Мышление

145

Процесс познавательной деятельности человека характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений дей ствительности в их существенных свойствах, связях и отношениях Исходный уровень познания — непосредственное чувственное отражение в форме ощущения, восприятия, представления и т д По отношению к ним M выступает как качественно иная форма отражения, высший уровень познания Чувственные элементы составляют его содержательную основу, однако в процессе M человек выходит за пределы чувственного познания, т с способен познавать такие объекты, свойства и отношения, к-рые не даны непосредственно в ощущении и восприятии Чувственное познание и отвлеченное, абстрактное M обогащают друг друга и по мере развития человека становятся все более содержательными и глубокимиM появляется в связи с возникновением потребностей в познании и преобра зовании тех или иных условий жизни людей, по мере того, как в ходе их предшествующей активности появляются трудности, противоречия, неожиданности и т и Разрешение подобных затруд нении составляет цель M Потребности человека выступают в форме мотивов специфически познавательных (внутренних) и неспецифических (внешних) В первом случае мыслительная деятельность побуждается собственно познава тельной потребностью (дет любозна тельность, бескорыстное служение истине у ученых и т д) Во втором случае M инициируется влиянием внешних причин, а не чисто познавательных интересов Напр, учащийся может решать задачу, думать над ней не из желания узнать и открыть для себя что-то новое, а лишь потому, что он вынужден выполнять требования взрослых Но какой бы ни была исходная мотивация M, по мере его осуществления начинают действовать и собственно познавательные мотивы Напр, у школьника, приступившего к уч задаче по принуждению, в процессе решения могут возникнуть и чисто познавательные интересыМотивы M неразрывно связаны с эмоциями, к-рые выступают в роли регуля торов мыслительной деятельности В процессе эмоциональной регуляции чувства могут играть как положительную, так и отрицательную роль, соответственно активизируя или тормозя познание Специфич направленность эмоций проявляется в том, что они участвуют в оценке разл компонентов M (промежуточные цели, применение тактич приемов и др) как успешных или безуспешныхИсточник M — проблемная ситуация Она характеризуется наличием нек-рых условий, требующих сопоставления, преобразования и принятия на их основе решения M начинается с анализа проблемной ситуации и формулирования ее в виде задачи Возникновение задачи означает хотя бы предварительное разделение данного (известного) и искомого (неизвестного) Тем самым намечается будущее решение задачи, к-рое все более четко прогнозируется в процессе M В этом смысле M представляет собой прогнозированиеТермином «М» обозначаются качественно разнородные виды деятельности, различают виды M в зависимости от уровня обобщения и характера используемых средств, степени активности мыслящего субъекта При наглядно-действенном M решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации, наблюдаемого двигательного акта Функция образного M связана с представлением ситуаций и изменений в них, к-рые человек хочет получить в результате своей преобразующей деятельности С помощью образного M более полно воссоздается все многообразие разл фак-тич характеристик предмета В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с неск точек зре ния Важная особенность образного M — установление непривычных сочетаний предметов и их свойств, обуслов ливающее творческую деятельность Наиб развитое M — рассуждаю щее, словесно дискурсивное Оно характеризуется использованием понятий, логич конструкций, функционирующих на основе средств языка Наглядно-действенное, образное и словесно-дискурсивное M образуют осн этапы развития M, вместе с тем они сосуществуют у взрослого человека и функционируют при решении разл задачM совершается по законам, общим для всех людей Общими являются осн формы M, действия и операции, их механизмы Вместе с тем в M проявляются и различия людей, их индивидуальные особенности Они выражаются в большей или меньшей самостоятельности M, его критичности, последовательности, гибкости, глубине, быстроте, в разл соотношениях анализа и синтеза Одни люди склонны к образному, художественному M, другие — к понятийному, абстрактному, научному Различия в M являются существенным компонентом различий в способностях людей А В БрушлинскииРазвитие мышления M ребенка формируется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения обществ опыта Особую роль играют целенаправленные воздействия взрослого в форме обучения и воспитания Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое M — последоват ступени онтогенетич развитияГенетически наиб ранняя форма M — наглядно-действенное M, первые проявления к-рого можно наблюдать у ребенка в конце 1-го — начале 2-го года жизни, еще до овладения им активной речью Уже первые предметные действия ребенка (притягивание предмета, ощу пывание, рассматривание, воздействие одним предметом на другой) обладают рядом важных особенностей При достижении практич результата выявляются нек-рые признаки этого предмета и его взаимоотношения с др предметами, возможность их познания выступает как свойство любого предметного манипулирования Ребенок сталкивается с предметами, созданными руками человека и т о вступает в предметно-практич общение с др людьми Первоначально взрослый является оси источником и посредником знакомства ребенка с предметами и способами их употребления Общественно выработанные обобщенные способы употребления предметов и есть те первые знания (обобщения), к-рые ребенок усваивает с помощью взрослого из обществ опытаНаглядно-образное M возникает у дошкольников в возрасте 4—6 лет Связь M с практич действиями хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет Во мн случаях не требуется систе-матич практич манипулирования с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект Т с дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле) Это наиб отчетливо обнаруживается в экспериментах Ж Пиаже Детям в возрасте ок 7 лет показывают два равных по объему шарика, сделанных из теста Ребенок внимательно разглядывает оба предъявленных предмета и говорит, что они равны Затем у него на глазах один из шариков превращают в лепешку Дети сами видят, что к этому шарику не прибавили теста, а просто изменили его форму Тем не менее они считают, что кол-во теста в лепешке увеличилось Дело в том, что наглядно-образное M детей еще непосредственно и полностью подчинено их восприятию, поэтому они пока не могут отвлечься, абстрагироваться с помощью понятий от нек-рых наиб бросающихся в глаза свойств рассматриваемого предметаСущественные сдвиги в развитии M ребенка возникают в шк возрасте, когда его ведущей деятельностью становится учение, направленное на усвоение систем понятий по разл предметам Эти сдвиги выражаются в расширении круга объектов, над к-рыми думает школьник, в познании все более глубоких свойств предметов, в формировании необходимых для этого мыслит операций, возникновении новых мотивов познават деятельности (более глубоких познават интересов, любознательности, осознания важности усвоения знаний и др) Формирующиеся у мл школьников мыслит операции еще недостаточно обобщены, образующиеся понятия носят конкретный характер M детей этого возраста является понятийно-конкретным Но мл школьники овладевают уже и нек-рыми более сложными формами умозаключений, осознают силу логич необходимости На основе практич и наглядно-чувственного опыта у них развивается (сначала в простейших формах) словесно-дискурсивное M, т с M в форме абстрактных понятий M выступает теперь не только в виде практич действий и не только в форме наглядных образов, а прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассужденийВ среднем и старшем шк возрасте детям становятся доступными более сложные познават задачи В процессе их решения мыслит операции обобщаются, формализуются, благодаря чему расширяется диапазон их переноса и применения в разл новых ситуациях Формируется система взаимно связанных, обобщенных и обратимых операций Развивается способность рассуждать, обосновывать свои суждения, доказывать истинность выводов, осознавать и контролировать процесс рассуждения, овладевать его общими методами, переходить от его развернутых к свернутым формам Совершается переход от конкретно-понятийного к абстрактно-понятийному M Этот процесс по-разному проходит в зависимости от содержания уч предметов Складываются новые мотивы M (духовные запросы, интерес к теоретич проблемам, стремление к логич обоснованию мыслей и др) Формируются такие качества M, как критичность, самостоятельность, доказательность и др У многих старшеклассников намечается дифференциация видов M, выступающая далее в качестве индивидуальных особенностей MРазвитие M ребенка характеризуется закономерной сменой стадий, в к-рой каждая предыдущая стадия подготавливает последующую С возникновением новых форм M старые формы не только не исчезают, а сохраняются и развиваются Так, наглядно-действенное M, характерное для дошкольников, у школьников приобретает новое содержание, находя, в частности, свое выражение в решении все усложняющихся конструктивно-техн задач Образное M также поднимается на более высокую ступень, проявляясь в усвоении школьниками произведений поэзии, изобразит иск-в, музыкиНеобходимой предпосылкой развития M детей является обогащение их чувственного опыта, развитие наблюдательности, овладение речью, ее лексич и грамматич средствами Но сама по себе речь еще не обеспечивает развития M Мыслит деятельность успешно активизируется и развивается там, где учащиеся осознают новые вопросы, включаются в поиски ответов на них, сначала в сотрудничестве с учителем, а затем самостоятельно, постепенно переходя от простых ко все более усложняющимся вопросам Содержание каждого предмета на каждом этапе обучения дает возможность ставить перед учащимися вопросы, требующие не только восприятия и воспроизведения, но и размышления Такая работа играет решающую роль в формировании способности думать, т с обобщенного умения ста вить, осознавать вопросы, находить пути их выяснения, выполнять необходимые для этого операции, делать правильные умозаключения Умение думать — центр звено умения учитьсяСистемы мыслит операций успешнее вырабатываются там, где учащиеся постепенно переходят от пользования готовыми признаками понятий, сообщенными учителем, к самостоят их выявлению и обобщению Осознание учащимися своих мыслит действий — необходимое условие обобщения этих действийБольшие возможности развития M учащихся несут в себе проблемно-эври-стич методы обучения Их преимущество заключается в том, что они создают условия, при к-рых учащиеся ставятся в положение исследователя, ищущего решение той или иной проблемы, открывают для себя уже открытые другими истины, осознают противоречия между ранее познанным и новым, активно разрешают эти противоречия Самостоят решение учащимися познават, конструктивно-техн и др задач — лучшая школа M Важное значение при этом имеет постепенный переход от детализированных к обобщенным способам пед руководства деятельностью учащихся, оставляющим все больше места их самостоятельности в отыскании способов решения новых задач, в решении одних и тех же задач разными способами, в выборе более рациональных способовВоспитание M предполагает руководство развитием любознательности учащихся, познават и др интересов, широких духовных запросов и др мотивов уч деятельности Важную роль играет создание условий для проявления самостоятельности, критичности M учащихся Только самостоятельно продуманное прочно входит в развитие M, становится идейным убеждением человекаРуководя развитием M, следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (избегая их недооценки и переоценки) Выявляя трудности, с к-рыми сталкиваются учащиеся при решении мыслит задач, нужно помогать преодолевать эти трудности собств усилиями учащихся, вырабатывать необходимые для этого способы действия, а не давать решение этих задач в готовом виде.Учащиеся не только старших, но и мл.

Классов способны на доступном им материале выделять существенное в явлениях и отд. Фактах и в результате приходить к новым обобщениям. М. Детей имеет очень большие и недостаточно используемые резервы и возможности. Одна из осн. Задач психологии и педагогики — до конца вскрыть эти резервы и на их основе сделать обучение более эффективным и творческим.Лит. Блонский П. П., Развитие мышления школьника, в его кн. Избр. Пед. И психол. Соч., т. 2, М., 1979. Его же, Память и мышление, там же. Валлон А., От действия к мысли, пер. С франц, М., 1956. Психология мышления, под ред. А. М. Матюшкина, пер. С нем. И англ., М., 1965. Давыдов В. В., Виды обобщения в обучении, М., 1972. Обухова Л Ф., Этапы развития дет. Мышления, М., 1972. Хрестоматия по общей психологии.

Психология мышления, М, 1981. Выготский Л. С., Мышление и речь, Собр. Соч., т. 2, М., 1982. Мышление. Процесс, деятельность, общение, под ред. А. В Бруш-линского, М., 1982. Тихомиров О. К., Психология мышления, М., 1984. В rune r J. S., Good по w J J., Au st i n G. A, A study of thinking, N. V -L, [1956]. В а г. T-lett F., Thinkmg, L, 1958. Berlyne D., Stracture and direction m thinking, № Y., 1965. Thinkmg and reasoning, Harmondsworth, 1968. B o 11 o n N., Psychology of thinking, L., 1972. M. А. Степанова..

Значения в других словарях
Мышление

процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Хотя М. Имеет своим единственным источником ощущения (См. Ощущение), оно переходит границы непосредственно-чувственного отражения и позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком (см. Ф. Энгельс, в кн. Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 554—555). М. Составляет предмет изучения теории познани..

Мышление

МЫШЛЕНИЕ - высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания - психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.. ..

Мышление

МЫШЛЕНИЕ, высшая ступень человеческого познания, процесса постижения действительности. Позволяет получать знание> о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются философией (теорией познания) и логикой, механизмы его протекания - психологией и нейрофизиологией.. ..

Мышление

См. Психология.. ..

Мышление

Новое мышление. Публ., Полит. Система взглядов на мировые реальности ядерно-космического века, исходящая из приоритетов общечеловеческих ценностей и отказа от идеологических стереотипов. СП, 135. Hau, 131.. ..

Мышление

И мы́шление, -я, ср.. ..

Мышление

Мысль, познание, осознание, понимание. Дух. ..

Мышление

Высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания - психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.. ..

Мышление

Iср.см. Мышление.IIср.1) Высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности. Способность человека мыслить.2) Процесс действия по знач. Глаг. Мыслить (1).3) Рассуждения, размышления, направленные на познание действительности.. ..

Мышление

МЫШЛЕ́НИЕ, МЫ́ШЛЕНИЕ, -я. Ср.. ..

Мышление

-я и МЫШЛЕНИЕ, -я, ср. 1. См. Мыслить. 2. Высшая ступень познания — процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях. Формы и законы, мышления.. ..

Мышление

Мышленя, мн. Нет, ср. 1. Способность рассуждать, мыслить, как свойство человека. Ммышление и сознание - функции человеческого мозга. 2. Действие по глаг. Мыслить в 1 знач. (книжн.). Мышление образами.. ..

Мышление

Мы́шление От мы́слить, мысль. -шл- происходит из праслав. -sli̯-.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Мышление

— обобщенное и опосредованное отражение устойчивых, закономерных связей действительности, которые становятся весьма значимыми для решения познавательных проблем. ..

Мышление

Опосредованное, отвлеченное, обобщенное познание явлений внешнего мира, их сущности и существующих между ними связей, осуществляемое путем мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения и различения, суждений и умозаключений, абстракции, обобщения и др.). Высшая форма отражательной деятельности человека. Характерные признаки расстройств М. Используются в дифференциальной диагностике психических заболеваний.. ..

Мышление

Опосредованное, отвлеченное, обобщенное познание явлений внешнего мира, их сущности и существующих между ними связей, осуществляемое путем мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения и различения, суждений и умозаключений, абстракции, обобщения и др.). Высшая форма отражательной деятельности человека. Характерные признаки расстройств М. Используются в дифференциальной диагностике психических заболеваний. Мышле́ние абстра́ктное — М., оперирующее сложными, отвлеченными понятиями и умозаклю..

Мышление

Опосредованное, отвлеченное, обобщенное познание явлений внешнего мира, их сущности и существующих между ними связей, осуществляемое путем мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения и различения, суждений и умозаключений, абстракции, обобщения и др.). Высшая форма отражательной деятельности человека. Характерные признаки расстройств М. Используются в дифференциальной диагностике психических заболеваний.мышление абстрактное - М., оперирующее сложными, отвлеченными понятиями и умозаключен..

Мышление

(Cognition). Внутренняя структура, частично определяющая, какие события окружающей среды будут восприняты, получат оценку и станут основой для действия.. ..

Мышление

(Thinking. Denken) — умственный процесс интерпретации того, что воспринято. В типологической модели Юнга мышление представляет одну из четырех базовых функций, используемых для психологической ориентации. Как и чувство, относится к разряду рациональн. ..

Мышление

Опосредованное – основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований – и обобщенное познание объективной реальности [Рубинштейн С.Л., 1940]. М. – это отображение существенных связей и отношений между объектами действительности. Мыслительное отображ. ..

Мышление

Опосредованное – основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований – и обобщенное познание объективной реальности (Рубинштейн С.Л., 1940). М. – это отображение существенных связей и отношений между объектами действительности. Мыслительное отображение специфично в силу его обобщенности и опосредованности, что позволяет М. Выйти за рамки непосредственно данного. М. Является высшей формой познавательной деятельности человека, оно включает в себя синтез и анализ, обобщение и отвлечение, спосо..

Мышление

Высш. Ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, к-рые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы М. Изучаются философией, логикой, механизмы его протекания - психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует М. В связи с задачами моделирования нек-рых мыслит. Функций. ..

Мышление

Высшая форма человеческой рефлексии, направленной на познание реально существующего мира. Внутреннее, активное стремление проявить свои собственные представления, понятия, воспоминания и т. Д. С той целью, чтобы получить необходимую создавшейся ситуации директиву, оформленную в мысль. Форма мысли в стандартных условиях есть ее языковое выражение, т. Е. Озвученное мышление. В большинстве обыденных случаев мышление порождается ситуацией и это ситуативное мышление, если же оно направлено на реальны..

Мышление

МЫШЛЕНИЕ - категория, обозначающая процессуаль-ность функционирования сознания (познавательную деятельность) - традиционный предмет философствования, присутствующий в его структуре с момента возникновения философии как таковой. Уже у одного из последних досократиков - Анаксагора категория с близким семантическим содержанием - нус - выступает как первоначало мирового порядка. Анаксагоровская категория больше не встречается в истории философии, но этим было положено начало традиции мыслить М. Как ..

Мышление

Направленный процесс переработки информации в когнитивной системе живых существ. М. Реализуется в актах манипулирования (оперирования) внутренними ментальными репрезентациями, подчиняющимися определенной стратегии и приводящими к возникновению новых ментальных репрезентаций. М. Возникает у животных в ходе биологической эволюции, когда интенция к действию дифференцируется от ее непосредственного, автоматического перевода в моторные акты и освобождает в когнитивной системе пространственно-образную..

Мухина Валерия Сергеевна

(р. 22.1.1935. Ворошилов, ныне Уссурийск, Приморск. Края), психолог, акад. РАО (1992), дер психол. Наук (1972), проф. (1973). Засл. Деятель науки РФ (1992). Окончила биол.-хим. Ф-т МГПИ (1956). С 1962 преподавала там же на каф. Психологии. С 1988 зав. Кафедрой пед. Психологии ин-та (ныне МПГУ). С 1992 дир. Ин-та развития личности РАО.В кон. 50-х гг. На базе моек, клинич. Б-цы им. Кащенко осуществила эксперимент с использованием дрессиров. Животных в интересах лечения психически больных, приведши..

Мыслаковский (Мystekowski) Зигмунд Кароль

(4 8 1890, Нове-Място ныне Пилица, — 1971, Краков), польск педагог, проф (1927) В 1913 окончил филос ф-т Ягеллонского ун-та в Кракове Защитил в нем докторскую дисс по педагогике (1925) С 1915 работал учителем в гимназии, в 1920—23 директор учи тельской семинарии в Люблине С 1927 руководитель кафедры педагогики Ягеллонского ун-та, одновременно в 1927—29 директор пед ин-та в Катовице С 1933 ред журн «Pedagogiczna kultura» («Педа гогическая культура») В 30-х гг участвовал в деятельности краковского..

Мьянма

Союз Мьянма, гос-во на Ю.-В. Азии, Пл. 678 тыс. Км2. Нас. 38,6 млн. Чел. (1988, оценка). Офиц. Яз. — бирманский. Столица — Янгон (Рангун).До брит, колонизации (с нач. 19 в.) М. Была страной со сравнительно высоким уровнем грамотности. Каждый мальчик с 14 лет должен был неск. Лет провести в буддийском монастыре, где помимо чтения религ. Текстов и письма он изучал арифметику, получал нек-рые сведения по истории, географии, астрономии и медицине. В колон, период возникли 3 группы школ. Национальные..

Мэн-цзы, Мэн, Мэн Кэ

(ок. 372—289 до н. Э.), древнекит. Философ, последователь Конфуция. Его учение изложено в канонич. Книге «Мэн-цзы», составленной учениками после его смерти. Как и Конфуций, М.-ц. Занимался в основном вопросами этики и политики, выдвигал на первый план проблемы обучения человека и его самосовершенствования. В основу своей этич. Теории и педагогики М.-ц. Положил тезис о доброй природе человека (шань син), согласно к-рому каждый обладает врождённым знанием добра и способностью творить его. Задача в..

Мышление

— активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, научных теориях, гипотезах и т. П., име­ющий опосредованный, обобщенный характер, связанный с реше­нием нетривиальных задач. Высший продукт особым образом орга­низованной материи — человеческого мозга. М. Опосредствовано. А) ощущениями и восприятиями, на базе которых формируется мыс­лительный акт. Б) прошлым опытом, благодаря чему внешние при­чины (объекты познания) отражаются в голове человека через по­средство внутренних усл..

Дополнительный поиск Мышление Мышление

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мышление" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мышление, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 8 символа