Михайловский

65

Николай Константинович (15.XI.1842 - 28.I.1904) - рус. Публицист, лит. Критик, социолог, один из идеологов народничества. Из дворян Калужской губ. В 1863 из-за участия в студенч. Волнениях вынужден был оставить Петерб. Ин-т горных инженеров. Лит. Деятельность начал в 1860. С 1868 работал в "Отечественных записках" (сотрудник, затем один из редакторов), к-рые превратил в популярный легальный орган народничества. В "Отечеств. Записках" опубл. Важнейшие работы М. "Что такое прогресс?", "Теория Дарвина и обществ. Наука", "Записки профана", "Борьба за индивидуальность", "Жестокий талант", "Письма о правде и неправде" и др. В кон. 70-х гг. Сблизился с народовольцами, публиковал статьи в "Народной воле". В 1882 был выслан из Петербурга, куда вернулся в 1886.

С 1892 до самой смерти - один из ведущих редакторов журн. "Русское богатство", органа либеральных народников. В течение неск. Десятилетий пользовался большой популярностью в среде демократич. Интеллигенции России. "Сильные ненавистью к настоящему", работы М., даже чисто теоретические, приобретали публицистич. Звучание. Они звали рус. Интеллигенцию к служению интересам народа, пробуждали чувство личной ответственности за судьбы страны, доказывали необходимость и законность борьбы с существующим порядком. В. И. Ленин считал М. "...одним из лучших представителей и выразителей взглядов русской буржуазной демократии в последней трети прошлого века" (Соч., т. 20, с. 99).Мировоззрение М. Сложилось под определяющим влиянием демократич.

И социалистич. Идеологии 60-х гг., к-рую он переосмыслил в новой историч. Ситуации (рост демократич. Сил, по преимуществу разночинной интеллигенции, поворот к боевым действиям против самодержавия). Учтя опыт "хождения в народ", когда народники столкнулись с неподвижностью крест. Массы, М. Попытался обойти трудность. Он центр тяжести историч. Действия перенес с народа на разночинную интеллигенцию. Т. Обр., вопреки первонач. Смыслу, крест. Социализм в трудах М. Превратился в программу деятельности разночинной интеллигенции - единственной в 70-х гг. Обществ. Силы, способной вести сознательную борьбу с существующим строем.В народнич. Лит-ру кон. 60-х гг. М. Вошел как критик спенсеровской теории "органич." развития общества, апологетич.

По отношению к капитализму. Высшим мерилом ценности обществ. Форм, доказывал М., являются интересы "живой личности". "Все здание правды должно быть построено на личности". Совр. Общество, развивающееся по общему закону органич. Процесса, т. Е. Путем "разделения труда между людьми, путем раздробления целостности личности" приносит, считал М., интересы личности в жертву интересам "системы наибольшего производства". Но нравственное чувство человека не должно мириться с подобным развитием, тем более признавать его прогрессивным. "Прогресс, - согласно М., - есть постепенное приближение к целостности неделимых, к возможно полному и всестороннему разделению труда между органами и возможно меньшему разделению труда между людьми" (Соч., т.

1, СПБ, 1896, с. 150). Абстрактная и бесплодная в науч. Отношении "формула прогресса" М. Имела в 70-х гг. Положительный социально-политич. Смысл. Она выдвигала борьбу против существующего обществ. Строя в качестве непреложного императива практич. Деятельности. Именно так ее оценивала передовая молодежь, ставившая "Что такое прогресс?" М. В один ряд с "Что делать?" Н. Г. Чернышевского и "Ист. Письмами" П. Л. Лаврова. Несколько позже М. Расшифровал "интересы личности" как "интересы труда" и, в конечном счете, как "интересы народа". В служении последним он видел назначение искусства, науки, обществ. Деятельности. "Формула прогресса" обосновывалась М. С помощью "субъективного метода" в социологии, рассматривавшего историю с точки зрения "нравственного, справедливого, должного".

Право "нравственного суда" означало, по М., "право вмешательства в ход жизни". Общие законы истории определяют лишь порядок, в к-ром историч. Эпохи следуют друг за другом, но не исключают возможности "...добиться целей, несогласных с известными законами явлений общественной жизни" (там же, с. 70). Живая личность, утверждал М., "ставит цели в истории" и "двигает к ним события" сквозь все препятствия. Оправданная как стремление дать социальную перспективу интеллигентской борьбе народников, субъективная социология в теоретич. Отношении была шагом назад по сравнению со взглядами Чернышевского. Из ее поля зрения выпадали объективная логика развития истории, реальные обществ. Силы, способные осуществить социалистич.

Идеал.Концепция некапиталистич. Развития М. Складывалась в кон. 60-70-х гг., когда начал обнаруживаться бурж. Характер пореформ. Развития России. Однако М. Считал капиталистич. Уклад и интересы, с ним связанные, пока еще слабыми. "Колесо национального богатства только что начинает вертеться в России..." (там же, с. 837). Страна может избежать "язвы пролетариатства", если будут приняты "общие меры в пользу крестьянства", такие, как ликвидация малоземелья, высоких платежей, законодат. Закрепление общины и т. П. Сложившись как теоретик в "...эпоху полной неразвитости угнетенных масс..." (Ленин В. И., Соч., т. 17, с. 99), М. По существу исключал возможность появления в России массового революц. Движения. "Это дело веры, - писал он в 1879.

- Я не имею ее" ("Лит-ра партии "Народная воля"", 1930, с. 28-29). Итогом спора М. С "людьми революции", к-рые "рассчитывают на народное восстание", явилась его теория "героев" и "толпы". Созданная, в частности, под впечатлением черносотенных еврейских погромов, она, по замыслу М., должна была раскрыть "природу массовых движений" как в основе своей бессознательных и подражательных. Совр. Общество, по М., обрекает большинство населения на нищенское существование, узость интересов и скудость духовной деятельности. Под влиянием такого образа жизни масса превращается в "толпу", готовую идти за "героем" куда угодно. На подвиг и на преступление. Никаких прочных обществ. Результатов от подобных выступлений ожидать не приходится.

Единств. Путь превращения "толпы" в народ - содействовать развитию ее самосознания.Политич. Взгляды М. Изменялись, отражая эволюцию народнич. Движения. В нач. 70-х гг. М. Был деятелем реформистского толка, благожелательно настроенным к культурнич. Народничеству и считавшим революц. Взрыв в России преждевременным. К кон. 1877 пришел к выводу о необходимости, в качестве "ближайшего ист. Шага", коренным образом преобразовать политич. Строй страны. Оправдывая допустимость любых форм борьбы со "злом", включая террор, М. Призывал революционеров к решит. Наступлению на пр-во. В 1879 М. Сблизился с "Народной волей", написал знаменитые "Письма социалиста", в к-рых блестяще развенчал идеологию аполитизма. Как сотрудник газ. "Народная воля", М. Был лично связан с чл.

Исполнит. К-та "Народной воли". Перед их мужеством он преклонялся до конца жизни. Революционеры высоко ценили помощь М., советовались с ним по отдельным вопросам. После покушения 1 марта 1881 М. Редактировал письмо Исполнит. К-та к Александру III.Разгром "Народной воли" и последовавшая за ним эпоха политич. И обществ. Реакции 80-х гг. Отрицательно сказались на лит. Деятельности М. В 1884 были закрыты "Отечеств. Записки". Сотрудничая в либеральных органах ("Рус. Мысль", "Рус. Ведомости", "Сев. Вестник"), М. Вел борьбу с идейной реакцией, старался сохранить престиж и обаяние демократич. Традиций. Однако лишенный поддержки революц. Народничества, питавшей его творчество в 70 - нач. 80-х гг., М. Оказался не в состоянии сформулировать сколько-нибудь действенную программу.

Из лит.-критич. Выступлений М. В этот период положительное политическое значение имела борьба с толстовской проповедью "непротивления".Обществ. Подъем 1-й пол. 90-х гг. Застал М. Идейно неподготовленным. Бессильный отрицать торжество капитализма над "народным производством" и безуспешность земских и иных начинаний в поддержку кустарных промыслов и артелей, М. Не смог, оставаясь на почве народничества, найти выход из кризиса. Давнишний скептицизм М. Относительно возможности самостоятельного выступления масс еще более усугублял безвыходность положения. Несмотря на ряд разногласий М. С В. П. Воронцовым, С. Н. Кривенко и др., его работы в 80-90-х гг. Шли в общем русле с либерально-народнич. Публицистикой. В нач. 90-х гг. М. Выступил с резкой критикой марксизма.

Однако поход М. Против марксистов окончился полным провалом. Оказалась несостоятельной доктрина крест. Социализма, к-рую М. И др. Либеральные народники пытались приспособить к условиям развивавшегося капитализма.Как лит. Критик М. Продолжал традиции школы Чернышевского и Н. А. Добролюбова. Он рассматривал писателя как нравств. Судью общества, а лит-ру как голос совести, подвергающий действительность разбору с точки зрения определенного идеала. М. Вел борьбу с одной стороны против "чистого искусства", с другой - против натурализма. Беспощадно критикуя политич. Ошибки М., показывая теоретич. Несостоятельность его миросозерцания, Ленин тем не менее выделял его из числа либерально-народнич. Публицистов. "Великой исторической заслугой Михайловского в буржуазно-демократическом движении в пользу освобождения России было то, - писал Ленин, - что он горячо сочувствовал угнетенному положению крестьян, энергично боролся против всех и всяких проявлений крепостнического гнета, отстаивал в легальной, открытой печати - хотя бы намеками сочувствие и уважение к "подполью", где действовали самые последовательные и решительные демократы разночинцы, и даже сам помогал прямо этому подполью" (Соч., т.

20, с. 99-100).Соч. Полн. Собр. Соч., т. 1-8, 10 (указат. Лит.), 4 изд., СПБ, 1906-14. Лит.-критич. Статьи, М., 1957.Лит. Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов, Соч., 4 изд., т. 1. Его же, Экономич. Содержание народничества, там же. Его же, От какого наследства мы отказываемся, там же, т. 2. Его же, Народники о Михайловском, там же, т. 20. Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистич. Взгляда на историю, в его кн. Избр. Философ. Произв., т. 1, М., 1958. Красносельский А. И., Мировоззрение гуманиста нашего времени. Основы учения Н. К. Михайловского, СПБ, 1900. Бердяев Н., Субъективизм и индивидуализм в обществ. Философии. Критич. Этюд о Михайловском, СПБ, 1901. Коварский Б., Н. К. Михайловский и обществ. Движение 70-х гг., СПБ, 1909.

Ранский С. П., Социология Н. К. Михайловского, СПБ, 1901. На славном посту (1860-1900). Лит. Сб., СПБ, 1906. Колосов Е. E., Очерки мировоззрения Н. К. Михайловского, СПБ, 1912. Русанов Н. С., Н. К. Михайловский и обществ. Жизнь России, "ГМ", 1914, No 2. Горев Б. И., Н. К. Михайловский, М., 1931. Левин Ш. М., Обществ. Движение в России в 60-70-х гг. XIX в., М., 1958. Левин Ш. М., Волк С. С., Д. X. Биллингтон "Михайловский и рус. Народничество", "ИСССР", 1959, No 4 (рец.). Седов М. Г., К вопросу об обществ.-политич. Взглядах Н. К. Михайловского, в сб. Обществ. Движение пореформ. России, М., 1965.И. К. Пантин. Москва..

Значения в других словарях
Михайловский

IМихайло́вский Борис Васильевич [21.11(3.12).1899, Москва, — 23.2.1965, там же], советский литературовед, искусствовед, доктор филологических наук (1939). Профессор МГУ (1943—65). Заведующий сектором изучения М. Горького в институте мировой литературы АН СССР им. М. Горького (1946—60). Основные труды посвящены рус. Литературе 20 в. И творчеству Горького. Соч. Русская литература ХХ в. С 90-х годов XIX в. До 1917 г., М., 1939. Очерки истории древнерусской монументальной живописи со второй половин..

Михайловский

МИХАЙЛОВСКИЙ Н. Г., см. ГАРИН Н.2.. ..

Михайловский

МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Константинович (1842 - 1904), социолог, публицист, литературный критик, идеолог народничества. В 1870 - 80-х гг. Один из редакторов журнала "Отечественные записки", с начала 90-х гг. - журнала "Русское богатство". Сторонник субъективного метода в социологии, автор> теории "героев и толпы" (взаимоотношение лидеров и масс). В конце 70-х - начале 80-х гг. Близок к партии "Народная воля". В 90-х гг. С позиций крестьянского социализма полемизировал с "легальными марксистами". Осн..

Михайловский

Михайловский Николай Константинович (1842-1904). Русский социолог, публицист и литературный критик народнического направления. В конце 70-х гг. Близок к "Народной воле". Большое влияние на молодое поколение Михайловский приобретает в 80-х г.г., сначала как сотрудник, а затем и как член редакции "Отечественных Записок". В этом журнале он поместил все свои важнейшие социологические и критические статьи. "Что такое прогресс?", "Герои и толпа", "Теория Дарвина и общественная наука" и т. Д. После зак..

Михайловский

Автор драмы "Кровавая месть". (СПб., 1836).{Венгеров} Михайловскийшт.-капит., сост. Опис. Полев. Электроосвет. Прожект. Стан. Сист. "Шуккерт". (СПб. 1908).{Венгеров} Михайловскийсвящ., авт. Книги о посте (СПб., 1873).{Венгеров}. ..

Михайлович

(МихаjловиС›), Драголюб (Дража) (27.IV.1893 - 17.VII.1946) - серб. Генерал, возглавлявший контрреволюц. Профаш. Формирования четников в 1941-45. В 1925 окончил высшую воен. Академию в Белграде. В 1925-28 - офицер Ген. Штаба. В 1928-34 - зам. Нач. И начальник дивизий в югосл. Армии. В 1934 - воен. Атташе в Софии, в 1936 - в Праге. Вскоре после оккупации Югославии фаш. Германией начал формировать в осн. Из монархич. Элементов отряды, развернувшие вооруж. Борьбу с партизанами. В янв. 1942 был назна..

Михайловские Курганы

Группа курганов (2-я пол. 10 - нач. 11 вв.), расположенных в 4 км от лев. Берега р. Волги, у с. Михайловское (близ Ярославля). Имеет более 400 насыпей. Исследование М. К. Производили И. А. Тихомиров (1896-98), В. А. Городцов (1902-03), Т. Арне (1913), Д. Н. Эдинг (1921), Я. В. Станкевич (1938-39). В 1961 исследование завершено Н. Г. Недошивиной. Курганы содержат трупосожжения и трупоположения. Найдены. Лепная керамика, фибулы, предметы вооружения, бусы и др. Судя по деталям обряда и характерным ..

Михайловский-данилевский

Александр Иванович (26.VIII.1790 - 9.IX.1848) - рус. Воен. Историк, ген.-лейтенант (1835). Чл. Росс. АН (1841), сенатор (1835), чл. Воен. Совета (1839). Окончил нем. Петровскую школу в Петербурге, в 1807-11 учился в Гёттингенском ун-те, затем служил в Мин-ве финансов. В 1812 вступил в ополчение Петерб. Губ., был назначен адъютантом М. И. Кутузова, в 1812-15 вел журнал боевых действий рус. Армии. С 1816 - флигель-адъютант. В 1823-25 командовал бригадой. С 1826 занимался изучением войн России 1-й ..

Михайловское Поселение

Многослойное поселение эпохи энеолита (3-е тыс. До н. Э.). Исследовалось в 1952-55, 1960-63. Расположено на трех холмах у берега р. Подпильной - правого притока Днепра, близ села Михайловки (Нововоронцовский р-н Херсонской обл.). Культурный слой (до 2,4 м) представлен тремя горизонтами. К древнейшему (2-я четв. - сер. 3-го тыс. До н. Э.) относятся остатки небольшого поселка с жилищами - полуземлянками с кам. Очагами. Обитатели занимались скотоводством и земледелием. Орудия - скребки, наконечники..

Михайловский

МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Константинович (1842-1904) - русский социальный философ и социолог, литературный критик, теоретик народничества, основатель (наряду с Лавровым) субъективной социологии. Основные сочинения. "Теория Дарвина и общественная наука" (1870-1871,1873), "Аналогический метод в общественной науке" (1869), "Что такое прогресс?" (1872), "Борьба за индивидуальность" (1875-1876), "Вольница и подвижники" (1877), "Герои и толпа" (1882), "Научные письма. К вопросу о героях и толпе" (1884), "П..

Михайловский

Василий Яковлевич, прот. (1834-1910), рус. Правосл. Церк. Писатель. Сын священника Тверской губ. Окончил СПб.ДА (1859), после чего был назначен преподавателем греч. И лат. Языков в Каз.ДА. В 1863 М. Принял сан священника и был законоучителем в ряде средних учебных заведений Петербурга. Он являлся активным участником различных церк. И обществ. Организаций, плодовитым писателем. Большинство работ носило популярный характер (в частн., он написал "Закон Божий для детей", СПб., 1884). Важнейший его т..

Дополнительный поиск Михайловский Михайловский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Михайловский" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Михайловский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 12 символа