Потебня

240

ПОТЕБНЯ Александр Афанасьевич (1835-1891) - украинский и русский лингвист, философ и культуролог. Окончил историко-филологический факультет Харьковского университета (1856). Впоследствии учился в Берлине, брал уроки санскрита у А. Вебера. Профессор, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1877). Один из основателей психологической школы в языкознании. В творчестве П. Отразилось влияние В. Гумбольдта, X. Штейнталя, Сеченова. Наследие П. Огромно и многогранно. Он разрабатывал проблемы теории словесности. Происхождения и эволюции языка. Лингвистики. Грамматики. Связи языка и мышления. Языка и нации. Языка и мифа. Символики языка. Фольклористики. Искусствознания. В философско-лингвистической концепции П. Можно выделить следующие тезисы и подходы.

Природа языка общественна. "общество предшествует началу языка". Слово не только продукт индивидуального сознания. Язык творит народ, язык - порождение "народного духа", язык задает "народность" (национальную специфику народа). (Категории "народ" и "народность" - центральные для концепций П.). П. Впервые применил метод реконструкции национального языка и его описание через антиномии (которые выявляют представления народа о природе), погрузил изучение слова в этнографический контекст. Язык, по П., формирует человеческую мысль. Грамматические категории суть категории мышления, формы движения мысли. "Язык есть средство не выражать уже готовую мысль, а создавать ее..." ("Мысль и язык", 1862). Через язык мы воспринимаем и познаем мир, слово формирует ряд познавательных моделирующих систем.

Миф, фольклор, науку. Именно в слове человек объективирует восприятие мира и связывает это слово с другими словами. История грамматики - это история типов мышления и сознания. П. Предвосхитил многие проблемы современной лингвистики. Различение языка и речи, понимания и непонимания как аспектов коммуникации и др. П. Считал, что диалог всегда предполагает непонимание, так как речь (высказывание) есть акт творческий, авторский, и, следовательно, до некоторой степени неповторимо-непонятный. В своей лингвистической концепции мифа (на основе сравнительно-исторического языкознания) П. Рассматривает миф как начало эволюции человеческой культуры в виде языка. Это - акт "объяснения неизвестного посредством совокупности прежде данных признаков, объединенных и доведенных до сознания словом или образом".

Для возникновения мифов особо значимой явилась, согласно П., внутренняя форма слова - посредник между тем, что объясняется в мифе, и тем, что он объясняет. Миф - первый этап, тип познания мира. "Каждый акт мифический. Есть. Акт познания" ("О доле и сродных с нею существах", 1867). Миф, по П., аналогичен науке. И миф, и наука познают мир и объясняют его по аналогии. В мифе содержится нерасчле-ненный сплав будущих узкоспециализированных наук и знаний. В мифе не различается образ объекта и сам объект. При анализе мифа важно обращать внимание не на сюжет, а на его смысл, ибо миф - это слово. Миф не есть отжившая форма человеческой мысли, он эволюционирует и развивается. Лосев отмечал, что у П. Замечательная система феноменологических, психологических, логических и лингвистических идей и методов.

Отдавая дань уважения эвристическому и педагогическому потенциалу творчества П., Флоренский называл его "родоначальником целого ученого выводка". Наследие П. Отразило в себе философичность и синтетичность русской науки 19 в., а многие теории и подходы П. Остаются работающими и в конце 20 ст..

Значения в других словарях
Потебня

IПотебня́ Александр Афанасьевич [10(22).9.1835, село Гавриловка Роменского уезда Полтавской губернии, — 29.11(11.12).1891, Харьков], украинский и русский филолог-славист, член-корреспондент Петербургской АН (1877). Брат революционера А. А. Потебни (См. Потебня). Окончил Харьковский университет (1856). В 1860 защитил магистерскую диссертацию «О некоторых символах в славянской народной поэзии». С 1875 профессор Харьковского университета. Разрабатывал вопросы теории словесности, фольклора и этногра..

Потебня

Александр Афанасьевич — известный ученый, малоросс по происхождению и личным симпатиям, род. 10 сентября 1835 г., в небогатой дворянской семье Роменского у., Полтавской губ., учился в Радомской гимназии и в Харьковском университете по историко-филологическому факультету. В Университете П. Пользовался советами и пособиями П. И Н. Лавровских и находился отчасти под влиянием проф. Метлинского, большого почитателя малорусского языка и поэзии, и студента Неговского, одного из наиболее ранних и усердн..

Потебня

Потебня́ "кожаные лопасти по бокам казачьего седла", укр. Потебня́ – то же, сюда же фам. Потебня́. От тебенёк (см.). Ср. Потебня, РФВ 5, 239.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Потебня

ПОТЕБНЯ Александр Афанасьевич (1835-1891) - филолог, литературовед, этнограф. Р. В семье мелкого дворянина. Учился в классической гимназии, затем в Харьковском ун-те на историко-филологическом факультете. После его окончания (1856) преподавал литературу в харьковской гимназии. В 1860 защитил магистерскую диссертацию «О некоторых символах в славянской народной поэзии...» В 1862 получил научную командировку за границу, где пробыл год. В 1874 защитил докторскую диссертацию «Из записок по русской гр..

Потебня

Андрей Афанасьевич (19.VIII.1838 - 21.II.1863) - рус. Революционер. В 1856 окончил Константиновский кадетский корпус. Служил в чине прапорщика, затем подпоручика в Шлиссельбургском полку. Находясь с полком в Польше, в 1861 стал одним из создателей революц. Орг-ции офицеров рус. Армии в Польше. С 1862 возглавил ее. В нояб. 1862 вместе с орг-цией вошел в "Землю и волю". Был одним из инициаторов и авторов ряда революц. Прокламаций от Комитета русских офицеров в Польше. Во время Польск. Восстания 18..

Постулат

ПОСТУЛАТ (лат. Postulatum - требование) - принцип, положение, который служит основанием для осуществления содержательных рассуждений и выводов. По отношению к самим рассуждениям П. Выступает регулятивом их реализации, неявно содержа их в себе и оставаясь при этом, однако, семантически неакцентированным. П. Часто отождествляется с аксиомой, однако, такое отождествление не учитывает его специфики. П. Предполагает меньшую строгость и линейность выводов, отсутствие жесткой необходимости следования п..

Постфрейдизм

ПОСТФРЕЙДИЗМ (англ. Post - после и фрейдизм) - собирательное понятие, посредством которого обозначают совокупность разнообразных реформаторских, модернистских и прочих направлений, течений и школ, в той или иной мере разделяющих и развивающих идеи Фрейда (психоанализа, фрейдизма). Обычно к П. Относят. Индивидуальную психологию (Адлер и др.), аналитическую психологию (Юнг и др.), сексуально-экономическую социологию (Райх и др.), неофрейдизм (Салливан, Фромм, Хорни и др.), социометрию (Морено и др..

Потей

ПОТЕЙ Ипатий (светское имя Адам Львович) (1541-1613) - государственный и церковный деятель Великого княжества Литовского. Учился в Кракове. Занимал ряд государственных должностей. В 1590 постригся в монахи, в 1593 возглавил Владимирско-Брестскую епископскую кафедру. С 1599 - Киевский униатский митрополит. Один из организаторов и вдохновителей Брестской церковной унии 1596. Основные полемические работы. "Уния..." (1595). "Беседы берестянина с братчиком" (1603). "Воскресший Наливайко" (1607). "Ере..

Право

ПРАВО - многоаспектное понятие гуманитарных дисциплин. Кант определял П. Как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы. Таким образом, П. Можно определять как норму свободы. Существует множество научных направлений, формирующих представления о П. Теория естественного П. Историческая школа П. Психологическая теория. Материалистическая теория П. Нормативистское направление. В литературе, исходя из множественности ..

Дополнительный поиск Потебня Потебня

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Потебня" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Потебня, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 7 символа