Основной Вопрос Философии

170

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ - марксистская интерпретация фундаментальной проблематики, фундирующей философское знание, а именно - проблемы соотношения бытия и сознания. Конституирование категориальных средств философии как рациональное осмысление и экспликация содержания универсалий культуры объектного, субъектного и субъект-объектного рядов (см. УНИВЕРСАЛИИ, КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ, ФИЛОСОФИЯ) задает мировоззренческую размерность философской проблематике. Проблема места человека в мире артикулируется в философии как проблема соотношения бытия и сознания. Именно в проблемном контексте О.В.Ф. Был впервые эксплицитно сформулирован в рамках французского Просвещения. В философии Гегеля осмыслен как "разрешение противоположности между бытием и сознанием".

В целом, немецкая классика рассматривала фокусируемую О.В.Ф. Проблему как фундаментальную для философской традиции. "вся история философии вращается вокруг вопроса. Об отношении духовного к материальному" (Фейербах). Однако важно, что означенная постановка О.В.Ф. В домарксистской философии не лишает его логического статуса проблемы, т.е. Не деформирует специфику философского мышления как мышления по определению проблемного, организующего себя в качестве интеллектуального движения в пространстве непреходяще значимых (и в этом смысле - "вечных"), культурно аранжированных, т.е. По-новому ставящихся каждой исторической эпохой (и в этом смысле - "нерешаемых") проблем. В рамках марксизма О.В.Ф. Приобрел принципиальный смысл и аксиологическую нагруженность.

В его содержании было выделено два аспекта ("две стороны О.В.Ф."). Генетический аспект соотношения материи и сознания (так называемый вопрос о первичности) и функциональный (вопрос о познаваемости мира). Аксиологическая акцентировка марксизмом материализма в генетическом и гносеологического оптимизма в функциональном планах О.В.Ф. Имплицитно задают артикуляцию последнего именно как вопроса, т.е. Такой логической формы, которая - в отличие от проблемы - предполагает возможность не только исчерпывающе финального, но и правильного ответа (см. Соответствующее придание инвективной семантики самим понятиям идеализма и скептицизма в марксизме). Такой подход к философии инспирирует ее редукцию к доктринальному учению, продуцируя такие модусы ее существования, как программно-концептуальные кодексы и вопросно-ответная катехитика.

От первых ее моделей у Энгельса до классического варианта в посвященном философии разделе "Краткого курса истории ВКП (б)" у Сталина. См. Также "СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ"..

Значения в других словарях
Основной вопрос философии

вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному вообще. Составляет исходный пункт философского исследования, в силу чего то или иное решение этого вопроса (материалистическое, идеалистическое, дуалистическое) образует основу каждого философского учения. «Философы, — пишет Ф. Энгельс, — разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы..., — составили идеалистический лагерь. Те же, которые..

Основной Вопрос Философии

Марксистская интерпретация фундаментальной проблематики, фундирующей философское знание, а именно - проблемы соотношения бытия и сознания. Конституирование категориальных средств философии как рациональное осмысление и экспликация содержания универсалий культуры объектного, субъектного и субъект-объектного рядов задает мировоззренческую размерность философской проблематике. Проблема места человека в мире артикулируется в философии как проблема соотношения бытия и сознания. Именно в проблемном ко..

Основной Вопрос Философии

- об отношении мышления к бытию. В зависимости от первичности материи и сознания философы делятся на два принципиальных лагеря. Материалисты и идеалисты, в зависимости от того, что они считают первостепенным. Материю или сознание. Вторая сторона основного вопроса — о познаваемости мира, способно ли мышление достоверно познавать мир.. ..

Основной Вопрос Философии

Марксистская интерпретация фундаментальной проблематики, фундирующей философское знание, а именно - проблемы соотношения бытия и сознания. Конституирование категориальных средств философии как рациональное осмысление и экспликация содержания универсалий культуры объектного, субъектного и субъект-объектного рядов (см. УНИВЕРСАЛИИ, ФИЛОСОФИЯ) задает мировоззренческую размерность философской проблематике. Проблема места человека в мире артикулируется в философии как проблема соотношения бытия и соз..

Осевое Время

ОСЕВОЕ ВРЕМЯ - философско-историческая категория, введенная Ясперсом как средство осмысления единства истории и являющаяся одной из опорных в современной исторической мысли. Размышления Ясперса об истории органично вплетены в общий контекст его экзистенциальной философии и призваны содействовать "углублению нашего осознания современности". Человек есть историческое существо, а сама история предполагает пронизывающий время смысл, обеспечивающий осмысленность человеческих поступков. Однако совреме..

Осипов

ОСИПОВ Николай Евграфович (1877-1934) - российский психиатр и психоаналитик. Доктор медицины (1903), доцент (1911). Учился в Цюрихском университете у Ф.Ф. Эрисмана и университетах Базеля, Берна, Бонна и др. Работал над диссертацией под руководством профессора Кауфмана и в 1903 стал доктором медицины Базельского университета. В 1907 познакомился с идеями и трудами Фрейда, которые оценил как новое слово в психологии и психопатологии. В 1908 в "Журнале невропатологии и психиатрии имени С.С. Корсако..

Оствальд

ОСТВАЛЬД (Ostvald) Вильгельм (1853-1932) - немецкий физикохимик и философ. Один из создателей и лидеров физической химии и философии энергетизма ("энергетической философии"). Доктор химических наук (1878), профессор (1881), член-корреспондент Петербургской (1896) и Берлинской (1905) Академий наук, лауреат Нобелевской премии по химии (1909). Автор учебников по химии, истории химии и ряда монографий. "Научные основания аналитической химии" (1895), "Электрохимия" (1896), "Принципы неорганической хи..

Отклоняющееся

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ (ДЕВИАНТНОЕ) ПОВЕДЕНИЕ - (лат. Deviatio - отклонение) - форма проявления отношений индивидов и социальных групп к нормам и ценностям социальной системы, в которой они действуют. Связано с вопросом возникновения и поддержания социального порядка как согласования планов деятельности социальных субъектов посредством общих норм, стабилизирующих взаимные социальные ожидания. Возможны различные трактовки проблематичных свойств порядка и действия. Функциональный подход (Парсонс), рассматр..

Основной Вопрос Философии

Марксистская интерпретация фундаментальной проблематики, фундирующей философское знание, а именно - проблемы соотношения бытия и сознания. Конституирование категориальных средств философии как рациональное осмысление и экспликация содержания универсалий культуры объектного, субъектного и субъект-объектного рядов (см. Универсалии, Категории культуры, Философия) задает мировоззренческую размерность философской проблематике. Проблема места человека в мире артикулируется в философии как проблема соо..

Дополнительный поиск Основной Вопрос Философии Основной Вопрос Философии

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Основной Вопрос Философии" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Основной Вопрос Философии, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 25 символа