Михайловский

102

МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Константинович (1842-1904) - русский социальный философ и социолог, литературный критик, теоретик народничества, основатель (наряду с Лавровым) субъективной социологии. Основные сочинения. "Теория Дарвина и общественная наука" (1870-1871,1873), "Аналогический метод в общественной науке" (1869), "Что такое прогресс?" (1872), "Борьба за индивидуальность" (1875-1876), "Вольница и подвижники" (1877), "Герои и толпа" (1882), "Научные письма. К вопросу о героях и толпе" (1884), "Патологическая магия" (1887), "Еще о героях" (1891), "Еще о толпе" (1893) и др. С 1869 М. - постоянный и деятельный сотрудник журнала "Отечественные записки", с 1892 - один из ведущих редакторов журнала "Русское богатство".

В течение 40 лет был одним из самых читаемых и влиятельных авторов в России, создал особый тип письма - отклик на все, что волновало русское общество (с позиций не цехового ученого, а "профана", которого заботят реальные жизненное проблемы), при одновременном изложении через самый разный материал концептуальных подходов. Работая в целом в русле позитивизма, стремился к широкому социально-философскому синтезу. Этический пафос мысли М. Привел к тому, что он стал одним из ведущих проповедников персонализма, синтезированного с метафизикой природы, хотя позитивистская методология, замкнутость на категории возможности, не позволила М. Выявить более глубокие истоки персонализма. Следуя гносеологии позитивизма, М.

Понимает истину как удовлетворение познавательной потребности человека. Чтобы избежать возможного произвола, за критерий истины нужно признать потребности нормального человека. Концепция истины непосредственно входит в ткань социологической теории М., наиболее оригинальной и значимой части его наследия. Предметом социологии, считает М., является отношение различных форм общежития (кооперации) к судьбам личности. Исследование законов этого отношения позволяет соединить в социологическом анализе сущее и должное. Определивший идейные искания М. Этический императив ярко выявился в концепции двуединой правды ("правды - истины" и "правды - справедливости") как сочетания познавательной и нравственной потребностей, что привело М.

К разработке субъективного метода в социологии. Данный метод не исключает объективного познания, но в силу неустранимости субъективного момента (предвзятого мнения) из социального познания предполагает еще и оценку реальности с т.зр. Нравственного идеала, желаемого будущего. Возможный субъективизм купируется тем, что социолог должен начать с некоторой утопии (идеального состояния) и на этой основе определить, какие элементы в обществе нежелательны и подлежат устранению. М., следовательно, закладывает основы социологии знания, подчеркивая, что человек относится к реальности прежде всего как член социальной общности и общечеловеческая истина возможна только при преодолении социальной дифференциации. Основу социальной концепции М.

Составляет теория кооперации и разделения труда, анализ которых синтезирует структурную и динамическую картину общества. Форма кооперации определяет тип развития общественности. М. Выделяет два типа разделения труда. Органическое (между органами индивида), которому соответствует простая кооперация, основанная на сходстве и солидарности между людьми. Общественное (между группами) с соответствующей ему сложной кооперацией, основанное на различиях между людьми, что вызывает односторонность личности, социальные конфликты и борьбу. Будущее за простой кооперацией, наиболее адекватной развитию индивида. В центре концепции М. Также находилась проблема личности. Личность, по М., несет в себе потребность целостности и никогда не должна быть принесена в жертву, она свята и неприкосновенна.

Пути решения этой проблемы М. Выявляет в теории борьбы за индивидуальность как центральной нити, которая позволяет объяснить исторический процесс, сам по себе алогичный, ибо сущность его нам неизвестна. Индивидуальность есть далее неделимое, без потери своей особости, целое. Существует иерархия индивидуальностей, развивающихся по органическому типу. Каждая более высокая индивидуальность подчиняет себе более низкую, например, общество стремится через общественное разделение труда превратить личность из индивида в орган. Однако личность имеет право и обязанность прервать органический процесс в целях собственного совершенствования, целостности и полноты, вступая ради этого в борьбу с другими индивидуальностями (с природой, социальными формами), вмешиваясь в естественный ход событий на основе категории возможности, осуществляя тем самым законный нравственный суд над социальным процессом.

Эта борьба бесконечна, победа личности в ней вовсе не предопределена ("чья возьмет - увидим"), но именно в ней смысл истории как смены форм кооперации. Стремясь понять закономерности развития личности, М. Разрабатывает теорию "героев и толпы", выступив одним из основоположников социальной психологии. Герой - это зачинатель, тот, кто делает первый шаг и которому толпа готова подчиниться, хотя личность героя может быть мелка. Толпа - масса, способная увлечься любым примером и переступить за героем некую, чаще всего опасную, грань. Тайну взаимодействия героев и толпы М. Видит в механизме гипнотизма, который действует в условиях подавления индивидуальности, что вызывает децентрализацию личности, скудость ее впечатлений и интересов, готовность пойти за любым авантюристом.

Логическим завершением доктрины М. Являются его теория прогресса, обоснованию которой, начиная со статьи "Что такое прогресс?" (1869), посвящено все творчество мыслителя. Прогресс, по М., есть смена форм кооперации с целью преодоления общественного разделения труда, что постепенно приближает к целостности неделимых, к разносторонности личности. В этом процессе человечество, пройдя объективно-антропоцентрическую и эксцентрическую фазы своей истории, может прервать органическое развитие и войти в субъективно-антропоцентрическую фазу, где человек и его этические искания ставятся в центр мира, что совпадает, по М., с социализмом как обществом, в котором торжествует личное начало при посредстве начала общественного..

Значения в других словарях
Михайловский

IМихайло́вский Борис Васильевич [21.11(3.12).1899, Москва, — 23.2.1965, там же], советский литературовед, искусствовед, доктор филологических наук (1939). Профессор МГУ (1943—65). Заведующий сектором изучения М. Горького в институте мировой литературы АН СССР им. М. Горького (1946—60). Основные труды посвящены рус. Литературе 20 в. И творчеству Горького. Соч. Русская литература ХХ в. С 90-х годов XIX в. До 1917 г., М., 1939. Очерки истории древнерусской монументальной живописи со второй половин..

Михайловский

МИХАЙЛОВСКИЙ Н. Г., см. ГАРИН Н.2.. ..

Михайловский

МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Константинович (1842 - 1904), социолог, публицист, литературный критик, идеолог народничества. В 1870 - 80-х гг. Один из редакторов журнала "Отечественные записки", с начала 90-х гг. - журнала "Русское богатство". Сторонник субъективного метода в социологии, автор> теории "героев и толпы" (взаимоотношение лидеров и масс). В конце 70-х - начале 80-х гг. Близок к партии "Народная воля". В 90-х гг. С позиций крестьянского социализма полемизировал с "легальными марксистами". Осн..

Михайловский

Михайловский Николай Константинович (1842-1904). Русский социолог, публицист и литературный критик народнического направления. В конце 70-х гг. Близок к "Народной воле". Большое влияние на молодое поколение Михайловский приобретает в 80-х г.г., сначала как сотрудник, а затем и как член редакции "Отечественных Записок". В этом журнале он поместил все свои важнейшие социологические и критические статьи. "Что такое прогресс?", "Герои и толпа", "Теория Дарвина и общественная наука" и т. Д. После зак..

Михайловский

Автор драмы "Кровавая месть". (СПб., 1836).{Венгеров} Михайловскийшт.-капит., сост. Опис. Полев. Электроосвет. Прожект. Стан. Сист. "Шуккерт". (СПб. 1908).{Венгеров} Михайловскийсвящ., авт. Книги о посте (СПб., 1873).{Венгеров}. ..

Михайловский

Николай Константинович (15.XI.1842 - 28.I.1904) - рус. Публицист, лит. Критик, социолог, один из идеологов народничества. Из дворян Калужской губ. В 1863 из-за участия в студенч. Волнениях вынужден был оставить Петерб. Ин-т горных инженеров. Лит. Деятельность начал в 1860. С 1868 работал в "Отечественных записках" (сотрудник, затем один из редакторов), к-рые превратил в популярный легальный орган народничества. В "Отечеств. Записках" опубл. Важнейшие работы М. "Что такое прогресс?", "Теория Дарв..

Мифологическая Школа

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА - научное направление в фольклористике и литературоведении 19 в., возникшее в эпоху романтизма. Философской основой для М.Ш. Послужила эстетика романтиков Шеллинга и братьев А. И Ф. Шле-гелей. Для них миф был первообразом поэзии, из которой затем развились наука и философия, а мифология являлась первичным материалом для всякого искусства, в ней следует искать "ядро, центр поэзии". Возрождение искусства возможно, согласно учению М.Ш., только на основе мифотворчества. В послед..

Мифология

МИФОЛОГИЯ (греч. Myphos - сказание и logos - рассказ) - тип функционирования культурных программ, предполагающий их некритическое восприятие индивидуальным и массовым сознанием, сакрализацию их содержания и неукоснительность исполнения. Различают. Классическую М. Как тип культуры, тотально представленный сакрализован-ными программами и базирующийся на архаических формах ментальности, и современную М. Как феномен, представляющий собой вкрапление мифа в немифологическую по своей природе культурную..

Мобильность Социальная

см. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ.. ..

Мода

МОДА (лат. Modus - мера, правило, образ) - обычно непродолжительное господство определенного типа стандартизированного массового поведения, в основе которого лежит относительно быстрое и масштабное изменение внешнего (прежде всего, предметного) окружения людей. Кант определял М. Как "непостоянный образ жизни". Как массовое увлечение увлечение каким-либо явлением, М. Известна еще с древности. М. В современном понимании появляется в Европе в 14-15 вв. Изучение М. Не должно ограничиваться ее сведен..

Михайловский

Василий Яковлевич, прот. (1834-1910), рус. Правосл. Церк. Писатель. Сын священника Тверской губ. Окончил СПб.ДА (1859), после чего был назначен преподавателем греч. И лат. Языков в Каз.ДА. В 1863 М. Принял сан священника и был законоучителем в ряде средних учебных заведений Петербурга. Он являлся активным участником различных церк. И обществ. Организаций, плодовитым писателем. Большинство работ носило популярный характер (в частн., он написал "Закон Божий для детей", СПб., 1884). Важнейший его т..

Дополнительный поиск Михайловский Михайловский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Михайловский" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Михайловский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 12 символа