовал "византизм" (церковность, монархизм, сословная иерархия> и т.п.) и союз России со странами Востока как охранительное средство от революционных потрясений ("Восток, Россия> и славянство", тома 1 - 2, 1885 - 86). В истории культуры и общества выделял 3 стадии циклического..

Леонтьев

ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич (1831-1891) - писатель-публицист. Родился в старинной дворянской семье. Работал врачом (1854-1863), дипломатом на Ближнем Востоке (1863-1873), журналистом и цензором (1880-1887). Последние годы жизни провел в монастыре. Либеральная настроенность первых произведений Л., написанных под заметным влиянием идей Жорж Санд, уступает место после польского восстания идеям крайней реакции, наиболее полно выраженным в ст. «Византизм и славянство» (1875). Требования Л., часто..

Леонтьев

Леонтьев, П. М. (1822 - 1874) - журналист и филолог. Принадлежал к кружку, образовавшемуся вокруг "Русского Вестника", "Московских Ведомостей" и Каткова. С 1847 г. Профессор римской словесности в Московском университете. Писал по вопросам классической филологии и истории Греции. С основанием "Русского Вестника" становится его деятельным сотрудником. С 1865 г. Соиздатель реакционных "Московских Ведомостей", в которых написал много статей, главным образом, о реформе системы преподавания. В этой об..

Леонтьев

Геодезист, исслед. Ледовит. Океана 1767—1771 гг.{Венгеров} Леонтьевсост. Историч. Запис. 1 жел.-дор. Батал. (1902).{Венгеров}. ..

Леонтьев

ЛЕОНАРДОВ ЛЕОНЕНКО ЛЕОНИДОВ ЛЕОНИЧЕВ ЛЕОНОВ ЛЕОНТИЕВ ЛЕОНТЬЕВ ЛЕОНЧЕВ ЛЕДИН ЛЕНЬКО ЛЕНКОВ ЛЕОНТИЕВ Русские крестильные имена Леон (греч. - лев), Леонид (греч. Лев + внешность, наружность, т.е. Подобный льву), Леонтий (греч. - львиный) образовали несколько фамилий с общей основой - Леон-. Леонидов, Леоничев, Леонтьев, Леончев. А вот однокоренная фамилия Леонардов может принадлежать потомку иностранца, приехавшего некогда на Русь. Леонард крестильное, но католическое имя, и у русских не могло суще..

Леонтьев

1.Алексей Леонтьевич (1716 - 12.V.1786) - один из основателей рус. Китаеведения. Окончил Славяно-греко-латинскую академию в Москве. В 1739-42 учился в школе кит. Яз. Азиатского департамента МИД, в 1743-55 - ученик 3-й пекинской духовной миссии. По возвращений был назначен переводчиком кит. И маньчж. Яз. В Азиатском департаменте Коллегии иностр. Дел. Л. Перевел с кит. И маньчж. Яз. Более 20 трудов, снабдив их серьезными примечаниями и комментариями. Кит. Классич. Книги "Да сюэ" (СПБ, 1780) и "Чжу..

Ленинизм

ЛЕНИНИЗМ - идейное течение социологии, политологии и общественной практики 20 в., характерное для официальных идеологических систем государств социалистического типа, а также для оппозиционно-радикальных движений, ориентированных на силовые процедуры захвата политической власти. Смысловым ядром Л. Выступают сценарии и репер-туары установления контроля над ключевыми структурами государственной организации общества в момент наиболее значимого противоборства разновекторных политических сил. (Наприм..

Ленчицкий

ЛЕНЧИЦКИЙ Миколай (15 74-1653) - религиозный деятель Беларуси. Учился в Вильне. После перехода из православия в католицизм продолжил образование в Римском коллегиуме иезуитов (1593-1601). Был профессором Виленского университета, преподавал каноническое право в Несвижском коллегиуме, работал в др. Учебных заведениях. Путь к повышению уровня образования видел в объединении учебных заведений разных конфессий на принципах веротерпимости. В его работах рассматриваются в основном морально-религиозные ..

Леру

ЛЕРУ (Leroux) Пьер (1797-1871) - французский мыслитель, социальный философ и экономист, автор термина "социализм". Основные сочинения. "Равенство" (1838). "О человечестве, его принципах и его будущем" (тт. 1-2, 1840) и др. Л. Разработал оригинальную концепцию "христианского социализма", сочетавшую в себе изображение общественного идеала сен-симонистского толка вкупе с попыткой конструирования путей его достижения. Солидарность и социальное равенство, лежавшие в основании социализма Л., мыслились..

Лессинг

ЛЕССИНa (Lessing) Готхольд Эфраим (1729-1781) - немецкий философ-просветитель, писатель, критик, основатель национального немецкого театра. Общим направлением эстетики Л., статус которой в культуре Германии аналогичен статусу эстетики Дидро во французской культуре, стало требование реализма, отказ от подражания чужим образцам, отражение жизни своей страны. Но самым важным в интеллектуальной реформе Л. Явилось его новое понимание литературы и искусства вообще. В своей знаменитой "Гамбургской драм..

Леонтьев

Константин Николаевич (1831-1891)русский философ и писатель. Автор рассказов, повестей, романов и философских статей. В последние годы жизни поселился близ Оптиной пустыни. Помогал монастырю в редакционно-издательской деятельности. Принял монашеский постриг с именем Климент, переехал в Сергиев Посад, где и скончался.. ..

Дополнительный поиск Леонтьев Леонтьев

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Леонтьев" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Леонтьев, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 8 символа