Персонализм

160

ПЕРСОНАЛИЗМ (лат. Persona - личность) - концепция человека в современной христианской философии, фундированная характерной для теизма персонификацией Бога, инспирирующей остро значимую акцентировку неповторимости и максимальной ценности личности как таковой. Развивается мыслителями как католической, так и отчасти протестантской ориентации, в единичных случаях оформляются на базе православия или как внеконфессиональная. Первое употребление термина "П." относится к "Речи о религии к образованным людям, ее презирающим" Шлейермахера (1799). Основы персоналистской парадигмы трактовки личности заложены в историко-философской традиции антифизикалистски-ми и антинатуралистическими установками интерпретации человека.

"философия чувства и веры" Ф. Якоби, "теологическая этика" X. Тиллике, антропологические идеи Б. Олкотта, "социальное христианство" Ш. Пеги, "этический П." и концепция надвитального предназначения человека Шелера и традиция экзистенциализма. Выделяют. - американскую ветвь П. (Б.П. Боун, Дж. Ройс, Дж. X. Хауисон, Р.Т. Флюэллинг, Э.Ш. Брайтмен, У. Хокинг). Печатный орган - журнал "Perso-nalist" (с 1920). - французскую ветвь П. (Мунье, Ж. Лакруа, М. Недонсель, П.-Л. Ландсберг, Г. Мадине, Д. Де Ружмон, Ж.-М. Доменак, в определенный период своего творчества - Рикер и М. Дюфрен). Печатный орган - журнал "Esprit" ("Дух", с 1932). - могут быть зафиксированы также представители П. В английской (Б. Коутс, Х.У. Керр), германской (В. Штерн) и русской (Бердяев) философских традициях.

"Личностный метод", выражающий саму суть такого вектора мысли, как теизм, обретает в П. Инструментальный статус, не только задавая трактовку человека как уникальной субъективности, но и определяя парадигмальные установки персоналистской концепции в целом. Фундаментальный для теизма принцип диалогичности сосуществования человека и Бога, наиболее наглядно проявляющий себя в мистической концепции (см. ОТКРОВЕНИЕ), эксплицитно выступает основой философской концепции П. Как в сфере нравственно-этической проблематики, так и в рамках социально-философской доктрины. Базовой для П. Является коммуникативная теория личности, фундированная идеями трансцендентности целей ее существования. Будучи тварной, личность характеризуется "вовлеченным существованием", т.е.

Укоренена в земной контекст. Однако, наряду с "вещным", в ней обнаруживает себя и "невещное" начало - божественный духовный "свет Творца" (Быт, II, 7). В силу этой амбивалентности для личности характерны три вектора ее существования. - экстериоризация, т.е. Самоосуществление вовне, в миру ("деятельность человека - это его завершение, ткань его жизни" - Мунье). Внешнее самовыражение может принимать любые творческие формы (например, искусство, позволяющее, по оценке Мунье, с помощью "косвенных знаков" выразить трансцендентное, которое "живет среди нас" и потому "поддается некоторой характеристике"), однако, автохтонной сферой экстериоризации личности является личное общение, коммуникация, где "встреча Я с Ты", переживаемая в качестве ценности, задает в земном контексте особые формы существования - прямое и не имеющее внешней цели соприкосновение двух Я - "незаинтересованная деятельность, непосредственно не предусматривающая организации внешних отношений" (Мунье), живое общение "по ту сторону слов и систем", а горизонт коммуникативной сферы задается через перспективу трансценденции.

"чтобы быть собой, следует быть, по меньшей мере, вдвоем. Для того, чтобы быть в полной мере собой, необходимо, чтобы другим был Бог" (Недонсель) и именно в этом смысле личность представлена в П. Как творческая и творящая ("creative personality" у Флюэллинга). - интериоризация, т.е. Духовная самоуглубленность, возможность реализовать себя во внутреннем душевном мире ("наиболее непреходящий, перманентный предмет в творении - это потребность человеческой души в свободе" - Флюэллинг). Однако, "движение, которое создает личность, не замыкается на себе самом, оно указывает на трансценденцию" (Мунье), выводя персональное сознание на надиндивидуальный, но при этом не перестающий быть персонально артикулированным уровень.

- трансценденция ("бездна личностной трансценденции" - Мунье), т.е. Ориентация на высшую самореализацию, возможную в акте духовного единения (коммуникации) с Богом. Трансцендиро-вание человека к Богу в акте веры получает в П. Свое глубокое экзистенциальное обоснование. "верование в Бога имплицировано в элементарнейшем и глубочайшем виде человеческого поведения - факте доверия" (Лакруа), дополняясь в ряде случаев аргументацией герменевтического характера. "Человек - это требование смысла, Бог - это смысл мира, мир - это язык Бога" (Лакруа). Внешний объективизм, т.е. Восприятие мира вне его внутреннего смысла, "признание материи как первичного начала является удивительно простым и заманчивым объяснением мира, но в то же время самым опасным и ложным" (Флюэллинг).

Коммуникативный потенциал личности во взаимодействии с внешним миром проявляет себя как опыт. "все существующее есть опыт и проявление энергии личности, которая больше, чем природа" (Брайтмен). В этом контексте проблема объективности "может быть разрешена только с допущением существования творческого космического разума", в качестве которого выступает "дух персональный, всеобъемлющий и верховный" (Флюэллинг). Соответственно этому, и "вся история человечества в своем глубинном смысле есть история саморазвития персонального духа", асимптотически "стремящегося к достижению царства Божьего" (Флюэллинг). В этом отношении бытие личности обретает свой центральный смысл посредством детерминации будущим, а - в обратном векторе - история выступает не как имманентная себе, но как "динамика личного существования" (Мунье).

Коммуникативные ценности лежат и в основе социально-политической концепции П., оформляя идеал "персональной и коммуникативной цивилизации" или "общества личностей" (Мунье), который генетически восходит к идее Якоби о "непосредственной данности" человеку в его земном бытии "знания и чувства" трансцендентного Абсолюта как истока собственной личности, конституирования своей индивидуальности посредством причастности ко всеобщему. "Вечная Божественная Республика" базируется на "прокладке мостов между классами вопреки всем противостояниям материальных интересов" (Хокинг). В этой сфере, отдав дань марксизму, сформировавшему, по оценке Мунье, "трансисторический идеал" "прозрачности" отношений между людьми и, следовательно, прозрачности личных сознаний друг для друга, П., тем не менее, выступает с критикой современного общества - вне его идеологической дифференциации - как поставившего безличное Мы выше интересов частной личности (коммунизм как "безличное счастье" у Флюэллинга, Мунье о коммунистической идеологии как "философии третьего лица" и др.).

И в том случае, если внутри социальной системы "личность как свободный дух будет противопоставлена обществу и его притязаниям определять всю жизнь личности", "судьба личности будет противопоставлена теории прогресса" (Бердяев), - сама демократия может оказаться формой "тирании над личностью" (Мунье). Еще более опасным и пагубным для духовного мира и потенциала интериоризации личности является внутреннее деструктурирующее проникновение "миражей" массового сознания в персональное сознание. По определению Хокинга, "привычка собираться в толпы и принадлежать толпе стала угрозой цивилизации и должна быть определена как специфическая болезнь современного общества". В этой связи в рамках П. Оформляется глубоко гуманистический тезис о свободе личности как критерии демократичности общества.

"личность есть высшая сущность демократии" (Флю-эллинг), что стимулирует тенденцию сближения П. Как с социально ориентированными направлениями современной философии (прежде всего, концепцией постиндустриального общества), так и с экзистенциализмом и философской антропологией (программа Ж. Лакруа). Термин "П." в настоящее время используется не только в рамках христианской философии, обретая более широкое оценочно-семантическое звучание и выражая общеаксиологическую установку на доминирование "человека" над "человечеством" как абстракцией ("онтологический П." Парейсона)..

Значения в других словарях
Персонализм

(от лат. Persona — личность) теистическое направление современной буржуазной философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности — бога. П. Сформировался в конце 19 в. В России и США, затем в 30-х гг. 20 в. Во Франции и др. Странах. В России идеи П. Развивали Н. А. Бердяев, Л. Шестов, отчасти Н. О. Лосский и др. Основоположниками американского П. Явились Б. Боун, Дж. Ройс. Их последователи — ..

Персонализм

ПЕРСОНАЛИЗМ (от лат. Persona - личность) - философское направление, признающее личность первичной творческой реальностью, а весь мир проявлением творческой активности "верховной личности" - Бога. Сформировался в кон. 19 в. В России (Н. А. Бердяев, Л. Шестов) и США (Б. П. Боун, Дж. Ройс и их последователи - Э. Ш. Брайтмен, Р. Т. Флюэллинг). Получил развитие в 30-х гг. Во Франции (Э. Мунье, Ж. Лакруа, М. Недонсель, П. Рикер).. ..

Персонализм

ПЕРСОНАЛИЗМ (от латинского persona - личность>), философское направление, признающее личность> первичной творческой реальностью, а весь мир - проявлением творческой активности "верховной личности" - Бога. Сложился в начале 20 в. В России (Н.А. Бердяев>, Л. Шестов>) и США (Б. Боун, Дж. Ройс и их последователи - Э. Брайтмен, Р.Т. Флюэллинг). Получил развитие> в 1930-х гг. Во Франции (Э. Мунье>, Ж. Лакруа, М.Г. Недонсель, П. Рикер).. ..

Персонализм

М.Одно из направлений в современной философии, считающее, что весь мир есть совокупность духовных личностей, управляемых высшим Божеством.. ..

Персонализм

1. Вообще – подход в психологической науке, в котором утверждается, что отдельная личность является центральным конструктом, относительно которого должны рассматриваться все остальные. 2. Более специальное значение – описание общего принципа, согласно которому человек воспринимает и интерпретирует действия другого частично относительно того, насколько такие действия направлены лично на воспринимающего. Таким образом, можно прочесть о персонализме поведения другого, что означает степень, в которо..

Персонализм

— религиозно-идеалистическое течение, получившее распространение в конце XIX— первой половине XX в. В США, Франции, Германии и ряде других стран. Исследует некую духовную «личность», как сущность и первоэлемент бытия, наделенную активностью, обладающую волей, сознанием, постигаемым в конечном итоге ее причастностью к Богу. Характерны мистификация и фетишизация творческого начала человека. Религия и наука — равно значимые требования человеческого духа. Религия присуща разуму в той же степени, что..

Перенесение

ПЕРЕНЕСЕНИЕ, перенос - в психоанализе процесс и результат спонтанного отношения человека к человеку, характеризующиеся бессознательным переносом на него сформировавшихся в результате предшествующего взаимодействия с другими людьми, положительных или отрицательных чувств.. ..

Перипатетическая Школа

ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА (ЛИКЕЙ, ПЕРИПАТОС) (греч. Peripatoi - крытая галерея) - по названию помещения гимнасия, служившего лекционным залом, - обозначение философской школы Аристотеля. Данная галерея и сад, окружавший ее, была куплена Феофрастом и впоследствии завещана им П.Ш. Изложение своего учения Аристотель осуществлял здесь. Наиболее известные представители П.Ш. Феофраст (положил начало ботанике), Евдем (история астрономии и математика), Аристоксен Тарентский (психологические исследования в ..

Петр Абеляр

ПЕТР АБЕЛЯР (Abelard, Abailard) (1079-1142) - французский философ и теолог, при жизни получил известность как блестящий полемист, имевший множество учеников и последователей. Основные произведения. "Да и нет", "Диалектика", "Введение в теологию", "Познай самого себя", "История моих бедствий" (единственная средневековая автобиография философа-профессионала). П.А. Рационализировал отношения веры и разума, полагая обязательным условием веры понимание ("понимаю, чтобы верить"). Исходными принципами ..

Петр Дамиани

ПЕТР ДАМИАНИ (Damiani) (1007-1072) - итальянский средневековой схоласт, епископ в Остии, кардинал. В полемике с "диалектиками" неортодоксального толка отстаивал необходимость скурпулезных теоретических реконструкций текстов Библии и писаний "Отцов церкви". Именно усилиями П.Д. Формулировка Иоанна Дамаскина о роли философии как служанки богословия была возведена в эпохальный мировоззренческий принцип западноевропейской интеллектуальной традиции.. ..

Персонализм

(лат. Persona — личность) — концепция человека в современной христианской философии, фундированная характерной для теизма персонификацией Бога, инспирирующей остро значимую ак- центировку неповторимости и максимальной ценности личности как таковой. Развивается мыслителями как католической, так и отчасти протестантской ориентации, в единичных случаях оформляется на базе православия или как внеконфессиональная. Первое употребление термина "П." относится к "Речи о религии к образованным людям, ее п..

Дополнительный поиск Персонализм Персонализм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Персонализм" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Персонализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 11 символа