Понимание

115

Мыслительный процесс, направленный на выявление существенных свойств предметов и явлений действительности, познаваемых в чувственном и теоретич. Опыте человека. Формы проявления П. Различны. Отнесение предмета или явления к определённой категории. Подведение частного случая под общее понятие. Выяснение того, как устроена вещь (напр., П. Конструкции к.-л. Механизма, прибора). Выяснение причин явления, его происхождения и развития, его последствий. Установление логич. Оснований, из к-рых следует то, что нужно понять (напр., П. Матем. Теорем, доказательств и т. П.). Особое место занимает П. Речи как необходимое условие общения людей, их совместной трудовой деятельности, усвоения обществ, опыта.П. Не следует отождествлять со знанием, поскольку возможно знание без П.

И П. Без знания («непосредств. Усмотрение»). Для П. Характерно ощущение ясной внутр. Связанности, организованности рассматриваемых явлений. Это может быть логич. Упорядоченность, ясное «видение» причинно-следственных связей, когда ранее механически перечисляемые факты объединяются в единую логич. Систему (П. Доказательства матем. Теоремы, П. Формулы, закона естествознания и т. Д.). Возможно ясное ощущение субъектом связности и осмысленности явлений и без усмотрения их логич. Каркаса. Человек понимает поведение др. Человека, его мысли, мотивы и т. Д. На этой же основе может происходить «П.» поведения животных и явлений природы, связанное с приписыванием им аналогий с поведением людей. Возможно П. На основе сопереживания (П. Эмоций человека.

Нерасчленимое «П. Человека». П. Этич. И эстетич. Явлений и т. Д.).П. Достигается только на базе знаний и умений, уже добытых в предшествующем опыте. Вместе с тем предметом П. Является не только уже отражённое в опыте человека, но и ещё непознанное, новое. В основе П. Лежит сложная анали-тико-синтетич. Деятельность мозга. Как и все мыслит, процессы, П. Выражается в словесной форме.П. — процесс субъективный, внутренний и в конечной форме не опирающийся на к.-л. Внешним образом протекающие действия человека. Однако такую форму П. Приобретает не сразу. Первоначально это развёрнутый процесс по ознакомлению с вещами и явлениями. Факты онто-генетич. Развития ребёнка показывают, что только путём многократных прак-тич. Предметных действий с вещами, при постоянном общении с людьми ребёнок достигает П.

Свойств вещей. Эти действия существенно изменяются и постоянно совершенствуются в течение жизни, особенно в раннем и дошк. Возрастах, становясь важнейшей основой П. Особенностей вещей и явлений, всего разнообразия их связей и взаимоотношений.Высокие требования к П. Выдвигает шк. Обучение в связи с задачей овладения учащимися уч. Материалом. Решение матем., физ., хим. Задач, раскрытие смысла словесных описаний, образного лит. Текста предполагает П. Причинно-следственных и пространственно-временных отношений, функциональной зависимоста между отд. Компонентами изучаемого целого. П. Хорошо знакомых слов, явлений, поступков и т. П. Происходит сразу, мгновенно. Однако нередко П. Представляет собой процесс, развёртывающийся во времени и проходящий ряд этапов от первоначального смутного, недифференцированного П.

Ко всё более чёткому, ясному и дифференцированному. При этом в одних случаях сначала осмысливаются отд. Элементы того, что нужно понять, и только после этого достигается П. Целого. В др. Случаях осмысливается сразу целое, но П. Носит ещё смутный, неопределённый характер и требуется значительная аналитич. Работа, чтобы достигнуть ясного П., при к-ром каждая часть целого заняла бы определённое место. В зависимости от того, насколько существенны отношения, к-рые устанавливаются между элементами изучаемого явления, выделяются качественно разл. Элементы — уровни П. Они зависят не только от возрастной стадии умственного развития, но в большей мере от организации процесса обучения. П. — активный процесс. Недостаточно одного восприятия правила, закона, понятия, описательного текста и их иллюстрации примерами.

Получая разъяснения учителя, учащимся необходимо произвести самостоят, работу по осмыслению материала. Разобраться в структуре его элементов, уяснить их связь и последовательность, функцию каждого в целостной структуре и т. П. Целесообразно, чтобы учитель помог учащимся спланировать эту работу, определить чёткий состав и порядок операций, последовательное выполнение к-рых приводит к П. Того или иного содержания.П. В значительной степени определяется предварительными знаниями и умениями. Напр., в нач. Классах пониманию условий арифметич. Задачи способствует правильное прочтение её текста, чёткое выделение того, что известно, и поставленного в ней вопроса. Если же ребёнок плохо владеет навыком чтения, ему трудно проделать такой анализ и именно поэтому трудно понять задачу.В развитии П.

Важную роль играет проверка его правильности. П. Обнаруживается при словесном воспроизведении изученного материала, в действии, в форме применения знаний к новым заданиям и т. П. Однако каждая из этих форм проявления П. В отдельности ещё не обязательно означает и правильность П. Для проверки П. Обычно используется не один, а неск. Разл. Критериев. Умение характеризовать словами то, что осмысливалось, часто свидетельствует о правильности П. Словесное воспроизведение материала может быть сделано и без достаточного П. Иногда, как это известно из пед. Практики, достаточно несколько по-другому поставить вопрос — и ученик затрудняется при ответе. Поэтому важна постановка разнообразных вопросов, по ответам на к-рые только и можно судить о П.

Хорошим критерием П. Словесного материала является умение пересказывать его своими словами, изменять формулировку мыслей, переконструировать текст, передать его в более сжатом или развёрнутом виде, указать идею текста, а также правильные практич. Действия, выполняемые в соответствии с П. Напр., о П. Физ. Закона свидетельствует не только умение пересказать его содержание, но и выполнить лабораторную работу, решить задачу на этот закон, применить его для объяснения соответствующих жизненных явлений.Словесное выражение осмысливаемого материала и практич. Действия с ним служат не только критерием П., но и способствуют П. Изложение к.-л. Материала, ответ на вопрос, попытки применить словесно выраженный принцип на практике ведут к лучшему П.

Этого материала. Напр., решая задачи, применяя на практике орфографич. Правила, учащийся лучше осмысливает их. Большую роль в развитии П. Играет сочетание слова с наглядными образами, примеры, иллюстрирующие общие положения. Особенно важно самостоятельное придумывание примеров учащимися. Такие приёмы, как составление плана текста, выделение последовательности его частей и т. П. Также способствуют П.Более или менее развёрнутый процесс П. Объективного содержания изучаемого материала составляет важнейшее звено в усвоении. П. Сообщает знаниям и умениям осмысленный характер, чем отличает их от знаний, опирающихся на «ме-ханич. Заучивание».Лит. См. При ст. Мышление..

Значения в других словарях
Понимание

-я, ср.. ..

Понимание

• глубокое понимание. ..

Понимание

Познавание, познание, сознание, постигание, постижение, воспринятие, восприятие, проникновение, усвоение, уразумение, уяснение.. ..

Понимание

Ср.Процесс действия по знач. Глаг. Понимать.. ..

Понимание

ПОНИМА́НИЕ -я. Ср.. ..

Понимание

-я, ср. 1. См. Понять. 2. Способность осмыслять, постигать содержание. Смысл, значение чего-н. П. Законов природы. Это выше моего понимания (не могу этого понять). 3. То или иное толкование чего-н. Правильное п. Значения слова.. ..

Понимание

Понимания, ср. 1. Только ед. Способность, умение проникнуть в смысл чего-н., усвоить, сознать его. Состояние сознания, к-рому ясен, открыт, известен смысл чего-н. Обладать пониманием чего-н. Утратить понимание чего-н. Читать без понимания. Понимание чужой речи. Понимание законов природы. Текст, доступный пониманию. 2. Чего. Та или иная точка зрения на что-н., то или иное толкование, объяснение чего-н. (книжн.). Марксистское понимание истории. Различные понимания неясных мест "Слова о полку Игоре..

Понимание

— постижение значения и смысла какого-то явления.. ..

Понимание

(англ. Understanding, comprehending) - широкий по значению и сфере применения термин, не имеющий строго фиксированного содержания и объема. Отметим некоторые наиболее частые и важные для психологии значения слова "П.".1. Способность личности осмыслять, постигать содержание, смысл, значение чего-нибудь. В этом смысле О. Мандельштам дал свои оценки 3 поэтам. "Пастернак - человек понимания. Я - человек исключительного понимания. Гете - человек всепонимания".2. Когнитивный процес..

Понимание

ПОНИМАНИЕ - процедура постижения или порождения смысла. П. Не вписывается в субъект-объектную познавательную схему, так как не познание порождает потребность в П., а, наоборот, потребность в П. Ведет к познанию. Категориальный статус П. Придал Шлейермахер, понимавший его как процедуры обнаружения смысла текста в процессе его интерпретации, реконструирующей изначальный его замысл. Таким образом П. У него - это способ экспликации того, что уже изначально предзадано, заложено в тексте. Тем самым бы..

Понимание

Универсальная операция мышления, представляющая собой оценку объекта (текста, поведения, явления природы) на основе некоторого образца, стандарта, нормы, принципа и т.п. П. Предполагает усвоение нового содержания и включение его в систему устоявшихся идей и представлений. Как и объяснение, П. Обыденно и массовидно, и только свернутый характер этой операции внушает обманчивое представление, что оно встречается редко и требует особой проницательности.Проблема П. Долгое время рассматривалась в рамк..

Поляков Валерий Алексеевич

(р. 9.10.1936, с. Субботино Моск. Обл.), педагог, акад. РАО (1993. Акад. АПН СССР с 1990), дер пед. Наук (1980), проф. (1982). По окончании Орехово-Зуевского пед. Ин-та (1959) работал в Моск. Обл.ИУУ. С 1961 — в НИИ ТОПО АПН СССР (с 1978 зам. Директора, в 1976—78 зав. Сектором НИИ школ Мин-ва просвещения РСФСР), организатор и директор (с 1992) Ин-та проф. Самоопределения молодёжи РАО. Разрабатывал основы общей методики трудового и проф. Обучения, к-рые изложил в одноимённом труде (1987. В соавто..

Помыкало (Рomykato) Войцех

(р. 20.2. 1931, Варшава), польск. Педагог. Дер пед. Наук (1986, Москва), проф. (1992). Окончил Высшую школу обществ, наук в Варшаве (1965). С нач. 60-х гг. Преподаёт в вузах, в т. Ч. В Высшей пед. Школе в Олышыне (с 1987). В 1961—89 ответств. Ред. Обществ, ежемесячника «Выховане», преобразованного в 1973 в офиц. Журн. Мин-ва просвещения «Осьвята и выховане» («Обучение и воспитание». Выходил в 4 версиях для разл. Проф. Групп педагогов). П. Был среди организаторов Учительского радио-телевиз. Ун-та..

Пономаренко Владимир Александрович

(р. 3.1.1933, Мелитополь, Украина), врач и психолог, акад. РАО (1993. Акад. АПН СССР с 1990). Дер мед. Наук (1972), проф. (1980). Ген.-майор мед. Службы (1984). После окончания Саратовского мед. Ин-та (1956) работал в частях ВВС. С 1962 в Ин-те авиац. И космич. Медицины (в 1986—93 начальник ин-та). Автор и соавтор ряда исследований по проблемам психологии в авиации и космонавтике, безопасности полёта и др. (монография «Практическая психология», 1994, соавт. И др.). Под рук. П. Выполнены инж.-пси..

Понятие

Форма научного и обыденного мышления. Результат обобщения свойств предметов нек-рого класса и мысленного выделения самого этого класса по определённой совокупности общих для предметов этого класса отличительных признаков. П. Закрепляется в слове. В П. Отражаются такие предметы и их свойства, к-рые невозможно представить в виде наглядного образа. Однако П. Невозможно без связи с образным строем мышления. В П. Различают содержание и объём. Содержание П. — это совокупность признаков, по к-рым предм..

Понимание

— универсальная операция мышления, связанная с усвоением нового содержания, включением его в систему устояв­шихся идей и представлений. П. Наделяет смыслом объекты социаль­но-культурной и природной реальности и вводит их тем самым в привычный и связный мир человека. Оно всегда обусловлено соци­ально-историческими и культурными предпосылками. Уяснение смысла объекта как целого предполагает П. Его частей. В свою оче­редь, уяснение смысла частей требует П. Смысла целого (т.наз. «гер­меневтический к..

Дополнительный поиск Понимание Понимание

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Понимание" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Понимание, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 9 символа