Мышление

124

МЫШЛЕНИЕ - категория, обозначающая процессуаль-ность функционирования сознания (познавательную деятельность) - традиционный предмет философствования, присутствующий в его структуре с момента возникновения философии как таковой. Уже у одного из последних досократиков - Анаксагора категория с близким семантическим содержанием - нус - выступает как первоначало мирового порядка. Анаксагоровская категория больше не встречается в истории философии, но этим было положено начало традиции мыслить М. Как субстанцию, какими бы терминами оно в дальнейшем ни именовалось. Логос, софия, чистый разум и т.д. Идея субстанциональности М. Была органична для "физики" досократовского периода греческой философии, затем менялись формы представления субстанции М.

В метафизических системах. Наиболее популярными были системы, разделившие мир на умопостигаемый и нравственный (Платон) или как состоящий из двух субстанций (М. И материя) у Декарта, как вариант - два модуса одной субстанции у Спинозы. Аристотель впервые обратился к М. Не с метафизической установкой, а с технической. Имея дело с софистикой и с развитым М. Платоновской философии Аристотель предпринял попытку формализации М. Через нормировку и задание системы правил. Так был сформирован корпус Органона с Аналитиками, Топикой и Метафизикой. После Аристотеля появилась возможность говорить о правильном М., о правильном и неправильном в самом М. До Аналитик и Метафизики можно было объявлять правильным или неправильным только результат мысли или вывод, противопоставляя другой результат или вывод.

В античной математике был принят методологический принцип доказательства, а сами аристотелевские Аналитики были положены в основание нормативной формальной логики. Техническое отношение к М. Находило выражение в изобретениях новых форм доказательств, в построении иных, неаристотелевских логик. Например. Новые науки Галилея, "Новый Органон" Ф. Бэкона, метод Декарта, критика Канта, логики (индуктивная, диалектическая, математическая, содержательно-генетическая) 19 и 20 вв. В Вюрцбургской школе под руководством О. Кюльпе была поставлена задача предствить М. Как объект исследования. Принятие такой задачи потребовало феноменального присутствия М. В деятельностной ситуации исследования. Исследователь должен встретиться с М.

"здесь и теперь", уметь отличить М. От не-М. Так появился третий тип отношения к М. И соответственно третье М. - Dasein-M., или присутствующее здесь-и-теперь-М. При всем разнообразии подходов к М. И трактовок его можно выделить три типа М., данного в М. О нем. 1. Онтологическое М.М. Есть особая субстанция, мир, пространство. Такое М. Является объектом философской спекуляции. 2. Процессуальное М.М. Есть особая деятельность, которая подлежит нормировке и организации. Такое М. Требует к себе технического отношения, является объектом формализации, проектирования или моделирования. 3. Dasein-M.M. Есть феномен, который либо присутствует, либо отсутствует в ситуации, поэтому может быть ор-ганолептически или аппаратурно обнаружен и зафиксирован.

Такое М. Становится объектом исследования. 1. Проблематика онтологического М. Часто оказывалась в центре философских дискуссий между школами, подходами и в периоды смены философских или научных парадигм. Гегель попытался подвести своеобразный итог этим дискуссиям через построение системы идеализма, обеспечивающей единство логики, онтологии и теории познания, что затем стало основным принципом марксизма. В ретроспективном плане подведения итогов у Гегеля не получилось, поскольку все свелось к утверждению метафизического монизма бытия и М., а эта идея была исчерпана Спинозой. Но в перспективном плане гегелевский ход был очень продуктивным. Единство логики, онтологии и теории познания могло быть обеспечено через построение этих трех философских дисциплин на общих методологических принципах.

Общие методологические принципы в начале 19 в. Могла предоставить только наука. Тогда должны были стать наукой и логика, и онтология и теория познания. Метод науки, сформулированный методологами Нового времени Ф. Бэконом, Галилеем и Декартом, был несоразмерен такой задаче. Эта задача, независимо от того, кто и как ее принимал и понимал, стала вызовом европейскому М. Были предложены различные варианты ответа на этот вызов. Гегельянское направление в философии сосредоточилось на теоретико-спекулятивных сторонах решения этой задачи. Методологи конкретных наук пошли по пути "онаучивания" философии, сциентизм и позитивизм стали интеллектуальной модой. Марксизм и неокантианство разрабатывали общие и частные методологии.

Все эти усилия в совокупности создали сложную и плюралистическую интеллектуальную ситуацию 20 в. Логика, онтология и теория познания так и не стали науками, но их содержание, предметы и методы коренным образом изменились. Появилось много разных логик, целостный и единый мир был заменен мирами, скорее возможными, чем актуальными, с соответствующими им онтологиями. Сами онтологии перестали быть продуктами спекулятивной деятельности чистого мышления, а начали выступать как результат феноменологической редукции, представали продуктами интенционального сознания. Теории познания стали составными частями методологических подходов и даже частных методологий. Объекты и предметы конкретных исследованй и наук стали трактоваться в 20 в.

Не как объекты природы, а как организованности М., а само М. Выступать как центральный момент познавательной деятельности (Хайдеггер, Манхейм, Поппер и др.). 2. Процессуальное М. Вплоть до 20 в. М. Представлялось философам гомогенным и гомоморфным процессом. Поэтому всегда предпринимались попытки либо искусственно выработать единые его правила, либо установить законы процесса М. И на их основе определить для него нормы. Нормировкой правильного М. Занималась логика, в основе которой лежала силлогистика Аристотеля, совершенствовавшаяся и формализуемая многими поколениями античных и средневековых логиков. Идеалом для формализации норм М. Могли выступать математика (Раймонд Луллий, Лейбниц) или грамматика (Пор-Рояль). На пути математической формализации М.

Встречались важные открытия и изобретения, ставшие целыми направлениями или новыми областями математики (аналитическая геометрия, дифференциальное исчисление, булева алгебра и математическая логика). Давно замеченная связь и взаимозависимость языка и М., схожесть логических и грамматических конструкций наводили на идею о том, что исследование законов языка может способствовать установлению законов М. Разработка этой идеи была плодотворной как для лингвистики, так и для методологии. Именно благодаря этим параллельным исследованиям культура обогатилась такими областями знания как семантика и семиотика. Языковое М. Становилось объектом внимания многих направлений в философии и методологических подходов (аналитическая философия, структурализм, герменевтика).

Процесс М. Становится доступным для анализа и исследования, когда его удается представить в виде дискурса, зафиксированного в текстах. Неоднократно классические тексты пытались анализировать и препарировать как дискурс. При анализе классических текстов часто обнаруживается присутствие в дискурсе нелогических или паралогических элементов, отмечается нелинейность, гетерогенность и гетероморфность "остановленного" М. Если при рассмотрении паралогичности, гетерогенности и нелинейности процесса М. Делается акцент на продуктивности его, подчеркивается творческий характер М., то исследовательский и спекулятивный интерес смещается с самого процесса М. На процессы творчества и творения, интуиции, воображения (интуитивизм Бергсона, има-гинативный абсолют Голосовкера).

Отсутствие средств и методов анализа полиморфных систем, нелинейных процессов, с одной стороны, и установка на нормативность в исследовании процесса М., с другой стороны, приводили к невозможности сформулировать на основе классических текстов законы и правила М., поэтому сами классические тексты объявлялись нормой, и становились каноном (или Органоном в случаях с Аристотелем и Ф. Бэконом) правильного М. В разное время канонизировались тексты Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского. Одним из последних прецедентов такой канонизации был "Капитал" Маркса, а выведение из "Капитала" метода М., предпринятое А. Зиновьевым, стало одной из последних попыток избежать канонизации образцового текста. Так поставленная задача в очередной раз не была решена, но результатами этой попытки стали.

Разработка основ содержательно-генетической логики, диалектическая логика в версии Ильенкова, интеллектика И. Ладенко и СМД-методология (системно-мыследеятельная). Интенцио-нальность М., направленность процесса М. На объект и феноменальный мир позволяли многим философам делать заключения о паралелизме бытия и М., о взаимоотображении их в разных версиях. Эпифеноменальная версия предлагает просто игнорировать М. Как эпифеномен и заниматься только объектными коррелятами мысли. Антиподом ее выступает солиптическая версия, утверждающая обратное. Это экзотические версии и встречаются они в истории философии достаточно редко, хотя распространены в бытовых и профессиональных мировоззрениях и в эзотерических учениях.

Шире распространена сенсуалистическая версия, согласно которой законы М. Могут строиться как преломление законов мира объектов. Сам процесс М. Рассматривается по этой версии как ассоциирование первичных идей (Локк), которые являются продуктами чувственного опыта, отражением объектов внешнего мира. Разработка этой версии начинается с методологии Ф. Бэкона и продолжается в направлениях. Психологизм в логике и гносеологии, позитивизм в научном методе, ассоцианизм и бихевиоризм в психологии. В русле этой версии строилась и "теория отражения", принятая в диалектическом материализме (Т. Павлов). Наиболее последовательно логико-методологическая разработка идей сенсуализма проделана Миллем в его системе индуктивной логики.

Отдельная линия в исследовании процессов М. Проводилась в психологии, которая претендовала не на нормировку М., а на выявление закономерностей реально протекающего процесса. До полемики Вундта с Вюрцбургской школой в 1905 считалось, что М. Не может исследоваться методами научной психологии, поскольку рефлексия и интроспекция убивают процесс М., а исследователю доступны только знаки осуществленного М., что уже выходит за пределы предмета психологии. Современные психологические школы имеют несомненные достижения в исследовании феноменальной стороны процесса М. (Кюльпе, М. Вертхеймер, К. Дункер, Выготский, Пиаже, когнитивная психология и гештальтизм). 3. Попытки исследовать М. Не по следам, знакам и результатам, а в актуальном существовании были предприняты в Вюрцбуржской школе учениками О.

Кюльпе (К. Бюлер, Н. Ах, и др.). Пара-лельно разрабатывались теоретические представления о ситуации (социология, психология), об организации (тектоло-гия Богданова, кибернетика, теория систем), о труде и деятельности (психотехника, праксеология), об игре, о знаках и языках (структурализм, семиотика), о диалоге (Бубер, Бахтин). Предметная и дисциплинарная организация науки, философии и европейского М. В целом оказалась устаревшей перед лицом задач исследования М. Требовались новые формы сборки и конфигурирования областей знания и методов из разных предметов. Продолжение исследований в рамках одного предмета (например психологии, логики или кибернетики) вели к очевидному редукционизму. Не подвергавшиеся ранее критике представление о спонтанности и естественности М., об его индивидуальном характере, о локализации его в сознании или в психике перестали быть адекватными поставленным проблемам.

Стало понятно, что М. Должно быть специально организовано как трансперсональный процесс в деятельности, диалоге (полилоге) или в игре. Предпринимались разные попытки организации М. Без преодаления редукционизма (синектика, брейнсторминг, ТРИЗ), разрабатывались большие программы для решения конкретных задач, в которых М. Организовывалось (или улавливалось) косвенным способом (например. Манхэттенский проект, Римский клуб, Тэвистокские сессии, Кремниевая долина). Прямая программа, синтезирующая знания и подходы разных предметов и дисциплин под задачу исследования М. Была сформулирована в 50-х в Московском методологическом кружке (Щедровицкий, Н. Алексеев) в процессе разработки содержательно-генетической логики (А.

Зиновьев, Щедровицкий, Б. Грушин, Мамардашвили). С конца 70-х программа разрабатывается как системо-мыследеятельност-ная методология (СМД методология) на базе онтологических и организационных представлений о мыследеятельности..

Значения в других словарях
Мышление

процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Хотя М. Имеет своим единственным источником ощущения (См. Ощущение), оно переходит границы непосредственно-чувственного отражения и позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком (см. Ф. Энгельс, в кн. Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 554—555). М. Составляет предмет изучения теории познани..

Мышление

МЫШЛЕНИЕ - высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания - психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.. ..

Мышление

МЫШЛЕНИЕ, высшая ступень человеческого познания, процесса постижения действительности. Позволяет получать знание> о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются философией (теорией познания) и логикой, механизмы его протекания - психологией и нейрофизиологией.. ..

Мышление

См. Психология.. ..

Мышление

Новое мышление. Публ., Полит. Система взглядов на мировые реальности ядерно-космического века, исходящая из приоритетов общечеловеческих ценностей и отказа от идеологических стереотипов. СП, 135. Hau, 131.. ..

Мышление

И мы́шление, -я, ср.. ..

Мышление

Мысль, познание, осознание, понимание. Дух. ..

Мышление

Высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания - психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.. ..

Мышление

Iср.см. Мышление.IIср.1) Высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности. Способность человека мыслить.2) Процесс действия по знач. Глаг. Мыслить (1).3) Рассуждения, размышления, направленные на познание действительности.. ..

Мышление

МЫШЛЕ́НИЕ, МЫ́ШЛЕНИЕ, -я. Ср.. ..

Мышление

-я и МЫШЛЕНИЕ, -я, ср. 1. См. Мыслить. 2. Высшая ступень познания — процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях. Формы и законы, мышления.. ..

Мышление

Мышленя, мн. Нет, ср. 1. Способность рассуждать, мыслить, как свойство человека. Ммышление и сознание - функции человеческого мозга. 2. Действие по глаг. Мыслить в 1 знач. (книжн.). Мышление образами.. ..

Мышление

Мы́шление От мы́слить, мысль. -шл- происходит из праслав. -sli̯-.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Мышление

— обобщенное и опосредованное отражение устойчивых, закономерных связей действительности, которые становятся весьма значимыми для решения познавательных проблем. ..

Мышление

Опосредованное, отвлеченное, обобщенное познание явлений внешнего мира, их сущности и существующих между ними связей, осуществляемое путем мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения и различения, суждений и умозаключений, абстракции, обобщения и др.). Высшая форма отражательной деятельности человека. Характерные признаки расстройств М. Используются в дифференциальной диагностике психических заболеваний.. ..

Мышление

Опосредованное, отвлеченное, обобщенное познание явлений внешнего мира, их сущности и существующих между ними связей, осуществляемое путем мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения и различения, суждений и умозаключений, абстракции, обобщения и др.). Высшая форма отражательной деятельности человека. Характерные признаки расстройств М. Используются в дифференциальной диагностике психических заболеваний. Мышле́ние абстра́ктное — М., оперирующее сложными, отвлеченными понятиями и умозаклю..

Мышление

Опосредованное, отвлеченное, обобщенное познание явлений внешнего мира, их сущности и существующих между ними связей, осуществляемое путем мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения и различения, суждений и умозаключений, абстракции, обобщения и др.). Высшая форма отражательной деятельности человека. Характерные признаки расстройств М. Используются в дифференциальной диагностике психических заболеваний.мышление абстрактное - М., оперирующее сложными, отвлеченными понятиями и умозаключен..

Мышление

(Cognition). Внутренняя структура, частично определяющая, какие события окружающей среды будут восприняты, получат оценку и станут основой для действия.. ..

Мышление

(Thinking. Denken) — умственный процесс интерпретации того, что воспринято. В типологической модели Юнга мышление представляет одну из четырех базовых функций, используемых для психологической ориентации. Как и чувство, относится к разряду рациональн. ..

Мышление

Опосредованное – основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований – и обобщенное познание объективной реальности [Рубинштейн С.Л., 1940]. М. – это отображение существенных связей и отношений между объектами действительности. Мыслительное отображ. ..

Мышление

Опосредованное – основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований – и обобщенное познание объективной реальности (Рубинштейн С.Л., 1940). М. – это отображение существенных связей и отношений между объектами действительности. Мыслительное отображение специфично в силу его обобщенности и опосредованности, что позволяет М. Выйти за рамки непосредственно данного. М. Является высшей формой познавательной деятельности человека, оно включает в себя синтез и анализ, обобщение и отвлечение, спосо..

Мышление

Высш. Ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, к-рые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы М. Изучаются философией, логикой, механизмы его протекания - психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует М. В связи с задачами моделирования нек-рых мыслит. Функций. ..

Мышление

Высшая форма человеческой рефлексии, направленной на познание реально существующего мира. Внутреннее, активное стремление проявить свои собственные представления, понятия, воспоминания и т. Д. С той целью, чтобы получить необходимую создавшейся ситуации директиву, оформленную в мысль. Форма мысли в стандартных условиях есть ее языковое выражение, т. Е. Озвученное мышление. В большинстве обыденных случаев мышление порождается ситуацией и это ситуативное мышление, если же оно направлено на реальны..

Мыследеятельность

МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - комплекс интеллектуальных и коммуникативных процессов, включенных в контекст организованной коллективной деятельности. Неологизм Московского методологического кружка (ММК), обозначается как МД. Концептуальным каркасом представлений о МД является "базовая схема МД", введенная Щедровицким в 1980. Это одна из четырех базовых онтологических и организаци-онно-деятельностных схем СМД (системо-мыследеятельност-ного) подхода (схема многоплоскостной организации знания, схема воспроизв..

Мысленный Эксперимент

МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - особая теоретическая процедура, заключающаяся в получении нового или проверке имеющегося знания путем конструирования идеализированных объектов и манипулирования ими в искусственно условно задаваемых ситуациях. М.Э. Может выступать как самодостаточный (который в принципе не может быть реализован натурно, а часто и модельно) или рассматриваться как "проигрывание" будущего реального эксперимента. Образцами самодостаточного М.Э. Считаются формулировка Галилеем принципа инерт..

Мэмфорд

МЭМФОРД (Mumford) Льюис (1895-1990) - американский философ и социолог. Представитель негативного технологического детерминизма. В своих многочисленных работах по социальным проблемам техники, урбанизации, истории и теории искусства, архитектуры, морали, религии, культуры в целом (основные сочинения. "История утопий", 1922. "Техника и цивилизация", 1934. "Искусство и техника", 1952. "Превращения человека", 1956. "Город в истории", 1966. "Миф о машине", 1967-1970. "Интерпретации и прогнозы", 1973 ..

Наблюдение

НАБЛЮДЕНИЕ - метод научного исследования, заключающийся в активном, систематическом, целенаправленном, планомерном и преднамеренном восприятии объекта, в ходе которого получается знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемого объекта. Н. Включает в себя в качестве элементов. Наблюдателя (субъекта) Н., объект Н. И средства Н. В качестве последних в развитых формах Н. Используются различные специально созданные приборы, выступающие как продолжение и усиление органов чувств человека, ..

Мышление

Направленный процесс переработки информации в когнитивной системе живых существ. М. Реализуется в актах манипулирования (оперирования) внутренними ментальными репрезентациями, подчиняющимися определенной стратегии и приводящими к возникновению новых ментальных репрезентаций. М. Возникает у животных в ходе биологической эволюции, когда интенция к действию дифференцируется от ее непосредственного, автоматического перевода в моторные акты и освобождает в когнитивной системе пространственно-образную..

Мышление

Процесс познавательной деятельности человека характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений дей ствительности в их существенных свойствах, связях и отношениях Исходный уровень познания — непосредственное чувственное отражение в форме ощущения, восприятия, представления и т д По отношению к ним M выступает как качественно иная форма отражения, высший уровень познания Чувственные элементы составляют его содержательную основу, однако в процессе M человек выходит за пре..

Мышление

— активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, научных теориях, гипотезах и т. П., име­ющий опосредованный, обобщенный характер, связанный с реше­нием нетривиальных задач. Высший продукт особым образом орга­низованной материи — человеческого мозга. М. Опосредствовано. А) ощущениями и восприятиями, на базе которых формируется мыс­лительный акт. Б) прошлым опытом, благодаря чему внешние при­чины (объекты познания) отражаются в голове человека через по­средство внутренних усл..

Дополнительный поиск Мышление Мышление

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мышление" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мышление, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 8 символа