Патристика

172

ПАТРИСТИКА (лат. Patres - отцы) - направление фи-лософско-теологической мысли 2-8 вв., связанное с деятельностью раннехристианских авторов - Отцов Церкви. Семан-тико-аксиологические источники оформления П. - античная философия (общерациональный метод и конкретное содержание таких философских течений, как платонизм и неоплатонизм, стоицизм и др.), с одной стороны, и христианская телеологическая доктрина (прежде всего, идея откровения, а также семантические фигуры теизма, креационизма, телео-логизма и др.) - с другой. В эволюции П. Могут быть выделены три содержательных этапа. (1) - ранняя П. Или апологетика (2-3 вв.), связанная с деятельностью таких авторов, как Юстин (ум. Ок. 165, осн. Соч. "Апология" к Антонину Пию и "Апология" к Марку Аврелию, "Беседы с Трифоном-иудеем" и др.).

Татиан (ок. 120 - ок. 175, осн. Соч. "Обращение к грекам", свод четырех Евангелий "Диатессарон" и др.). Афинагор (ум. Ок. 177, осн. Соч. Трактат "О воскрешении мертвых" и "Послание" к Марку Аврелию). Тертуллиан. Климент Александрийский (Тит Флавий, ум. До 215, осн. Соч. Трактаты "Увещевание к эллинам", "Педагог", сборник эссе "Строматы" ("Лоскутный ковер"), беседа "Какой богатый спасется?". Ориген (ок. 185 - ок. 254, осн. Соч. "О началах", "Против Цельса", текстологическое кампаративное исследование шести редакций Ветхого Завета - "Гекзапла" и др.). Центральная проблема - проблема соотношения христианства с античным наследием, в рамках решения которой оформились как направление, ориентированное на гармонический синтез христианской идеи откровения с философской традицией античного рационализма (Юстин, Афинагор, Климент Александрийский и др.), так и направление, прокламировавшее их несовместимость и резко дистанцирующее христианство как "мудрость варваров" (Татиан) эллинской книжной учености (Татиан, Тертуллиан и др.).

Идея остро актуализировалась в христианской мистике, ценностно акцентировавшей "искреннее молчание безграмотного простолюдина" по сравнению с изощренно-спекулятивным мудрствованием ученого теолога с его "сладострастием слов" (Иероним) и рассудочностью вместо сердечной веры, а также в протестантизме в ранних его версиях). (2) - зрелая П. (3-5 вв.), реализующая себя на греческом Востоке - в деятельности каппадокийского кружка. Василий Великий Кесарийский (ок. 330-379, осн. Соч. "О святом Духе", "Шестоднев"), его брат Григорий Нисский (ок. 335 - ок. 394), Григорий Богослов Назианзин (ок. 330- ок. 390, осн. Соч. "О моей жизни", "О моей судьбе", "О страданиях моей души"), Амфилохий Иконийский и др., синтезировавшие христианское вероучение и философские методы античности.

А на латинском Западе - в деятельности Августина. Центральное направление в развитии П. Этого периода - борьба с ересями (арианство, монтанизм, докетизм, монофитизм, гностицизм и др.), что связано с обретением христианством статуса государственной религии и официальной формулировкой христианского Символа веры на Никейском вселенском Соборе (325), конституировавшем основные догматы вероучения. В рамках зрелой П. Оформляются тексты Псевдо-Дионисия Ареопагита ("Аре-опагитики"), заложившие основы апофатической теологии и христианской мистики в целом. (3) - поздняя П. (5-8 вв.), центрирующаяся на проблеме систематизации христианского вероучения. Ключевая фигура - Иоанн Дамаскин (ок. 675-753) - византийский богослов и поэт, завершивший систематическое оформление основ христианской теологии.

Также Леонтий (ок. 475-543) на Востоке и Боэций (Анций Мани-лий Торкват Северин, ок. 480-525, осн. Соч. "Утешение философией") на Западе. Систематизаторская деятельность Иоанна Дамаскина и ориентация Боэция на античную философскую традицию (прежде всего, комментарии к Аристотелю и Порфирию) заложили основы средневековой схоластики. Несмотря на то, что многие тезисы П. (особенно в раннем ее варианте) были осуждены после принятия Никейского Символа веры (идеи Оригена о множественности миров, всеобщем спасении, предсуществовании душ, приоритетности второй ипостаси - Бога-Отца - в структуре Троицы. Отрицание Татианом двойственной природы Христа (в "Диатессороне" была опущена земная биография Христа и сведения о его происхождении из рода Давидова) и его докетизм - учение об иллюзорности телесности Иисуса - см.

ИИСУС ХРИСТОС), П. Сыграла выдающуюся роль в развитии христианской культуры. В рамках П. Были заложены основы систематической христианской теологии как в катафатическом (от Климента Александрийского и Оригена до Иоанна Дамаскина), так и в апофатическом (от Августина до Псевдо-Дионисия Ареопа-гита) ее вариантах, сформирован исходный фундамент экзегетики (от Оригена до Григория Нисского), оформлены первые христианские катехизисы (см. ТЕРТУЛЛИАН), введены многие основополагающие понятийные структуры христианской теологии (например, Тертуллианом - касательно структуры Троицы). П. Не только значительно способствовала содержательной стабилизации христианской догматики, но и существенно повлияла на развитие глубинного психологизма христианства с его рафинированной культурой рефлексивной интроспекции (от Григория Богослова до Августина).

Именно в рамках П. Окончательно конституировалась концептуально фундаментальная для христианства идея приоритета индивида (см. ПЕРСОНАЛИЗМ) по отношению к абстрактному человечеству (антропология Григория Нисского). Проблематика П. Во многом определила проблемное поле как православной (ср. Паламитские дискуссии в рамках иси-хазма и анализ христологической проблемы в П.), так и в католической (ср. Проблему воли и благодати в патриотической и антилютеранской литературе) теологии. В целом, содержание П. Признано в христианстве (православие и католицизм) важнейшей составляющей Священного предания. Изучение П. Оформилось в рамках богословия в качестве дисциплинарной патрологии. Многие идеи П. Актуализируются в рамках историко-философской традиции, как, например, просветительская интерпретация христианства Климентом Александрийским в контексте гуманизма Ренессанса (Эразм Роттердамский, Т.

Мор и др.)..

Значения в других словарях
Патристика

(от греч. Patér, лат. Pater — отец) термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2—8 вв. (так называемых отцов церкви (См. Отцы церкви)). П. Возникла в условиях глубокого кризиса позднеантичного рабовладельческого общества и формировалась в борьбе против Гностицизма и др. Ересей (См. Ереси), а также против традиционного языческого мировоззрения, вступая в сложное взаимодействие с платоническим и неоплатоническим идеализмо..

Патристика

ПАТРИСТИКА (от греч. Pater - лат. Pater - отец), термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2-8 вв. - т. Н. Отцов церкви. Периоды. 2-3 вв. - полемически фрагментарное философствование т. Н. Апологетов (Тертуллиан, Климент Александрийский и особенно Ориген). 4-5 вв. - систематизация церковной доктрины (каппадокийский кружок. Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский. На Западе - Августин). 6 в. - начало стаби..

Патристика

ПАТРИСТИКА (от греческого pater, латинского pater - отец), термин>, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2 - 8 вв. - отцов церкви. Периоды. 2 - 3 вв. - полемическое философствование "апологетов" (Тертуллиан>, Климент Александрийский и особенно Ориген>). 4 - 5 вв. - систематизация церковной доктрины (каппадокийский кружок. Василий Великий>, Григорий Богослов>, Григорий Нисский>, Августин>). 6 в. - стабилизация> догмы и код..

Патристика

(от πατήρ, pater) — одна из богословских наук, имеющая своим предметом изучение творений святых отцов церкви и систематическое изложение содержащегося в них учения. В христианской церкви название "отца" присваивается, еще со времен апостолов, вообще пастырям церкви. В более специальном смысле название "святых отцов церкви" присваивается тем церковным учителям, которые в своих творениях оставили изложение и объяснение веры христианской, принятое церковью к своему руководству. Из ряда "отцов церкв..

Патристика

-и, ж.. ..

Патристика

Чудинов А.Н., 1910). ..

Патристика

Наследие. ..

Патристика

Ж.1) Произведения христианских мыслителей, в которых изложены основы христианского богослужения и христианской философии.2) Раздел богословия, занимающийся изучением сочинений отцов церкви.. ..

Патристика

ПАТРИ́СТИКА -и. Ж. [от лат. Pater - отец] Совокупность теологических, философских и политико-социальных доктрин христианских мыслителей 2 - 8 вв. (так называемых отцов церкви). Изучать патристику. Учитель патристики.. ..

Патристика

Патристики, мн. Нет, ж. (от греч. Pater - отец) (церк., лит.). Изучение произведений т. Наз. "отцов церкви" (см. Отец).. ..

Патристика

- термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских писателей II— VIII вв. Во II-III вв. П. Выполняла в основном апологетические функции.. ..

Патристика

(от лат. Pater - отец) - совокупность учений христ. Церкви 2-8 вв. (в первую очередь "отцов церкви", отсюда назв.). Во 2-3 вв., в период гонений христиан со стороны рим. Властей, П. Характеризуется защитой христ. Учения, полемикой с нехрист. Философами (см. Апологеты). С 4 в. (с переходом христианства на статус гос. Религии) главным в П. Становится систематизация христ. Догм. Расцвет П. Достигает кульминации в деятельности Василия Кесарийского, Григория Богослова, Григория Нисского на Востоке и ..

Патристика

(лат. Patres - отцы) - направление философско-теологической мысли 2-8 вв., связанное с деятельностью раннехристианских авторов - Отцов Церкви. Семантико-аксиологические источники оформления П. - античная философия (общерациональный метод и конкретное содержание таких философских течений, как платонизм и неоплатонизм, стоицизм и др.), с одной стороны, и христианская телеологическая доктрина (прежде всего идея откровения, а также семантические фигуры теизма, креационизма, телеологизма и др.) - с д..

Парсонс

ПАРСОНС (Parsons) Толкотт (1902-1979) - американский социолог. Основатель школы структурного функционализма в социологии (линия функционального императивизма в отличие от линии функционального структурализма Мертона, по определению Дж. Тернера). На протяжении более чем 30 лет после 2-й Мировой войны являлся одним из основных теоретиков социальной мысли, по крайней мере, в англоговорящем мире. Образование. Амхерстский колледж (степень бакалавра, с отличием). Лондонская школа экономики (магистрату..

Паскаль

ПАСКАЛЬ (Pascal) Блес (1623-1662) - французский философ-мистик и математик, основоположник теории вероятностей. Основные сочинения. "Мысли" (1669), "Провинциалы, или Письма, написанные Луи де Монтальтом одному своему провинциальному другу" (1656, выдержали свыше 60 изданий), "Об искусстве убеждать" (1655-1657), "Молитва к Богу об обращении во благо болезней" (1659) и др. Драматичный жизненный путь П. Неразрывно связан с его становлением в качестве религиозного философа. "Первое обращение" П., вр..

Педагогика

ПЕДАГОГИКА - наука, объектом изучения которой является образование как особая область социокультурной действительности. Относительно этого объекта П. Создает один или несколько научных предметов. П. - научная дисциплина, обеспечивающая средствами и знаниями те процессы и институты в обществе, которые задают преемственность поколений и воспроизводство самого общества как в имеющихся формах его существования, так и в новых, определяющих его развитие. По своей сути П. - это практическая философия. ..

Пейн

ПЕЙН (Paine) Томас (1737-1809) - американский мыслитель, публицист, общественный деятель английского происхождения, один из главных представителей американского Просвещения. В 1774 прибыл в Америку, приняв позднее участие в войне за независимость, необходимость которой обосновал в политическом памфлете "Здравый смысл" (1776), а затем в 16 памфлетах под общим названием "Американский кризис". По возвращению в Англию издал книгу "Права человека" (1791-1792), представляющую резкую критику Э. Берка и..

Патристика

(лат. Patres — отцы) — направление философско-теологической мысли 2—8 вв., связанное с деятельностью раннехристианских авторов — Отцов Церкви. Семантико-аксиологические источники оформления П. — античная философия (общерациональный метод и конкретное содержание таких философских течений, как платонизм и неоплатонизм, стоицизм и др.), с одной стороны, и христианская телеологическая доктрина (прежде всего идея откровения, а также семантические фигуры теизма, креационизма, телеологизма и др.) — с д..

Дополнительный поиск Патристика Патристика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Патристика" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Патристика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 10 символа