Понимание

169

ПОНИМАНИЕ - процедура постижения или порождения смысла. П. Не вписывается в субъект-объектную познавательную схему, так как не познание порождает потребность в П., а, наоборот, потребность в П. Ведет к познанию. Категориальный статус П. Придал Шлейермахер, понимавший его как процедуры обнаружения смысла текста в процессе его интерпретации, реконструирующей изначальный его замысл. Таким образом П. У него - это способ экспликации того, что уже изначально предзадано, заложено в тексте. Тем самым были сформулированы основы классической концепции П. Как средства преодоления культурной и временной дистанции. Виндельбанд и Риккерт предложили неокантианскую версию П., трактуя его как суть идиографического метода познания, схватывающего индивидуальные особенности исторических фактов и противопоставленного номоте-тическому методу, обобщающему (генерализующему) и устанавливающему законы, суть которого составляет объяснение, противоположенное баденской школой.

П. Возможно через установление в науках о культуре "отношения к ценности", в котором и проявляется мера индивидуального разнообразия. Благодаря неокантианству, П. Надолго оказалось связанным с оценочным познанием и актами оценивания, но прежде всего им было заложено ставшее теперь традиционным истолкование П. Как эвристической познавательной процедуры, дающей приращение знания, а не только "восстанавливающей" изначальное. Так была задана совершенно самостоятельная тема гносеологии, эпистемологии и методологии - тема противопоставления или согласования "понимающих" и "объясняющих" схем в научном знании и познании. Основная ее тенденция - универсализация процедур П., которые из исторического гуманитарного знания (усилиями Дильтея, М.

Вебера, Шютца и др.) были перенесены в знание социальное, а затем стали рассматриваться как основа, рамка познания. Дорефлексивное схватывание смыслов начинает трактоваться как основа любой аналитической операции. За П. Признается функция продуцирования знания, но оно трактуется, в целом как знание, нуждающееся в дополнительных процедурах, позволяющих перевести его в статус знания научного. П. При этом во многом понимается как интерпретация. Объяснение на одном уровне знания подготавливает почву для переинтерпретации фактов на более высоком уровне, переинтерпретация фактов дает новый импульс объяснению, но сама переинтерпретация есть лишь возможность. Тем самым П. Становится возможным толковать как объяснение в понятиях необходимых условий ("как возможно?"), построенное по схеме практического вывода (Г.Х.

Фон Вригт). Несколько иной поворот трактовки П. Задало признание имманентного присутствия в феномене эпистемологического феноменов социокультурного и личностного (постпозитивизм, социология знания). Объяснение в подобных моделях чаще всего трактуется как логическая рационализация уже понятых (размещенных в когнитивной модели) реальных соотношений, для которых необходимо отыскание закона, устанавливающего всеобщее в них. В самой уже существующей когнитивной модели признается при этом наличие "образной компоненты". В целом это линия втягивания П. В сферу рацио и ее радикализация связана с признанием возможности разных типов рациональности. Данный ракурс темы П. Активно разрабатывается в различных версиях "понимающей" науки (прежде всего, психологии и социологии).

Исходной здесь явилась версия описательной психологии Дильтея, сформировавшего методологическую установку на П. Жизни из нее самой, т.е. Ее временности и историчности, и трактовавшего П. Как непосредственное постижение некоторой душевно-духовно целостности, т.е. Как интуитивное проникновение одной жизни в другую. М. Вебер в версии понимающей социологии снял "психологизм" концепции Дильтея и выдвинул идею формальной рациональности, основанной на принципе максимизации эффективности деятельности в разных сферах социальной жизни, культурно и ментально закрепляемой. Соответственно задача социологии формулируется им как анализ смысловых элементов социокультурной жизни, "задающих" возможные меры рационализации. Любое социальное действие содержит, по М.

Веберу, конституирующий его смысл, соотносимый со смыслами действий других людей. Реализуемая совокупность таких соотношений образует "смысловую связь поведения", которая является объектом понимающего исследования. Эта базовая посылка М. Вебера была универсализирована в феноменологической социологии как предпосылка любых социальных взаимодействий, а также социальных структур и институтов, возникающих на их основе, т.е. П. Стало трактоваться как предоснова любых возможных мыслительных процессов и процедур. Отсюда возможно движение или к признанию социологии знания единственно возможной социологией (с ее "экспансированием" как за рамку дисциплинарности, так и за рамку науки в целом), или разработка диалогических кон-цеций социального взаимодействия и "онтологии поступка" (предполагающих и диалоговую, а не только интерпретационную версию П.), что ведет к герменевтизации дисциплины.

Вывод проблематики П. За пределы его истолкования как метода или процедур П. Был осуществлен Хайдеггером и закреплен в концепции герменевтики Гадамера, Хайдеггер трактовал П. Как специфическое отношение к действительности, в котором человек выступает толкующим себя бытием (т.е. "понимающим бытием"), что означает онтологиза-цию П. Он ввел понятие "предпонимание", выражающее развертывание П. Как онтологического определения человеческого бытия, задающее непреодолимый горизонт познания. П. Как предпонимание изначально и предполагает мышление и поведение - через "предмнения", "предвидения" и "предвосхищения", делая возможным производное ("вторичное") П. Как методы и процедуры познания. Онтологический статус понимания был закреплен герменевтикой, в котором П.

- центральное понятие. Герменевтика отделяет П. Как поиск смысла в качестве собственного предмета и П. Как процедуры приписывания значений, настаивая на изначальной "герме-невтичности человеческого" существования, имманентности ему "понимательности" (что предшествует любым процедурам приписывания значений. При этом акцент смещается с самих смыслов на языковые практики-дискурсы как предмет непосредственного анализа. Эти различные направления и версии П. В истории европейской философской и социальной мысли пытаются синтезировать современная эпистемология и методология прежде всего через разработку проблематики разных типов рациональности. В предельной рамке П. Начинает трактоваться как умение действовать соответственно социокультурному контексту, т.е.

Оно выражает отношение субъекта, владеющего нормами данной культуры, к произведенному в рамке этой культуры тексту (в расширительном его толковании). Процесс П. Наделяется деятельностно-коммуникатив-ной природой. Задание способов действования и коммуници-рования - это и есть запуск механизмов формирования П. В такой трактовке именно П. Создает смыслы, т.е. Последние не понимаются, а продуцируются в процессах П. В конкретных деятельностно-коммуникативных ситуациях. Понимается не смысл или текст, а коммуникативно-деятельностная ситуация, в которой находится понимающий человек. В этом отношении смысл как ситуативно создаваемый и отличается от включаемых в ситуацию в качестве готовых значений. Мы всегда понимаем не сделанное, а сделанным.

Порождаемые смыслы схватываются в процедурах рефлексии. Рефлексия не только проясняет смыслы, но и обнаруживает смысловые лакуны, запуская тем самым новые акты смыслопродуци-рующей деятельности и коммуникации. Достигнутый уровень П. Накладывает, в свою очередь, онтологические и интерпретационные ограничения на объекты деятельностного оперирования, но оставляет открытыми диалогово-коммуни-кативные практики, позволяющие выходить за пределы онтологических представлений и утвердившихся интерпретацио-ных схем, перемещая системы значений в новые контексты и провоцируя столкновения разных контекстов (онтологий, языков), а тем самым запуская и новые интерпретации. Непонимание при этом может быть истолковано как проявление психологической и (или) теоретической замкнутости мышления, приверженного следованию догматизированным усвоенным схемам, что выражается в неспособности осмысливать новые ситуации коммуницирования и действования.

(В этом отношении следует заметить, что одну из первых технологий преодоления психологической замкнутости вне проблематики П. Предложил психоанализ. Аналогичную роль играли исследования парадоксов и аномалий в научном знании). Следовательно, условие П. - разблокировка процессов мышления в коммуникативно-деятельностных и рефлексивных практиках. Тем самым П. Предполагает прежде всего онтологическое (а не гносеологическое) самоопределение субъекта, будучи проблемой практического отношения и практического разума. Именно сращенность человека с бытием и придает П. Свойство естественно складывающегося события. (см. Также. ГЕРМЕНЕВТИКА, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ, ИСТОРИЦИЗМ, ЭКЗЕГЕТИКА)..

Значения в других словарях
Понимание

-я, ср.. ..

Понимание

• глубокое понимание. ..

Понимание

Познавание, познание, сознание, постигание, постижение, воспринятие, восприятие, проникновение, усвоение, уразумение, уяснение.. ..

Понимание

Ср.Процесс действия по знач. Глаг. Понимать.. ..

Понимание

ПОНИМА́НИЕ -я. Ср.. ..

Понимание

-я, ср. 1. См. Понять. 2. Способность осмыслять, постигать содержание. Смысл, значение чего-н. П. Законов природы. Это выше моего понимания (не могу этого понять). 3. То или иное толкование чего-н. Правильное п. Значения слова.. ..

Понимание

Понимания, ср. 1. Только ед. Способность, умение проникнуть в смысл чего-н., усвоить, сознать его. Состояние сознания, к-рому ясен, открыт, известен смысл чего-н. Обладать пониманием чего-н. Утратить понимание чего-н. Читать без понимания. Понимание чужой речи. Понимание законов природы. Текст, доступный пониманию. 2. Чего. Та или иная точка зрения на что-н., то или иное толкование, объяснение чего-н. (книжн.). Марксистское понимание истории. Различные понимания неясных мест "Слова о полку Игоре..

Понимание

— постижение значения и смысла какого-то явления.. ..

Понимание

(англ. Understanding, comprehending) - широкий по значению и сфере применения термин, не имеющий строго фиксированного содержания и объема. Отметим некоторые наиболее частые и важные для психологии значения слова "П.".1. Способность личности осмыслять, постигать содержание, смысл, значение чего-нибудь. В этом смысле О. Мандельштам дал свои оценки 3 поэтам. "Пастернак - человек понимания. Я - человек исключительного понимания. Гете - человек всепонимания".2. Когнитивный процес..

Политцер

ПОЛИТЦЕР (Politzer) Жорж (1903-1942) - французский философ и психолог. Родился в Венгрии. Работал во Франции. С юношеских лет увлекался марксистской философией. Предложил неортодоксальное понимание философии Канта как основы учения Маркса о пролетарской революции. В начале творческого пути был также сторонником учения Фрейда и утверждал, что между методом психоанализа и марксистским методом не существует никакого противоречия. В 1924 выступил в защиту психоанализа и особенно подчеркнул его филос..

Померанц

ПОМЕРАНЦ Григорий Соломонович (р. 1918) - российский философ, культуролог, писатель. Участник Отечественной войны. С 1949 по 1953 - в ГУЛАГе. В советских изданиях его публикации с 1976 по 1987 были запрещены. Занимался правозащитной деятельностью. Печатался за границей. "Неопубликованное" (1972, Мюнхен). "Сны земли" (1984, Париж). "Открытость бездне. Этюды о Достоевском" (1989, Нью-Йорк), статьи в журнале "Синтаксис". Автор работ по истории русской культуры 19-20 вв., культуры Востока, философии..

Понимающая Социология

ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ - в узком смысле - социологическая концепция М. Вебера, предположившего и сам термин "П.С". В широком смысле - одно из основных направлений социологии, связанное с ориентацией на преодоление ее натуралистических установок и позитивистской методологии, заложившее в конце 19 - начале 20 в. Основы последующих неклассических ее версий. Феноменологической социологии, этнометодологии, когнитивной социологии и т.д., вплоть до ее постмодернистского проекта (3. Бауман, В. Вельш и др..

Понятие

ПОНЯТИЕ - форма мысли, обобщенно отражающая предметы и явления посредством фиксации их существенных свойств. Первые П. Относились к чувственно воспринимаемым предметам и имели наглядно-образный характер. С умножением потребностей человека и усложнением видов его деятельности появились более отвлеченные П., непосредственно не связанные с чувственным отражением, но, вместе с тем, являющиеся более близкими к реальности в смысле отражения ее сущности. Таковы, например, П. Молекулы, атома, электрона...

Понимание

Универсальная операция мышления, представляющая собой оценку объекта (текста, поведения, явления природы) на основе некоторого образца, стандарта, нормы, принципа и т.п. П. Предполагает усвоение нового содержания и включение его в систему устоявшихся идей и представлений. Как и объяснение, П. Обыденно и массовидно, и только свернутый характер этой операции внушает обманчивое представление, что оно встречается редко и требует особой проницательности.Проблема П. Долгое время рассматривалась в рамк..

Понимание

Мыслительный процесс, направленный на выявление существенных свойств предметов и явлений действительности, познаваемых в чувственном и теоретич. Опыте человека. Формы проявления П. Различны. Отнесение предмета или явления к определённой категории. Подведение частного случая под общее понятие. Выяснение того, как устроена вещь (напр., П. Конструкции к.-л. Механизма, прибора). Выяснение причин явления, его происхождения и развития, его последствий. Установление логич. Оснований, из к-рых следует т..

Понимание

— универсальная операция мышления, связанная с усвоением нового содержания, включением его в систему устояв­шихся идей и представлений. П. Наделяет смыслом объекты социаль­но-культурной и природной реальности и вводит их тем самым в привычный и связный мир человека. Оно всегда обусловлено соци­ально-историческими и культурными предпосылками. Уяснение смысла объекта как целого предполагает П. Его частей. В свою оче­редь, уяснение смысла частей требует П. Смысла целого (т.наз. «гер­меневтический к..

Дополнительный поиск Понимание Понимание

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Понимание" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Понимание, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 9 символа